Монополия – это рынок, на котором работает только один продавец. Монополия возникает, когда невозможна конкуренция – соревнование между продавцами за покупателя. Монополист уже не должен оглядываться на других, устанавливая цену на свой товар. Даже если он ее поднимет, все равно найдутся покупатели, согласные ее заплатить – ведь они больше не могут пойти к другому продавцу с более низкой ценой. Вот он и повышает цену – просто потому, что так он получит больше прибыли. А раз цена растет, то количество товара, которое хотят купить покупатели, сокращается. То есть когда появляется монополия, цены увеличиваются, а производство товара уменьшается.


 

Конкуренция между продавцами существует, если у них есть свободный вход на рынок. Иными словами, если новый продавец может продавать тот же товар, что и остальные, и ничто ему не мешает. В этом случае, когда спрос на какой-то товар, например жвачки, растет и продавцы жвачек начинают получать прибыль выше, чем продавцы, например, шоколадок, ничего не мешает продавцам шоколадок переключиться на продажу жвачек.

В результате жвачек на рынке становится все больше, и чтобы продать их, приходится опускать цены. Цены снижаются, а за ними снижается и прибыль продавцов. Продавцы жвачек будут получать все меньше и меньше, пока их прибыль не станет такой же, как и у всех остальных. И только тогда новые продавцы перестанут пытаться торговать жвачками, увеличивая их предложение и снижая цену.

То есть в целом получается, что если есть свободный вход на рынок, то прибыль продавцов разных товаров примерно одинакова. А в случае с монополией это не так. Монополист на рынке один, конкурентов у него нет, и поэтому зарабатывает он больше, чем продавцы других товаров. Экономисты иногда называют монопольную прибыль сверхприбылью. В общем, быть монополистом очень даже выгодно.

Эта ситуация мало кого устраивает, кроме самих монополистов. Покупатели недовольны повышением цены, политики возмущаются тем, что монополист получает сверхприбыль и это усиливает неравенство в обществе, а экономисты расстраиваются из-за сокращения производства. Однако надо понимать, что цели и действия монополиста – точно такие же, как и у других продавцов, он всего лишь старается получить максимальную прибыль. Если кого и можно винить в сложившейся ситуации, так это обстоятельства, препятствующие конкуренции, то есть входу новых продавцов на рынок.

Почему же новым продавцам бывает трудно войти на рынок? В большинстве стран строить им в этом преграды незаконно, но, к сожалению, одни торговцы мешают другим довольно часто. Все может усугубиться и плохой работой чиновников и полиции, которые не могут или не хотят пресечь незаконное поведение продавца, старающегося не пустить конкурентов на рынок.

Однако чаще всего возникновение монополий провоцирует само правительство, вводя ограничения на ту или иную деятельность. Самый яркий пример – патенты, которые дают право на монопольное производство какого-то товара (о них говорится в главе «Почему государство создает монополистов на рынке лекарств и что такое патенты?»). Точно так же правительство заставляет торговцев алкоголем и лекарствами получать на это разрешение, а таксистов, юристов и врачей – лицензии на работу; ограничивает ввоз определенных товаров из-за границы. Все это не оставляет на рынке единственного продавца, но снижает количество тех, кто может конкурировать между собой, что ведет к росту цен для покупателей.

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru