Предлагаем вашему вниманию четыре комплекта заданий «Назови имя». Они подготовлены для учащихся VII класса и охватывают следующие темы: «Иван Грозный и его время», «Смута», «Бунташный век», «Петр Великий и его сподвижники». Задания могут быть использованы на повторительно-обобщающих уроках, при тематическом контроле знаний учащихся, при организации внеклассной работы по предмету.

Задания представляют собой характеристику той или иной исторической личности, которая взята из сочинений В.О.Ключевского, С.М.Соловьева, Н.И.Костомарова, а также из Русского биографического словаря, учебника А.Л.Юрганова и Л.А.Кацвы «История России. XVI-XVIII вв.». По данному описанию учащиеся должны узнать историческую личность. Текст задания-характеристики подобран так, что содержит как хорошо известную для детей информацию, так и новую. Объем новой информации значительно превышает объем старой, известной. Поэтому задания носят более информативный характер, чем обычные контрольные. Чтобы успешно выполнить такое задание, ученик должен не только обладать определенным минимумом исторических знаний, но и уметь работать с текстом (выделить главное, найти ключевое слово-подсказку).

Опыт показывает, что дети с интересом выполняют такие задания и с еще большим интересом сами их готовят. Развитие познавательного интереса и является, с моей точки зрения, залогом успешного овладения историческими знаниями.

 

Назовите имя

I

1. «От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум. Но обстоятельства, среди которых протекло детство, рано испортили этот ум, дали ему неестественное, болезненное развитие. Он рано осиротел — на четвертом году лишился отца, а на восьмом потерял и мать. Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его рано и глубоко врезалось и всю жизнь сохранялось чувство сиротства, брошенности, одиночества, о чем он твердил при всяком случае: "Родственники мои не заботились обо мне"».

Ключевский В.О. Курс русской истории.

 

Это был известный в Европе авантюрист, князь. В молодости он изменил православным традициям семьи и перешел в католичество. Он получил диплом врача в одном из лучших европейских университетов. Но врачевание не увлекло его. Манили успехи рыцарские! Как рыцарь Священной Римской империи он сражался в разных уголках Европы, дружил со многими монархами. Впоследствии при великом князе литовском Александре стал соправителем его княжества, но ненадолго. В 1508 г. поднял мятеж, который был подавлен, и ему вместе с родственниками пришлось бежать в Россию. Так он и его знаменитая племянница, ставшая супругой русского государя, оказались в Москве.

«В 1564 г. [этот] князь ... сверстник и любимец царя Ивана, герой Казанской и Ливонской войны, командуя московскими полками в Ливонии, проиграл там одну битву и, боясь царского гнева — за эту ли неудачу или за связь с павшими Сильвестром и Адашевым, убежал к польскому королю, покинув в Дерпте, где был воеводой, свою жену с малолетним сыном. Он принял деятельное участие в польской войне против своего царя и отечества».

Ключевский В.О. Курс русской истории.

 

Этот князь решился на мятеж. И выбрал для этого день 2 мая, когда русская православная Церковь отмечала перенесение «мощей святых праведных мучеников ... боголюбивых князей русских Бориса и Глеба». Князь надеялся на помощь новгородцев, но просчитался. Новгородцы испугались воинских сил и на Торговой стороне спешно возвели укрепления в человеческий рост. Вскоре князь оказался в тюрьме, где прожил недолго. 10 декабря 1537 г. он умер страдальческой смертью.

По легенде, эта женщина происходила из рода Мамая. Но волею судеб оказалась в Великом княжестве Литовском и стала литовскою княжной. В 1526 г. вышла замуж за Великого князя московского. После смерти мужа фактически стала правительницей при трехлетнем сыне.

 

II

1. «Как все люди, выросшие среди чужих, без отцовского призора и материнского привета, [он] рано усвоил себе привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие или пренебрежение со стороны окружающих. Он сам вспоминал после в письме к князю Курбскому, как его с младшим братом Юрием в детстве стесняли во всем, держали как убогих людей, плохо кормили и одевали, ни в чем воли не давали, всё заставляли делать насильно и не по возрасту». Ключевский В.О. Курс русской истории.

 

2. «...Беглый боярин не хотел молча расстаться со своим покинутым государем: с чужбины, из Литвы, он написал резкое, укоризненное, "досадительное" послание [царю], укоряя его в жестоким обращении с боярами. Царь ... сам "словесной мудрости ритор", как его звали современники, не хотел остаться в долгу у беглеца и отвечал ему длинным оправдательным посланием, "широковещательным и многошумящим", как назвал его князь».

Ключевский В.О. Курс русской истории.

 

В 1537 г. дядю великого князя вызвали в Москву. Почуяв неладное, он сказался больным. Врач, посланный к нему в Старицу — столицу его удельного княжества, не нашел у князя признаков тяжелой болезни. От него вновь потребовали ехать в Москву. И вновь — отказ. «А прежде того не бывало, чтоб нас к вам, государям, на носилках волочили». Взаимное недоверие росло. У князя не выдержали нервы, он решился на мятеж.

При ней были начаты реформы, направленные на централизацию государства. С 1535 по 1538 г. проводилась денежная реформа, осуществлялась губная реформа.

Один из верных помощников Ивана Грозного, выходец из костромского дворянского рода. Возглавлял Челобитенную избу, обладал блестящими способностями, талантом государственного деятеля.

Всесторонне образованный, он оказал большое влияние на духовное развитие молодого царя, привив вкус к чтению книги, поощряя в нем склонность к философствованию. Держал мастерские, в которых трудились богомазы и переписчики старых книг. В мастерских работало много людей по найму; своих холопов он освобождал, понимая невыгодность их труда.

 

III

1. «Безобразные сцены боярского своеволия и насилий, среди которых рос [он], были первыми политическими его впечатлениями. Они превратили его робость в нервную пугливость, из которой с летами развилась наклонность преувеличивать опасность, образовалось то, что называется страхом с великими глазами. Вечно тревожный и подозрительный, [он] рано привык думать, что окружен только врагами, и воспитал в себе печальную наклонность — высматривать, как плетется вокруг него бесконечная сеть козней, которою, чудилось ему, стараются опутать его со всех сторон».

Ключевский В.О. Курс русской истории.

 

2.  «[Этот князь] написал в Литве обвинительную Историю князя великого московского... В своей Истории он высказывает такой политический тезис: "Если царь и почтен царством, но не получил от Бога каких-либо дарований, он должен искать доброго и полезного совета не только у своих советников, но и у всенародных человек". Под этими всенародными человеками [автор Истории] мог разуметь только собрание людей, призываемых для совета из разных сословий, от всей земли».

Ключевский В.О. Курс русской истории.

 

Этот князь умер в тюрьме страдальческой смертью. Перед погребением тюремщикам пришлось замаскировать следы железных оков на теле умершего. Похоронили его в семейной усыпальнице московских князей — Архангельском соборе, но в той его части, где покоились опальные князья, рядом с братом Юрием, погибшим в той же тюрьме.

Суровый и властный, он отличался глубокой религиозностью, доходившей до аскетизма. В его доме нередко находили приют больные, за которыми он лично ухаживал. Возглавлял высшее контрольное ведомство в Русском государстве. В его руках была поистине беспредельная власть. Летописец так характеризует его качества главы челобитной избы: «А кому откажет, тот в другой раз не бей челом ... А кого уличит в плутовстве, тот болыни того не бей челом, то бысть в тюрьме или сослану».

 

Этот человек родился в знатной боярской семье. Получил хорошее образование. Около 1538 — 1539 гг. постригся в монахи в Соловецком монастыре, а через 10 лет возглавил монастырскую братию. Игумен прославился кипучей деятельностью по строительству церквей, хозяйственных помещений, внедрением всевозможных технических новшеств. Соловецкая обитель при нем достигла расцвета, значительно укрепила свой авторитет среди русских монастырей. В 1566 г. с царского ведома был избран на митрополию.

 

IV

1. «Как все люди, слишком рано начавшие борьбу за существование, [он] быстро рос и преждевременно вырос. В 17 — 20 лет, при выходе из детства, он уже поражал окружающих непомерным количеством пережитых впечатлений и передуманных мыслей, до которых его предки не додумывались и в зрелом возрасте. (В 1546 г., когда ему было 16 лет, среди ребяческих игр он, по рассказу летописи, вдруг заговорил с боярами о женитьбе, да заговорил так обдуманно, с такими предусмотрительными политическими соображениями, что бояре стали плакались от умиления».

Ключевский В.О. Курс русской истории.

 

2. 2 мая 1537 г. он обратился к новгородцам с такими словами: «Князь великий мал, а держат государство бояре. И вам у кого служити? А яз вас рад жаловати!»

 

3. Благовещенский протопоп, по словам летописи, «правил Русскую землю с ним заодин и сидели в избе у Благовещения». Оба пользовались особым доверием царя.

 

4. Еще будучи игуменом, он просил, чтобы «царь и великий князь отставил опришнину; а не отставит царь и великий князь опришнину — и ему в митрополитех быти невозможно».

Его отправили воеводой на Ливонскую войну. Вскоре царь приказал арестовать его. Но царские посланцы не застали воеводу в живых: он умер от «огненного недуга». Брат его, Данило, был заключен в тюрьму и вскоре казнен. Репрессии обрушились и на других сторонников этого человека.

Видный государственный деятель, талантливый дипломат, глава Посольского приказа. Был казнен в Москве в июле 1570 г. Ему предлагали жизнь в обмен на раскаяние, но он отказался. К таким царь был особенно немилосерден: он велел «по суставам резати». Каждый, кому приказывалось, должен был подойти к опальному и отрезать какую-нибудь часть тела.

В 1537 г. или около того выехал он из Литвы в Москву. Этот человек служил в наемном польском отряде трем королям — польскому, венгерскому и чешскому. В Москве он потерпел от больших людей, потерял «собинку» — нажитое службой имущество, и в 1548 г. или 1549 г. подал царю обширную челобитную. Этот документ был направлен против бояр, в пользу «воинов», т.е. рядового военно-служилого дворянства. Говорилось, что вельможи у царя худы, крест целуют, да изменяют; царь междоусобную войну «на свое царство пущает», назначая их управителями городов и волостей, а они «от крови и слез христианских богатеют и ленивеют».

Ключевский В.О. Курс русской истории.

 

V

1. «По природе или воспитанию он был лишен устойчивого нравственного равновесия и при малейшем житейском затруднении охотнее склонялся в дурную сторону. От него ежеминутно можно было ожидать грубой выходки; он не умел сладить с малейшим неприятным случаем. В 1577 г. на улице в завоеванном ливонском городе Кокенгаузене он благодушно беседовал с пастором о любимых своих богословских предметах, но едва не приказал его казнить, когда тот неосторожно сравнил Лютера с апостолом Павлом, ударил пастора хлыстом по голове и ускакал со словами:

"Поди ты к черту со своим Лютером". В другое время он велел изрубить присланного ему из Персии слона, не хотевшего стать перед ним на колена».

Ключевский В.О. Курс русской истории.

 

Иван Грозный решительно потребовал, чтобы этот человек «в опришнину ... не вступался, а на митрополию бы ставился». Но все же Грозный пошел на уступку, разрешив новому митрополиту ходатайствовать за опальных.

Этот человек в своих проповедях сурово осуждал пороки русского монашества. По своим взглядам примыкал к нестяжателям, хотя признавал право монастырей владеть селами, но при условии, что обработкой земли занимаются непосредственно сами монахи, без использования труда крестьян.

У этого русского монарха вся философия самодержавия свелась к одному заключению: «Жаловать своих холопей мы вольны и казнить их вольны же».

Ему принадлежат следующие слова: «Знаете и сами, что государство наше ведется от великого князя Владимира Киевского, мы вам государи прирожденные, а вы наши извечные бояре: так постойте, братья, крепко, чтоб мой сын учинился на государстве государем, чтоб была в земле правда и в вас розни никакой не было; приказываю вам Михаилу Львовича Глинского, человек он к нам приезжий; но вы не говорите, что он приезжий, держите его за здешнего уроженца, потому что он мне прямой слуга; будьте все сообща».

Соловьев СМ. История России с древнейших времен.

 

6. «Характер его, героя-добродетеля в юности, неистового кровопийцы в летах мужества и старости, есть для ума загадка».

Н.М.Карамзин.

 

VI

Весной 1568 г. на богослужении в Успенском соборе этот митрополит публично отказал царю в благословении, осудил опричнину и казни. Он напомнил царю, что тот поставлен Богом для того, чтобы судить людей праведно.

Со всей Русской земли собрал он себе «человеков скверных и всякими злостьми исполненных» и обязал их страшными клятвами не знаться не только с друзьями и братьями, но и с родителями, а служить единственно ему и на этом заставлял их целовать крест.

Ключевский В.О. Курс русской истории.

 

3.    Он оказал важные услуги русскому просвещению в XVI в. Прежде всего он занялся переводом толкования на Псалтырь; он переводил его с греческого на латинский язык, а уже с латинского на славянский переводили двое русских толмачей. После этого перевода ему поручено было исправление богослужебных книг, заполненных грубыми ошибками переписчиков; потом он перевел толкования Златоуста на Евангелие св. Матфея и Иоанна, толкования на книгу Деяний апостольских; впоследствии он перевел Псалтырь с греческого на русский язык.

Соловьев СМ. История России с древнейших времен.

 

4.    К кому были обращены слова царя Ивана Васильевича: «Взял я тебя из нищих и самых незначительных людей. Слышал я о твоих добрых делах и теперь взыскал тебя выше меры твоей для помощи души моей; хотя твоего желания и нет на это, но я тебя пожелал и не одного тебя, но и других таких же, кто б печаль мою утолил и на людей, врученных мне Богом, призрел. Поручаю тебе принимать челобитные от бедных и обиженных и разбирать их внимательно. Не бойся сильных и славных, похитивших почести и губящих своим насилием бедных и немощных; не смотри и на ложные слезы бедного, клевещущего на богатых ... избери судей правдивых от бояр и вельмож».

Соловьев СМ. История России с древнейших времен.

 

По свидетельству одного современника, этот человек заявил Ивану Грозному: «До каких пор будешь ты без вины проливать кровь верных людей и христиан... У всех народов есть законы и право, только в России их нет».

«... Ни один государь нашей древней истории не отличался такою охотою и таким уменьем поговорить, поспорить, устно или письменно, на площади народной, на церковном соборе, с отъехавшим боярином или с послами иностранными, отчего получил прозвание в словесной премудрости ритора».

Соловьев С.М. История России с древнейших времен.

 

Л.А.ТЫНОВСКАЯ

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика