Наверное, потому что москвичи привыкли к холоду, а парижане боятся каждого сквозняка? Может, конечно, и так, но не настолько же. Выходя зимой на улицу, москвичи все-таки одеваются основательно: надевают и теплую куртку, и шапку с шарфом, и варежки – а парижане часто ходят всю зиму в каком-нибудь легком пальтишке или пиджачке.

Все дело в том, что в московских домах обычно намного теплее, чем в парижских. Возвращаясь домой, москвичи надевают футболки и шорты да еще и форточки открывают, а парижане так и остаются в свитерах, пиджаках, а иногда и в пальто.

Но почему в русских и французских домах топят по-разному? Почему французы мерзнут у себя дома? Стоит им поднять температуру в комнатах всего лишь на несколько градусов, можно будет снять пальто – а без пальто-то дома намного лучше…

 


 

Они бы, конечно, рады, но газ, которым отапливаются современные дома, стоит очень дорого, и многие просто не могут купить его столько, чтобы зимой ходить дома в футболке и не мерзнуть. А российским потребителям газ обходится намного дешевле, потому что Россия – крупнейший производитель газа в мире и может продавать его своим жителям задешево.

Однако низкая цена какого-либо блага – сигнал потребителям о том, что этого блага в избытке и на нем можно не экономить. Именно так мы и поступаем с теплом: устанавливаем батареи на полную мощность и притом по-транжирски держим открытыми окна.

Заботу правительства можно понять, Россия – северная страна, большая часть людей живет в холоде, и недостаточное отопление зимой может привести к катастрофе. Однако тепло в домах зависит не только от температуры батарей, но еще и от толщины стен, дверей, теплоизоляции окон, строительных материалов, сохраняющих тепло. Если бы москвичи озаботились сохранением тепла в своих домах, то сэкономили бы много газа, и его можно было бы продать – хоть тем же французам, – а на вырученные деньги построить новые школы, больницы, стадионы и парки. Но сделать это вряд ли получится, пока газ будет стоить так дешево. Можно наполнить всю Москву плакатами, призывающими сохранять тепло – «наше богатство», – но результат от этого будет намного меньше, чем простое повышение цены для потребителей на несколько рублей. Людей не обманешь – богатство никак не может быть дешевым, оно должно быть дорогим.

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru