1 В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
|
|
|
1)
|
Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!
|
|
2)
|
А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него.
|
|
3)
|
Здоро во, юный жених!
|
|
4)
|
Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные...
|
|
2 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
|
|
|
1)
|
Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу.
|
|
2)
|
Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт:
– Жучка, Жучка!
|
|
3)
|
Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх.
|
|
4)
|
Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове.
|
|
3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
|
|
|
1)
|
Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу.
|
|
2)
|
Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...
|
|
3)
|
Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу?
|
|
4)
|
Обучить грамоте и поскорее отпустить домой – работать.
|
|
4 В каком варианте ответа средством выразительности речи является противопоставление?
|
|
|
1)
|
Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.
|
|
2)
|
Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина.
|
|
3)
|
– Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.
|
|
4)
|
Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. А когда спасают, то долго не думают…
|
|
5 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
|
|
|
1)
|
Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.
|
|
2)
|
И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома.
|
|
3)
|
Это моего отца убили... – закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.
|
|
4)
|
Он был рад, что мать не видит его слёз.
|
|
6 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
|
|
|
1)
|
Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией.
|
|
2)
|
Все двинулись к дверям, в классе оставался только Петруха Васильев, который спокойно, ни на кого не обращая внимания, что-то писáл в тетради.
|
|
3)
|
Петруха беспокойно посмотрел на хмуро насупившегося Носкова, но ничего не ответил.
|
|
4)
|
Он сел на своё место, рядом с Петрухой, и стал доставать из портфеля учебники.
|
|
7 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
|
|
|
1)
|
Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект.
|
|
2)
|
До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.
|
|
3)
|
Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки – Нюра и Рая Ивановы.
|
|
4)
|
Впереди было ещё почти два года блокады...
|
|
8 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
|
|
|
1)
|
Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.
|
|
2)
|
Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице.
|
|
3)
|
А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.
|
|
4)
|
И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.
|
|
9 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
|
|
|
1)
|
Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню.
|
|
2)
|
На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец.
|
|
3)
|
Какая-то мелкая рыбёшка приплыла, сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря, исчезла.
|
|
4)
|
Он пошёл неуклюже, кряжисто, как танк.
|
|
10 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
|
|
|
1)
|
После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант.
|
|
2)
|
Ему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт.
|
|
3)
|
Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани.
|
|
4)
|
Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки.
|
|
11 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
|
|
|
1)
|
Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики…
|
|
2)
|
…я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.
|
|
3)
|
Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед.
|
|
4)
|
Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.
|
|
12 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
|
|
|
1)
|
Я неплохо знал немецкий, домашних заданий никогда по этому предмету не готовил, но однажды настал и мой черёд, когда Елена Францевна ни с того ни с сего вызвала меня к доске, будто самого рядового ученика, и велела читать стихотворение.
|
|
2)
|
У дворовых и у школьных ребят навсегда засело в памяти, что в нашей паре я был ведущим, а Павлик – ведомым.
|
|
3)
|
Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза.
|
|
4)
|
Она стала листать классный журнал.
|
|
13 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
|
|
|
1)
|
Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки.
|
|
2)
|
Разве в мирное время понимает человек, что такое чистые простыни?
|
|
3)
|
Я ложусь на свою царскую кровать, пахнущую сеном и свежим бельём, и проваливаюсь, как в пух.
|
|
4)
|
И лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся на плацдарме.
|
|
14 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
|
|
|
1)
|
Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей».
|
|
2)
|
А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю.
|
|
3)
|
Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки.
|
|
4)
|
Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску.
|
|
15 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
|
|
|
1)
|
Стиснув до побеления губы, зыркая исподлобья, Жека пытался отнять портреты, а их перебрасывали с парты на парту, передавали по кругу – началась детская игра «А ну-ка, отними!»...
|
|
2)
|
Тот сидел сгорбясь – локти в парту, кулаки под закаменевшим подбородком, – взглядом упирался в одну точку – от всех отгорожен, замкнут, защёлкнут на замок.
|
|
3)
|
Я видела на почтамте, как Жека отправлял толстые конверты!
|
|
4)
|
Лисапета вдруг явственно увидела, как толстые Жекины конверты, обклеенные марками, цепочкой движутся на север, к городу Норильску.
|
|
16 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
|
|
|
1)
|
Когда Юра начал вытаскивать из массивного письменного стола огромные и почему-то пыльные альбомы, прямо над головами мальчишек раздался протяжный и жалобный вой...
|
|
2)
|
Мой папа говорит: если не умеешь ухаживать, не заводи собак...
|
|
3)
|
Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна.
|
|
4)
|
Пришло время удивляться Валерке.
|
|
17 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
|
|
|
1)
|
Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд.
|
|
2)
|
Входя в класс, Илья сунул котёнка подвернувшемуся Сане, и тот спрятал его в свой портфель.
|
|
3)
|
Первый раз Миху поколотили уже первого сентября – несильно и назидательно – на большой перемене.
|
|
4)
|
Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь.
|
|
18 В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм.
|
|
|
1)
|
Птицы замолчали, уступив место нашему герою.
|
|
2)
|
Но, пропадая среди лести и восхищения, он всё же иногда прибегал на полянку, где в любое время ждал его мальчик.
|
|
3)
|
Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, годы, светлячок постарел, потускнел, друзей больше у него не было, в гости его не приглашали, им не восхищались.
|
|
4)
|
Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце, траву…
|
|
19 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
|
|
|
1)
|
Как-то в начале июня зашёл к Поликарповне человек и попросил сдать комнату на лето.
|
|
2)
|
Начиная с воскресенья в деревню стали приезжать всё новые и новые дачники.
|
|
3)
|
– Спасибо, родимый, – сказала Поликарповна, – только чуднό мне что-то: пришёл, снял комнату, даже не поторговался, а теперь ты крыльцом моим занимаешься, будто и не чужие мы люди.
|
|
4)
|
Он был какой-то уютный, весёлый и простой человек, и хозяйка с первого же дня привыкла к нему, как к своему.
|
|
20 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
|
|
|
1)
|
Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру.
|
|
2)
|
Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу.
|
|
3)
|
Книга исчезла между двойными окнами вагона.
|
|
4)
|
Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках.
|
|
21 В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?
|
|
|
1)
|
(3) Люсю Катунину она называла на французский манер: Люси. (4) «Как в доме Ростовых! – поясняла Оленька. – (5) Или Болконских».
|
|
2)
|
(7) Несмотря на сопротивление Оленьки, она таскала за ней огромную папку с рисунками, даже готовила краски и мыла кисточки.
|
|
3)
|
(23) А она обиделась... (24) И на что?! (25) Академик живописи рисует гораздо лучше, чем говорит.
|
|
4)
|
– (35) Не нашла места в зале? – задумчиво произнесла я. – (36) Если бы ты нашла его у себя в сердце...
|
|
22 В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?
|
|
|
1)
|
(2) Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься.
|
|
2)
|
(5) Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.
|
|
3)
|
(18) Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом.
|
|
4)
|
(20) А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.
|
|
23 В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
|
|
|
1)
|
(5) Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и не намерена сидеть на кухне, как прислуга.
|
|
2)
|
(36) А осложнения, как он понимал, грядут.
|
|
3)
|
(38) Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос – тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором.
|
|
4)
|
(40) Впереди праздник, и жизнь – как праздник.
|
|
24 В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
|
|
|
1)
|
(1) В первый год моей жизни, в день какого-то праздника, по старому поверью, родители мои устроили гадание: они разложили крест, детскую саблю, рюмку и книжку.
|
|
2)
|
(5) Рассказывая мне впоследствии об этой сценке, отец смеялся…
|
|
3)
|
(11) Рассказы отца, прошедшего тернистый путь от солдата до капитана, детские игры – всё это настраивало на определённый лад.
|
|
4)
|
(20) По мере перехода в высшие классы свободного времени, конечно, становилось меньше, появились другие интересы, и воинские упражнения мои почти прекратились.
|
|
25 Укажите, какое средство выразительности речи используется в предложении 18: «Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный совет».
|
|
|
1)
|
метафора
|
|
2)
|
сравнительный оборот
|
|
3)
|
противопоставление
|
|
4)
|
просторечные слова
|
|
26 В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение?
|
|
|
1)
|
(11) Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.
|
|
2)
|
(14) В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.
|
|
3)
|
(17) Смычок – вот что он будет держать в руках всю жизнь!
|
|
4)
|
(26) «Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» – рассуждала бабушка.
|
|
27 В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
|
|
|
1)
|
(8) Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом.
|
|
2)
|
(12) Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета.
|
|
3)
|
(15) Иоська смолк и вопросительно и насторожённо смотрел на непрошеную гостью.
|
|
4)
|
(23) Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам...
|
|
28 В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
|
|
|
1)
|
(12) Пашка хочет быть как Циолковский и всегда что-нибудь изобретает.
|
|
2)
|
(2) Нельзя же заново изобретать самолёт, если его давно изобрели, или открывать новые страны, если всё уже пройдено вдоль и поперёк!
|
|
3)
|
(20) Я выпросил у отца большую конторскую книгу, вывел на обложке…
|
|
4)
|
(30) История Тыжи осталась ненаписанной, но в деревне меня теперь зовут не иначе как «Колька-летописец»...
|
|
29 В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
|
|
|
1)
|
(1) В детстве я очень, очень старалась полюбить театр, как мне велели: ведь это Большое Искусство, Храм.
|
|
2)
|
(2) И я, как положено, должна испытывать священный трепет, но помнить при этом, что в театре есть театральные условности.
|
|
3)
|
(4) А между тем в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками.
|
|
4)
|
(21) От кино я именно и жду полного преображения, окончательного обмана – «чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда».
|
|
30 В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение?
|
|
|
1)
|
(1) Толя осени не любил. (2) Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто шли дожди и мама не пускала его на улицу.
|
|
2)
|
(15) А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за углом старого двухэтажного дома.
|
|
3)
|
(3) Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу...
|
|
4)
|
(35) Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя.
|
|
31 В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
|
|
|
|
1)
|
(4) Вот наконец она появилась. (5) Загадочное существо тринадцати лет, невероятная красавица с улыбкою до ушей, с золотыми глазами, с тонюсенькой талией.
|
|
2)
|
(26) Гоша подходит к стене, опускается на четвереньки и после нескольких неудачных попыток делает стойку. (27) Верочка наблюдает за ним сурово, как тренер.
|
|
3)
|
(38) Верочка снисходительно наблюдает, как мальчишки возятся с ракетой, как бережно кладут её на ступеньки подъезда, а сами отправляются за рюкзаками.
|
|
4)
|
(43) И Гоша теперь сердит и почти свысока разговаривает с Верочкой: (44) «На, смотри, если хочется...»
|
|
|
32 В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
|
|
|
|
1)
|
(10) Он эту музыку прямо на ходу сочиняет.
|
|
2)
|
(2) Я люблю джаз, как дядя Женя.
|
|
3)
|
(21) Кит, съев варёную колбасу из холодильника, шагал в чудесном настроении.
|
|
4)
|
(22) Сколько песен в нас с ним бушевало, сколько надежд!
|
|
|
33 В каком варианте ответа средством выразительности речи является просторечная лексика?
|
|
|
|
1)
|
– (3) Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей.
|
|
2)
|
(16) Встревает тут Федосья, баба из Пýстыни…
|
|
3)
|
(19) Эти доски и пригодятся.
|
|
4)
|
(24) Особенно портрет Пугачёва – глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь.
|
|
|
34 В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
|
|
|
|
1)
|
(9) Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги.
|
|
2)
|
(10) Разочарование, восторг, изумление – все эти чувства сменяли друг друга, не оставляя места неопределённости.
|
|
3)
|
(13) Во всём, кроме женственности и красоты: тут первой считалась Ляля.
|
|
4)
|
(16) Ляля восхищённых взоров не замечала, и они от этого становились ещё восхищённее.
|
|
|
35 В каком предложении средством выразительности речи является олицетворение?
|
|
|
|
1)
|
(10) Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном.
|
|
2)
|
(11) И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей.
|
|
3)
|
(29) Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за тополя.
|
|
4)
|
(30) И я подумал: вот найдёт кто-нибудь, догадается, придёт ко мне...
|
|
|
36 В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
|
|
|
|
1)
|
(7) Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» – этo лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете.
|
|
2)
|
(8) Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною.
|
|
3)
|
(12) Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая.
|
|
4)
|
(17) Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с нерусским лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса.
|
|
|
37 Укажите, какое средство выразительности речи используется в предложении 16: «У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет».
|
|
|
|
1)
|
сравнительный оборот
|
|
2)
|
метафора
|
|
3)
|
слово разговорного стиля
|
|
4)
|
фразеологизм
|
|
|
38 В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
|
|
|
|
1)
|
(9) Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась.
|
|
2)
|
(13) Родители сами понимали, что по их стопам я не пойду, и даже не намекали на это.
|
|
3)
|
(3) Конечно, меня отлавливали, не пускали, но несколько чертежей я всё же испортил, какие-то циркули сломал.
|
|
4)
|
(22) Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами.
|
|
|
39 В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
|
|
|
|
1)
|
(12) Частенько отец просит меня напомнить ему содержание кинокартины или книги, которую мы оба читали.
|
|
2)
|
– (13) Какая диковинная память, а! – радостно говорит он.
|
|
3)
|
(32) Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять.
|
|
4)
|
(4) Позднего ребёнка ждут не дождутся и, когда наконец дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света.
|
|
|
40 В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?
|
|
|
|
1)
|
(17) И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина.
|
|
2)
|
(2) Глебов жил в своём двухэтажном подворье рядом с серым, громадным, наподобие целого города или даже целой страны, домом в тысячу окон.
|
|
3)
|
(3) Серая громада висла над переулочком, по утрам за́стила солнце, а вечерами сверху летели звуки музыки.
|
|
4)
|
(18) Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами.
|
|
|
41 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
|
|
|
|
1)
|
Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками.
|
|
2)
|
Однажды он принёс воды, когда медвежонок опрокинул полное ведро, и с тех пор она разрешила Тимофею помогать ей.
|
|
3)
|
Он помогает их переводить, ему доверили важное и почти опасное дело, и ни одна контролёрша не посмеет подойти и спросить у него билет, потому что он – с Машей, которую в зоопарке все знали.
|
|
4)
|
Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей.
|
|
|
42 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
|
|
|
|
1)
|
Ты будешь для меня единственным в целом свете…
|
|
2)
|
Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища.
|
|
3)
|
Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей.
|
|
4)
|
И вот настал час прощания.
|
|
|
43 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
|
|
|
|
1)
|
Погасшее небо плотнее прижалось к сонным волнам.
|
|
2)
|
Коста шёл по берегу, наклоняясь вперёд – против ветра.
|
|
3)
|
Собака посмотрела на него большими впалыми глазами и снова обратила взгляд к морю.
|
|
4)
|
Собака глухо зарычала, но не залаяла, не бросилась на неё.
|
|
|
44 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
|
|
|
|
1)
|
Однажды он принёс в класс несколько тонких прутиков и поставил их в банку с водой.
|
|
2)
|
Это у него была такса – чёрная головешка на четырёх ножках.
|
|
3)
|
Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот!
|
|
4)
|
Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста молчальник.
|
|
|
45 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
|
|
|
|
1)
|
На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков.
|
|
2)
|
Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть.
|
|
3)
|
Скрипка замолчала надолго.
|
|
4)
|
И свет фонариков погас.
|
|
|
46 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
|
|
|
|
1)
|
Многочисленная публика собралась слушать оригинального музыканта.
|
|
2)
|
И вдруг сердце старика упало. Из-под рук музыканта опять, как и прежде, вырвался стон.
|
|
3)
|
Действительно, и это бледное лицо с выражением вдумчивого внимания, и неподвижные глаза, и вся его фигура располагали к чему-то особенному, непривычному.
|
|
4)
|
Никто не признал бы его слепым, если б эти глаза не были так неподвижны и если б его не вела молодая дама, как говорили, жена музыканта.
|
|
|
47 Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является метафора.
|
|
|
|
1)
|
Все леса хороши, но особенно хороши горные леса около моря: в них слышно, как шумит прибой.
|
|
2)
|
Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения.
|
|
3)
|
Сначала она ничего не слышала. Внутри у неё шумела буря.
|
|
4)
|
Ей почудилось, что худой мужчина во фраке, объявлявший программу концерта, назвал её имя.
|
|
|
48 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
|
|
|
|
1)
|
Только сердце моё, занявшееся от горя и восторга, как встрепенулось, как подпрыгнуло, так и бьётся у горла, раненное на всю жизнь музыкой.
|
|
2)
|
Долго сидел я, слизывая крупные слёзы, катившиеся на губы.
|
|
3)
|
Я тихонько приоткрыл дверь, шагнул в караулку и сел на порог, не отрываясь глядя на руку, в которой зажата была гладкая палочка.
|
|
4)
|
Прошло немалое время, пока я узнал музыку.
|
|
|
49 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
|
|
|
|
1)
|
В ту ночь меня разбудили, когда стрелки на светящемся циферблате показывали без пяти час.
|
|
2)
|
Я, привстав, у самых дверей увидел худенького паренька лет одиннадцати, всего посиневшего от холода и дрожавшего.
|
|
3)
|
Минуты через две резко зазвонил телефон.
|
|
4)
|
Ненависть в нём не перекипела.
|
|
|
50 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
|
|
|
|
1)
|
– Вам чего? – грубо спросил Санька с тем выражением, с каким в деревне все разговаривают с побирушками.
|
|
2)
|
– Возьми-кась, – проговорил Санька, ощущая, как растёт в нём ехидная злость, и сознание превосходства, и непонятное презрение к этим троим.
|
|
3)
|
Детдомовские, все втроём, двинулись на него – Санька приготовился к драке.
|
|
4)
|
Санька кинулся было в избу, но столкнулся на пороге с матерью, которая держала в руках чугунок.
|
|
|
51 Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является метафора.
|
|
|
|
1)
|
Он был очень странным, этот высокий, нескладный в движениях лейтенант.
|
|
2)
|
Очевидно, после ужина он бродил где-то по лесным опушкам, потому что к голенищам его сапог прилипли осенние листья.
|
|
3)
|
Яровой поднял голову, и лётчики увидели его глаза…
|
|
4)
|
В больших глазах ребёнка застыло удивление перед громадным, ещё не понятным ему миром.
|
|
|
52 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
|
|
|
|
1)
|
Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.
|
|
2)
|
Музей не возьмёт копии.
|
|
3)
|
Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.
|
|
4)
|
Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал.
|
|
|
53 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
|
|
|
|
1)
|
От крыльца до сарая тянется дорожка, по которой я сделал первые в жизни шаги.
|
|
2)
|
Мы обедали на кухне, как вдруг что-то тяжёлое ударилось о землю и стало светло.
|
|
3)
|
Тень бросает ясень, свесивший свою могучую раскидистую крону на забор и сарай.
|
|
4)
|
Когда-то тут была большая рябина, но она подгнила и упала.
|
|
|
54 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
|
|
|
|
1)
|
Я её такой за всю войну не видел (предложение 6) .
|
|
2)
|
Она заслуженная артистка республики, ленинградская балерина, попавшая к нам в эвакуацию (предложение 2) .
|
|
3)
|
Расхаживала по комнате, разводила руками, напевала какие-то мелодии и рассказывала, как давно, в молодости, на каникулы их повезли в Ленинград и там повели в театр, на балет (предложение 7) .
|
|
4)
|
Пусть побудет ещё немного в своей отдалённой памяти, в золочёном дворце, где показывают балет (предложение 32) .
|
|
|
55 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
|
|
|
|
1)
|
Что я почувствовал, вновь переступив знакомый порог?
|
|
2)
|
Солнце брело по крышам, тени становились длиннее, и моя душа осязала прозрачность воздуха и даже, кажется, невидимую дугу – след ласточки, размашистый её полёт в покое и сладкозвучной тишине.
|
|
3)
|
Будто я что-то потерял и знаю, что потерял без возврата, навеки.
|
|
4)
|
Я стоял, как тогда, до войны, у самого порога, и было на душе у меня пусто, будто я ночью иду по пустой дороге.
|
|
|
56 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
|
|
|
|
1)
|
Я тоже когда-то собирал, мы приносили их домой целыми сотнями.
|
|
2)
|
Особенно много их всегда было под большим диваном.
|
|
3)
|
Вспоминается наша улица – бульвар с могучими каштанами, которые разрослись, образовав свод.
|
|
4)
|
На них много пыли, её сметают только перед Новым годом, Первым мая и мамиными именинами двадцать четвёртого октября…
|
|
|
57 Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является метафора.
|
|
|
|
1)
|
Я верил каждой клеточкой тела, каждой волосинкой ощущал, что другого пути у меня в жизни не будет, только в цирк!
|
|
2)
|
И всю свою жизнь, начиная с восьми лет, я целенаправленно готовил себя к профессии клоуна.
|
|
3)
|
Случилось это в Англии. Я должен был там выступать, но переправить туда своих четвероногих без карантина не мог.
|
|
4)
|
Я смастерил массу игрушек, и с британскими кошками мы повторили все трюки, которые выполняли их московские «коллеги», и даже сумели создать много нового и интересного.
|
|
|
58 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
|
|
|
|
1)
|
От льна, цветов, яблок в пушкинских комнатах всегда пахнет солнцем, чистотой.
|
|
2)
|
Когда приступал к работе в музее новый экскурсовод или молодой студент-практикант – все они обязательно просили тётю Шуру послушать их экскурсию и сказать своё слово.
|
|
3)
|
Бывало, проходишь с гостями по музею и слышишь: «А ведь она у вас совсем как Арина Родионовна!»
|
|
4)
|
В комнате няни она обычно читала наизусть письма Арины Родионовны, которые няня писала Пушкину из Михайловского, и в устах рассказчицы они звучали особенно задушевно.
|
|
|
59 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
|
|
|
|
1)
|
Замечательный человек, встретившийся мне, был Игнатий Дмитриевич Рождественский, сибирский поэт.
|
|
2)
|
Послушав, без церемоний бросал, сердито сверкая толстыми линзами очков: «Недоросль! Под потолок вымахал, а читаешь по слогам!»
|
|
3)
|
Я хорошо запомнил, что на том уроке в классе никто не только не баловался, но и не шевелился.
|
|
4)
|
Очень полюбили мы самостоятельную работу – не изложения писать, не зубрить наизусть длинные стихи и прозу, а, напротив, сочинять, творить самим.
|
|
|
60 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
|
|
|
|
1)
|
Проходя по коридорам, он поднимал плечи и наклонял голову: ему казалось, что так он выглядит гораздо старше.
|
|
2)
|
Загорелся спор, и неожиданно студенты поняли, что прав Ландау!
|
|
3)
|
Благодаря этой книге он понял, что для человека нет ничего недостижимого!
|
|
4)
|
Добиваясь больших успехов, он при этом избегал громких слов и ненавидел хвастовство.
|
|
|
61 Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 6: «Он не умел играть в волейбол, плавать диковинным стилем баттерфляй и бегать на лыжах так хорошо, как умела мама».
|
|
|
|
1)
|
метафора
|
|
2)
|
аллитерация
|
|
3)
|
фразеологизм
|
|
4)
|
сравнение
|
|
|
62 Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 19: «Ниже на две головы, а пошёл в наступление, решился!..»
|
|
|
|
1)
|
просторечная лексика
|
|
2)
|
эпитет
|
|
3)
|
книжная лексика
|
|
4)
|
сравнительный оборот
|
|
|
63 Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 4: «Сама луна скрывалась за светлыми облаками, но её лучи пронизывали воздух и рассыпали свет по высоким волнам».
|
|
|
|
1)
|
сравнительный оборот
|
|
2)
|
аллегория
|
|
3)
|
фразеологизм
|
|
4)
|
метафора
|
|
|
64 Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 11: «У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет».
|
|
|
|
1)
|
сравнительный оборот
|
|
2)
|
метафора
|
|
3)
|
слово разговорного стиля
|
|
4)
|
фразеологизм
|
|
|
65 Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 4: «Горшочек был самый маленький, цветочек самый простенький, похожий на капельку огня».
|
|
|
|
1)
|
олицетворение
|
|
2)
|
слова просторечного стиля
|
|
3)
|
сравнение
|
|
4)
|
фразеологизм
|
|
|
66 Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 14: «Папа прямо весь расцвёл».
|
|
|
|
1)
|
слова книжного стиля
|
|
2)
|
метафора
|
|
3)
|
эпитеты
|
|
4)
|
антитеза
|
|
|
67 В каком варианте ответа средством речевой выразительности является лексический повтор?
|
|
|
|
1)
|
(5) Я так и подумал, что это ты.
(8) Я покорно протянул лист.
|
|
2)
|
(24) Грех невелик. (25) И не думай, не с тобой одним приключился этот грех.
|
|
3)
|
(39) Подал ему опус, который сочинил на прошлой неделе. (40) Мне самому он очень нравился.
|
|
4)
|
(53) То, что ты написал, уже слишком серьёзно, чтобы я мог судить, хорошо ли это или плохо. (54) Это уже не отметка, чтобы проставлять в дневник!
|
|
|
68 Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 16: «От твоего ответа зависит, будем ли мы общаться по-настоящему или нам придётся попрощаться раз и навсегда».
|
|
|
|
1)
|
фразеологизм
|
|
2)
|
эпитет
|
|
3)
|
гипербола
|
|
4)
|
сравнение
|
|
|
69 В каком варианте ответа средством речевой выразительности является метафора?
|
|
|
|
1)
|
Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.
|
|
2)
|
Была куплена виолончель, и Олег начал ходить в музыкальный кружок.
|
|
3)
|
«Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» – рассуждала бабушка.
|
|
4)
|
Когда приходили гости, бабушка потихоньку, тайком от внука, хвасталась…
|
|
|
70 В каком варианте ответа средством речевой выразительности является метафора?
|
|
|
|
1)
|
(13) Невысокая, загорелая, морщинистая. (15) И руки заскорузлые, крепкие.
|
|
2)
|
(17) Поправляет сбившийся платок и, приветливо улыбаясь, охотно разговаривает и рассказывает о себе.
|
|
3)
|
(33) Её лицо, глаза и улыбка так и светятся приветливостью, она столь чистосердечна – вся наружу, что ей просто нельзя не верить.
|
|
4)
|
(35) Меж тем за окном проглянуло солнышко, сверкающее ослепительно миллионами росинок на траве, на листьях и на крышах.
|
|
|
71 Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложениях 1—2: «Алёнка увидела женщину, продававшую воздушные шарики, и остановилась как вкопанная:
— Ой, хочу шарик!»
|
|
|
|
1)
|
антитеза
|
|
2)
|
эпитет
|
|
3)
|
сравнительный оборот
|
|
4)
|
фразеологизм
|
|
|
72 Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 18: «А я не знал, что со мной, и задрал голову к потолку, чтобы слёзы вкатились обратно, и потом сказал…»
|
|
|
|
1)
|
сравнительный оборот
|
|
2)
|
аллегория
|
|
3)
|
олицетворение
|
|
4)
|
разговорная лексика
|
|
|
73 Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 3: «В зале, украшенном плакатами и цветами, ни одного школьника, кроме меня, не было, поэтому на меня все обращали внимание».
|
|
|
|
1)
|
сравнительный оборот
|
|
2)
|
олицетворение
|
|
3)
|
фразеологизм
|
|
4)
|
аллегория
|
|
|
74 В каком варианте ответа средством речевой выразительности является фразеологизм?
|
|
|
|
1)
|
– (5) Ну, всё, – говорит отец и, собрав бумаги, щёлкает замками «дипломата».
|
|
2)
|
(12) Ника с обиженным видом спускается за ним и садится в машину.
|
|
3)
|
(16) Слишком у этих взрослых всё разложено по полочкам.
|
|
4)
|
(30) «Какая, однако, взрослая девица», – удивляется и одновременно радуется он.
|
|
|
75 В каком варианте ответа средством речевой выразительности является эпитет?
|
|
|
|
1)
|
(9) Я жил в каком-то мною самим созданном мире, ещё не понимая, что это мир поэзии.
|
|
2)
|
(10) Cтранно, но я, несмотря на моё поэтическое восприятие жизни, тогда о стихах не помышлял.
|
|
3)
|
(14) А собака моей сестры, старая и жирная, только прикидывалась собакой, на самом деле она была жабой, и я один это знал.
|
|
4)
|
(29) Когда я нахожусь в особенно творческом состоянии, я живу будто двойной жизнью: наполовину здесь, в сегодняшнем дне, наполовину там, в прошлом, в золотой невозвратной поре.
|
|
|
76 Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 6: «Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами».
|
|
|
|
1)
|
метафора
|
|
2)
|
сравнительный оборот
|
|
3)
|
фразеологизм
|
|
4)
|
термин
|
|
|
77 Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 24: «И я впервые старался найти точные, яркие слова, которых от меня искренне ждал взрослый и авторитетный для меня человек».
|
|
|
|
1)
|
эпитет
|
|
2)
|
сравнение
|
|
3)
|
гипербола
|
|
4)
|
лексика разговорного стиля
|
|
|
80 Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 12: «Но хорошо было сидеть в кресле у широкого, будто киноэкран, иллюминатора, смотреть, как серый простор беспрестанно катит навстречу пенные валы, как в настоящем море...»
|
|
|
|
1)
|
олицетворение
|
|
2)
|
разговорная лексика
|
|
3)
|
сравнительный оборот
|
|
4)
|
аллегория
|
|
|
81 Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 32: «И маленький шлюп с треугольными парусами запрыгал среди волн, пошёл к выходу из бухты, в открытое море…»
|
|
|
|
1)
|
просторечные слова
|
|
2)
|
гипербола
|
|
3)
|
сравнение
|
|
4)
|
олицетворение
|
|
|
82 В каком варианте ответа средством речевой выразительности является фразеологизм?
|
|
|
|
1)
|
(10) Я был поражён.
|
|
2)
|
(14) Какая же воля может быть у человека, который не знает, что он сделает через час?
|
|
3)
|
– (22) И вообще пора тебе подумать, кто ты такой и зачем существуешь на белом свете!
|
|
4)
|
(40) Но всё это я отложил до своего выздоровления, а пока только думал и думал…
|
|
|
83 В каком варианте ответа средством речевой выразительности является метафора?
|
|
|
|
1)
|
(2) Я стал придавать огромное значение внешности.
|
|
2)
|
(20) Все поблёкли, стушевались передо мною.
|
|
3)
|
(27) Это, мама, французский очень дорогой и вкусный сыр, разве ты не знаешь?
|
|
4)
|
(37) А на гимназическом балу она прошла мимо, не ответив на мой поклон.
|
|
|
84 В каком предложении средством речевой выразительности является метафора?
|
|
|
|
1)
|
(13) Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью.
|
|
2)
|
(20) Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц.
|
|
3)
|
(23) Ларион обрадовался зайцу, будто родному.
|
|
4)
|
(26) Дед бежал за зайцем, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»
|
|
|
85 Укажите фрагмент, в котором средством выразительности речи является антитеза.
|
|
|
|
1)
|
А потом огляделся: батюшки, все люди, окружающие нас, не просто братья, а однояйцевые близнецы.
|
|
2)
|
— Есть индивидуальности, — пробурчал Сашка.
— Их всё меньше, — сказал Роман.
|
|
3)
|
Одни верят во что-то, другие ни во что не верят…
|
|
4)
|
— А я хочу? Но машина — это воплощённая пошлость.
|
|
|
86 Укажите вариант, в котором средством выразительности речи является метафора.
|
|
|
|
1)
|
Вот недавно ночью шли мимо солдаты. Я дежурил у телефона и вышел покурить.
|
|
2)
|
И чей-то молодой, негромкий голос доносился откуда-то из-под деревьев.
|
|
3)
|
Они шли и пели, тихо, вполголоса. Я даже не видел их, я только слышал их шаги по асфальту и тихую, немного даже грустную песню. Я подошёл. Бойцы расположились на отдых вдоль дороги, на примятой траве.
|
|
4)
|
Маленькие, как будто незначительные, они въедаются, впитываются как-то в тебя, начинают прорастать, вырастают во что-то большое, значительное, вбирают в себя всю сущность происходящего, становятся как бы символом.
|
|
|
87 В каком варианте ответа средством речевой выразительности является лексический повтор?
|
|
|
|
1)
|
(9) Она была изображена во весь рост и так, как будто торопилась куда-то, накинув свой лёгкий шарф. (14) Забывшись, она молча переводила глаза с портрета матери на сына...
|
|
2)
|
(10) Но больше всего поразили Динку её глаза. (13) Казалось, она где-то уже видела эти глаза, улыбку и ямочку на щеке.
|
|
3)
|
— (17) Здравствуйте, барышня! — сказал он, поднимаясь навстречу. — (18) Здравствуйте, Яков Ильич! — низко кланяясь, прошептала оробевшая Динка.
|
|
4)
|
— (21) Сыграйте, Яков Ильич. (23) Яков кивнул головой сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок...
|
|
|
88 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнительный оборот.
|
|
|
|
1)
|
А внутри на некоторых страницах встречались следы пальцев, даже синели чернильные кляксы.
|
|
2)
|
Анна Николаевна тогда приходила хмурая, пока флажки на Волге вдруг не зашевелились и не принялись двигаться вперёд, к границе.
|
|
3)
|
Рассказывала, как наконец-то окружили фашистов, захватили клещами, будто ржавый гвоздь, и выдернули его.
|
|
4)
|
Не ту, что прочитала бабушка или мама возле постели, когда у тебя была ангина и тебе отчего-то хотелось плакать.
|
|
|
89 В каком предложении средством речевой выразительности является олицетворение?
|
|
|
|
1)
|
Изредка мы устраивали на чердаке раскопки, и среди разбитых оконных рам и занавесей из мохнатой паутины обнаруживался то ящик от масляных красок, то сломанный перламутровый веер, то медная кофейная мельница времён севастопольской обороны.
|
|
2)
|
На крышке её была выложена английская надпись…
|
|
3)
|
Как все хорошие мастера, он разговаривал с вещами, которые делал, и предсказывал их будущее.
|
|
4)
|
Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка, наполняя дом таинственным звоном, — даже ходики притихли от изумления.
|
|
|
90 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
|
|
|
|
1)
|
А только с того момента, как мы ушли из Оскола, как отступаем всё дальше, у меня на душе какой-то противный осадок…
|
|
2)
|
Облака точно густой, чёрный дым.
|
|
3)
|
Волга от ветра шершавая, без всякого блеска.
|
|
4)
|
Всё это когда-то интересовало меня, а сейчас отошло далеко, далеко…
|
|
|
91 В каком предложении средством речевой выразительности является сравнительный оборот?
|
|
|
|
1)
|
(2) Но самым необыкновенным обитателем в доме была лягушка!
|
|
2)
|
(9) Из тех же романов Вальтера Скотта мы знали, что в средние века самой страшной пыткой было вот такое медленное капанье на голову ледяной воды, и удивлялись лягушке.
|
|
3)
|
(13) Но потом мы догадались: она приходила смотреть на яркий огонь так же, как дети собираются вокруг неубранного чайного стола послушать перед сном сказку.
|
|
4)
|
(18) Как в средневековой харчевне из романа Вальтера Скотта, дома нас встречали бревенчатые тёмные стены, законопаченные жёлтым мхом, пылающие поленья в печке и запах тмина.
|
|
|
92 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
|
|
|
|
1)
|
Так я и не смог понять, почему библиотека иногда полна народу, а иногда в ней совершенно никого нет.
|
|
2)
|
Мы расхохотались, когда под бархатом оказалась обыкновенная телогрейка, подпоясанная блестящим ремешком.
|
|
3)
|
Клей в корешках рассыпается, бумага пухнет, совсем как человек от голода.
|
|
4)
|
Да, здесь не сцена, а правда.
|
|
|
93 Укажите предложение, в котором содержится метафора.
|
|
|
|
1)
|
Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.
|
|
2)
|
По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка — тоже.
|
|
3)
|
Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, — в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях.
|
|
4)
|
А будь у него свои деньги — хоть сто рублей! — он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки.
|
|
|
94 В каком варианте ответа средством речевой выразительности является фразеологизм?
|
|
|
|
1)
|
(1) В первый год моей жизни, в день какого-то праздника, по старому поверью, родители мои устроили гадание: разложили крест, детскую саблю, рюмку и книжку.
|
|
2)
|
(5) Рассказывая мне впоследствии об этой сценке, отец смеялся…
|
|
3)
|
(11) Рассказы отца, прошедшего тернистый путь от солдата до капитана, детские игры – всё это настраивало на определённый лад.
|
|
4)
|
(19) По мере перехода в высшие классы свободного времени становилось меньше, появились другие интересы, и воинские упражнения мои почти прекратились.
|
|
|
95 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
|
|
|
|
1)
|
Где-то далеко стреляют зенитки, бродят прожектора по небу, вздыхает во сне Валега.
|
|
2)
|
Сколько исходили мы с тобой за эти месяцы, сколько каши съели из одного котелка …
|
|
3)
|
Стоял потупясь и мычал что-то невнятное: не умею, мол, не привык.
|
|
4)
|
А с Валегой — хоть на край света.
|
|
|
96 В каком предложении средством речевой выразительности является просторечная лексика?
|
|
|
|
1)
|
(3) Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей.
|
|
2)
|
(16) Встревает тут Федосья, баба из Пустыни…
|
|
3)
|
(19) Эти доски и пригодятся.
|
|
4)
|
(24) Особенно портрет Пугачёва — глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь.
|
|
|
97 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
|
|
|
|
1)
|
Везде часовые, натянута колючая проволока.
|
|
2)
|
Мы долго следим за бисерным, точно вышитым в небе, треугольником, плывущим на юг.
|
|
3)
|
Трудно понять, где её края и куда она заворачивает.
|
|
4)
|
Майор протягивает мне конверт, склеенный из потрёпанной топографической карты.
|
|
|
98 В каком варианте ответа средством речевой выразительности является эпитет?
|
|
|
|
1)
|
(9) Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась.
|
|
2)
|
(12) Но алгебра, геометрия и физика по-прежнему были самыми тёмными для меня предметами.
|
|
3)
|
(17) Во-первых, там преподавал мой любимый дядя.
|
|
4)
|
(22) Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами.
|
|
|
99 В каком варианте ответа средством речевой выразительности является метафора?
|
|
|
|
1)
|
(5) А музыкант всё дул напропалую в свой саксофон!..
|
|
2)
|
(13) Мы с Китом тоже: я бренчу на гитаре и пою, он лает и подвывает.
|
|
3)
|
(21) Кит, съев полностью колбасу из холодильника, шагал в чудесном настроении.
|
|
4)
|
(22) Сколько песен в нас с ним бушевало, сколько надежд!
|
|
|
100 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являются разговорные слова.
|
|
|
|
1)
|
У Татьяны Львовны заболел внук, она не может от него отойти, а сегодня для библиотеки привезут дрова.
|
|
2)
|
Она просто смотрела на нас как на взрослых, и улыбка всё отчётливее проступала на лице.
|
|
3)
|
На двери по-прежнему висел замок, а во дворе валялись брёвна, сброшенные, видно, с машины как попало.
|
|
4)
|
А через пятнадцать минут во двор, придерживая платок, ворвалась Татьяна Львовна.
|
|
|
101 В каком варианте ответа средством речевой выразительности является метафора?
|
|
|
|
1)
|
(1) Когда Николай Николаевич увидел свой дом, сердце у него сильно забилось.
|
|
2)
|
(4) По памяти дом всегда казался ему большим, просторным, пахнущим тёплым воздухом печей и свежевымытыми полами.
|
|
3)
|
(13) И эти картины, казалось, всегда занимали главное место в их доме…
|
|
4)
|
(24) Но произошло чудо, и картины были живы.
|
|
|
102 В каком варианте ответа средством речевой выразительности является сравнение?
|
|
|
|
1)
|
Огромный Бой бегал, деятельно обживал новые места, но, когда они повернули за угол дома, исчез.
|
|
2)
|
В эту ораву и ворвался чёрным ураганом ньюфаундленд.
|
|
3)
|
Что произвело большее впечатление: величина, скорость бега или разинутая клыкастая пасть?
|
|
4)
|
Ребята старались как можно дальше отбить мяч.
|
|
|
103 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
|
|
|
|
1)
|
Он волок всего две картины — незачехлённые, без рамок.
|
|
2)
|
Я глянул на его холсты, глянул небрежно, даже предубеждённо, ни во что не веря.
|
|
3)
|
Руки были сложены аккуратно, пальчик к пальчику, на одном серебряное колечко посверкивало.
|
|
4)
|
Но я неслышно, про себя, ахнул от ощущения зрелой силы этой кисти.
|
|
|
104 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
|
|
|
|
1)
|
Мужчина встал перед старым человеком, воинственно расставив ноги, его крик заглушал стук колёс.
|
|
2)
|
Наш вагон был относительно пуст — в нём ехали несколько домохозяек с детьми и пожилые люди.
|
|
3)
|
— С какой это стати я стану с тобой разговаривать?
|
|
4)
|
Он взглянул на работягу, в глазах его горел озорной огонёк.
|
|
|
105 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
|
|
|
|
1)
|
Когда в большую перемену Нинка села к нему и открыла его потрескавшуюся деревянную крышку, девчонки окружили пианино плотным кольцом.
|
|
2)
|
Я видел только Нинкин венчик, сделанный из косички, её корону, и Нинка, конечно, не взглянула на меня.
|
|
3)
|
Все слушали музыку, и всем, даже ничего не понимавшим в ней, она нравилась.
|
|
4)
|
Протарахтел в коридоре звонок, и начался урок, а я всё не мог прийти в себя.
|
|
|
106 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
|
|
|
|
1)
|
– Братцы, – закричал он, – железный! Как это прекрасно!
|
|
2)
|
Почему-то тогда учительница подумала, что они подходят друг другу, как две половины одной разрезанной картинки...
|
|
3)
|
Это навсегда останется тайной, как их дотошные родители столько времени были слепы и глухи…
|
|
4)
|
А может, чем больше, тем было даже лучше.
|
|
|
107 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
|
|
|
|
1)
|
И всё, что может быть осыпано, – плечи, столы, закуски, причёски танцующих – было осыпано разноцветными копеечками конфетти.
|
|
2)
|
Я не знаток и не такой уж любитель так называемых бальных танцев.
|
|
3)
|
Когда-то давно, в далёкой юности, залюбовался, помню, Утёсовым, который танцевал фокстрот в ресторане ленинградского Дома искусств.
|
|
4)
|
Оба они должны были казаться мне людьми немолодыми.
|
|
|
108 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
|
|
|
|
1)
|
Вода тёплая, точно подогретая.
|
|
2)
|
Плетёные кресла удобны, в комнате тихо, уютно.
|
|
3)
|
Особенно мне нравилось, как барон сам себя за косу из болота тащит.
|
|
4)
|
Всё небо усеяно плевками зениток.
|
|
|
109 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
|
|
|
|
1)
|
Одну рябинку, росшую возле обочины современной бетонной дороги, на крутом повороте давило колёсами машин, царапало, мяло.
|
|
2)
|
Минут за десять, наверное, хохлатые нарядные работницы обчистили деревце.
|
|
3)
|
Дикая рябинка со своей благодарной и тихой душой услышала, приманила и накормила прихотливых лакомок-птичек, да и я однажды пощипал с веток ярких плодов.
|
|
4)
|
Следом календула появляется и всё-то лето светится горячими угольями ярко-жёлтых соцветий.
|
|
|
110 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
|
|
|
|
1)
|
Они вечно хотят есть, но нужно подумать, чем утолить этот голод.
|
|
2)
|
Вот только бы досидеть, вывести детей.
|
|
3)
|
Забыв про всё на свете, лисица прыгнула, схватила лапами, лязгнула зубами, но... утка исчезла.
|
|
4)
|
В норе у неё осталось шесть недавно родившихся лисят.
|
|
|
111 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
|
|
|
|
1)
|
Только однажды он впал в меланхолию, когда изжевал мою резиновую галошу.
|
|
2)
|
Он даёт круги, время от времени подпрыгивая и зависая над маленькими зелёными ёлками.
|
|
3)
|
Все были начёсанные, причёсанные, приглаженные, воспитанные – словом, восхитительные, писаные красавцы.
|
|
4)
|
Из уважения к Киту папа даже приобрёл ружьё и подал заявку на охоту.
|
|
|
112 В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет?
|
|
|
|
1)
|
Но как-то Белогрудку выследили местные мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились.
|
|
2)
|
Однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек — белогрудая куница.
|
|
3)
|
На следующий день Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до рассвета, а днём увидела своих малышей.
|
|
4)
|
Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё…
|
|
|
113 В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
|
|
|
|
1)
|
Рядом показалась чья-то тень, которая вырвалась вперёд.
|
|
2)
|
Рядом с Тёмкиным домом стоял сухой тополь. Он уже горел вовсю, словно факел.
|
|
3)
|
Но пожарные бежали медленнее, потому что их задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их.
|
|
4)
|
Сгоревшие ветки красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в одно мгновенье.
|
|
|
114 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
|
|
|
|
1)
|
Таким мы увидели его в первый раз: белая шейка, белые лапки, чёрные голова и спина и чёрный мохнатый хвост.
|
|
2)
|
Может, он слышал какую-то музыку — музыку звёзд и темноты.
|
|
3)
|
Мы поспешили пронаблюдать за схваткой, но её не было: Пеле, удивлённый поведением рыжего, побежал к нему, а тот бросился через забор.
|
|
4)
|
Сколько тайн ночью!
|
|
|
115 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
|
|
|
|
1)
|
Вот бы раньше проведать!
|
|
2)
|
Прошло несколько минут — и старая ель дрогнула, наклонилась, пошла быстрее, быстрее.
|
|
3)
|
И как только не разбились!
|
|
4)
|
Меж пальцев скочит, ровно страху у неё нету.
|
|
|
116 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
|
|
|
|
1)
|
(1) Старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
|
|
2)
|
(42) Лена широко раскрыла глаза, пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:
— (43) Какую тебе?
|
|
3)
|
(56) Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
|
|
4)
|
(57) Горяченького захотел, голубчик мой! — приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
|
|
|
117 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
|
|
|
|
1)
|
(7) Я стал обходить все дома в ауле1, рассказывая, что завтра приезжают артисты и мне поручили собирать для них деньги.
|
|
2)
|
(8) Обойдя аул, я подсчитал выручку и понял, что можно продолжать игру.
|
|
3)
|
(9)Но и этих несчастных денег не хватило надолго.
|
|
4)
|
(23) Три дня я ходил сам не свой.
|
|
|
118 В каком варианте ответа указаны средства выразительности речи, использованные в предложении 20: «Это был ненавязчивый, острый, как сквознячок, ни с чем не сравнимый запах – я наклонилась и вдыхала его долго-долго»?
|
|
|
|
1)
|
олицетворение и гипербола
|
|
2)
|
эпитеты и сравнение
|
|
3)
|
синонимы и противопоставление
|
|
4)
|
фразеологизм и метафора
|
|
|
119 В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
|
|
|
|
1)
|
(3) Он водится среди сырых кустов, юрко шныряет мышью по нижним ветвям, ворошит сухие листья, добывая из-под них жучков.
|
|
2)
|
(9) Когда исчез огненный круг солнца, наполнявший отблесками водную гладь, и по земле поползли тени, со всех сторон послышалось странное угрожающее урчание.
|
|
3)
|
(15) 3а это время я не только слышал, но и видел не раз, как поёт соловей.
|
|
4)
|
(16) Он никогда не помещается на ветке дерева, а непременно в кусте, невысоко от земли, сидит, несколько наклонившись, слегка распустив крылья.
|
|
|
120 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
|
|
|
|
1)
|
Бум холодным шершавым языком осушил мои слёзы, от него пахло дождём и мокрой шерстью.
|
|
2)
|
После ужина небо вдруг нахмурилось.
|
|
3)
|
Я кусал ногти, утыкался лицом в подушку и не мог ни на что решиться.
|
|
4)
|
Мама опустилась на колени и закрыла лицо руками.
|
|
|
121 В каком варианте ответа указано средство выразительности речи, использованное в предложении 27: «Я долго так сидел, начисто забыв про всех на белом свете»?
|
|
|
|
1)
|
сравнительный оборот
|
|
2)
|
метафора
|
|
3)
|
олицетворение
|
|
4)
|
фразеологизм
|
|
|
122 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
|
|
|
|
1)
|
Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы.
|
|
2)
|
Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны?
|
|
3)
|
Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых.
|
|
4)
|
Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались облачные небеса.
|
|
|
123 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являются эпитеты.
|
|
|
|
1)
|
(4) Жека, взгляни в окно – видишь, башенные краны торчат?
|
|
2)
|
(15) Как это могло произойти? – внезапно спросил он жёстким, неприятным голосом.
|
|
3)
|
(34) Поднимай планку по сантиметру – и побьёшь дюжину рекордов.
|
|
4)
|
(13) Наблюдая за этими цирковыми фокусами, ни Жека, ни Марковна не заметили, что Кирилл Осипович вдруг умолк.
|
|
|
|