Предлагаемые вопросы и задания жёстко не привязаны к каким-либо конкретным учебникам и могут использоваться при работе практически со всеми современными учебниками. Они дифференцированы по уровню сложности, что позволяет учителю на практике осуществлять индивиду­альный подход в процессе изучения школьниками курсов истории Древнего мира и Средних веков. Более сложные из них помечены «*» - звёздочкой.

 

Задания по истории первобытного общества

1. Прослушайте рассказ учителя, рассмот­рите рисунки в учебнике и определите, что влияло на изменение внешнего облика пред­ка человека.

2. Прямая походка древнейшего человека освободила его передние конечности для бо­лее сложной деятельности. Со временем они стали превращаться в руки. Подумайте, что могло, на ваш взгляд, побудить предка человека выпрямиться.

3. Попытайтесь объяснить, что заставило древнейшего человека впервые взять в верх­ ние конечности предмет; голод или страх за свою жизнь.

4*. Опишите первоначальное жилище древ­нейшего человека. Объясните, что могло рез­ко изменить условия его расселения.

5*. Составьте «меню» древнейшего челове­ка на разных этапах его существования.

б*. Определите доступные древнейшему человеку способы добычи мяса.

7.  Объясните, как овладение огнём изме­нило жизнь древнейшего человека.

8*. Составьте рассказ о древних людях по следующему плану:

а)  как выглядел древнейший человек;

б)  каким был его образ жизни (места оби­ тания, окружение, орудия труда, «меню», про­ мысел);

в)  чем он отличался и от животных, и от современного человека.

9.   Как вы объясните постоянный интерес человека к своим предкам?

10. Сформулируйте правила жизни родо­ вой общины.

11*. Расскажите об изобретении и исполь­зовании палки-копалки первобытным чело­веком.

12. Подумайте, почему без знания исто­ рии невозможно понять настоящее.

13. Объясните, для чего учёные разделили историю на периоды.

14. Приведите примеры исторических ис­ точников. Что можно считать археологичес­ ким источником?

15. Объясните, почему период предысто­ рии был более длительным, чем последую­ щие периоды истории человечества.

16*. Укажите различия между австралопи­теком, «человеком умелым», питекантропом, неандертальцем и современным человеком.

17. Довольно продолжительный период собирательство было основным средством обеспечения первобытных людей пищей. Охота носила вспомогательный характер. Почему эти занятия были неравнозначными? Объясните, как это влияло на образ жизни древнейших людей.

18*. Попытайтесь выделить и назвать прави­ла жизни древних людей в стаде и роде.

19. Подберите обобщающие слова для сле­дующих понятий: камень, дубина, рубило, ко­пьё с каменным наконечником, палка-копал­ка, лук. Придумайте самостоятельно подобное задание для соседа по парте.

20. Раскройте понятия стадо, род, община.

21. Предположите, с какой целью перво­ бытный человек мог вырезать женскую фи­ гурку из бивня мамонта, найденную археоло­ гами.

22*. Подумайте и поясните, в чём состояла забота о детях у древнейших людей.

23. Раскройте смысл понятия история. Изобразите его на рисунке.

24*. Найдите сведения о детских играх первобытного периода.

25. Как вы думаете, кто и с какой целью в первобытном обществе мог заниматься на­скальной живописью?

2б*. Образ жизни древних людей основы­вался на вере в существование души, причём не только у человека, но и у животных, расте­ний, камней. Учёные называют такую веру анимизмом. Объясните, что стало причиной возникновения анимизма.

27*. Из предложенных учителем картинок выберите те, которые связаны с понятиями археология, орудия труда. (Картинки: нако­нечник копья, глиняные черепки, фотогра­фия, украшение фараона, гвоздь.)

28. Прочитайте (или прослушайте) рассказ об открытии пещерной живописи и обсудите, случайным ли было это открытие, сделанное маленькой девочкой, дочкой археолога.

29. Составьте рассказ об одном дне перво­ бытного человека.

30*. На примере первобытной живописи докажите, что рисунки могут быть источни­ком информации о прошлом человечества, его истории.

31. В дополнительной литературе найдите различные версии происхождения человека.

32*. Объясните связь между развитием орудий труда и строительством первобыт­ным человеком жилищ. Прокомментируйте эту связь с помощью схемы и конкретных примеров.

33. Почему наскальная живопись древней­ших людей представлена преимущественно изображениями животных и, реже, птиц?

34*. С чем связано появление у первобыт­ных людей таких видов художественной дея­тельности, как танец и музыка?

35. Мог ли в роду древнейших людей шестилетний мальчик надеть на шею ожерелье из клыков диких зверей?

36. Почему на наскальных рисунках чаще встречаются изображения мужчин, а не женщин?

37. Рассмотрите первые орудия труда. Ка­ кие материалы для изготовления орудий были известны и доступны первобытному чело­ веку? Почему использовались именно эти ма­ териалы, а не другие?

38. Рассмотрите рисунки с изображения­ ми орудий труда первобытного человека и определите, с появлением какого орудия на­ чинает развиваться рыболовство.

39*. Что появилось раньше: гарпун или лодка? Почему?

40. Сравните родовую и соседскую общи­ ны. Укажите, что у них было общего, а в чём они различались.

41. Почему в первобытную эпоху самым страшным наказанием было изгнание чело­ века из племени?

42*. Раскройте содержание понятия племя, запишите в тетради его признаки. Нарисуйте человеческое племя таким, каким вы его себе представляете.

43. Что способствовало переходу от при­ сваивающего способа хозяйствования древ­ нейшего человека к производящему?

44. Какие условия способствовали возник­ новению собственности у древних людей? Что стало собственностью семьи и отдельно­ го человека в первую очередь?

45*. Предположите и опишите, какие наря­ды могли быть у женщин 10 тыс. лет назад.

46.  Опишите местоположение районов зарождения сельского хозяйства. Самостоя­ тельно отметьте на контурной карте эти тер­ ритории.

47.   Составьте рассказ об открытии челове­ ком металлургии. Расскажите об изменениях в жизни людей с открытием металлургии.

48. Определите последствия развития об­мена между родственниками в родовом об­ществе.

49. Как изменилась роль главы семьи, ста­рейшины рода с развитием неравенства у древних людей?

50. Назовите не менее трёх причин пере­хода от родовой к соседской общине.

51*. Составьте правила жизни человека в соседской общине.

52*. Составьте рассказ о возникновении городов по плану

а)     причины возникновения;

б)     места возникновения;

в)     состав населения;

г)     занятия горожан;

д)     устройство города.

53. Какие новые возможности открылись перед древним человеком с возникновением земледелия и скотоводства?

54. Составьте перечень занятий древних людей в хронологической последовательнос­ ти их возникновения.

55. Сравните плуг и мотыгу. Назовите их главные отличия. Объясните, почему назван­ ные вами отличия - главные.

56*. Обсудите, что мешало древним людям быстрее развиваться, упрощать свой быт но­выми изобретениями. Назовите не менее че­тырех причин.

57. Отметьте признаки общины: а) родо­вой; б) соседской:

совместное ведение хозяйства;

состоит из родственников;

выделение семьи;

проживание на одной территории;

общие угодья;

разделение труда;

появление плуга;

распределение урожая главой семьи;

управление старейшин.

 

Задания по истории раннего Средневековья

 

1. Продолжите ряды слов:

1) германцы, кельты...

2) готы, юты...

3) Яхве, Христос...

4) Иоанн Златоуст, Евсевий Кесарийский...

5) Аттила, Аларих...

 

2. Прослушайте слова: меч, Пасха, старей­шина, тинг, Бодан, император, лимес, конунг. Выберите из них те, которые относятся к ис­тории варваров.

3*. Историк Лев Гумилёв отмечает, что именование Аттилы «бичом Божьим» ничем не оправдано. Какие вы можете привести подтверждения или опровержения этого вы­сказывания?

4.  Составьте словесный портрет германца.

5.  Почему в Скандинавии христианство было принято лишь в XI в.?

6*. Почему Карл Великий короновался как «император римлян», хотя римляне как народ к тому времени перестали существовать? По­чему Оттон I также назвал свою империю Римской?

7. Определите роль церкви в Византии в политической, хозяйственной и культурной жизни.

8. Почему император Константин перенёс центр империи из Европы на восток?

9 Найдите на карте торговый путь «из ва­ряг в греки». Какое значение он имел для Ви­зантии?

10*. С помощью карты составьте рассказ об образовании Венгерского государства.

11*. Прослушайте имена известных деяте­лей Средневековья и отметьте тех, которые могли бы оказаться на Руси во время принятия ею христианства (правильность ответа про­верьте по хронологической таблице учебни­ка): 1) Карл Великий; 2) Болеслав I; 3) Хлодвиг; 4) Гуго Капет; 5) Юстиниан I; 6) Карл Мартелл; 7) Кирилл и Мефодий; 8) Эйрик Рыжий.

12*. Предположите, что могло бы помочь ан­глийскому королю Гарольду в его стремлении уберечь Англию от Вильгельма Завоевателя.

13. Определите особенности искусства норманнов, составьте рассказ об их культуре.

14*. Какую роль сыграла в славянской ис­тории Великая Моравия?

15. Изучив материал о славянских госу­дарствах, определите общее в их истории. Почему эти государства возникли позднее германских?

16*. Укажите последовательность образо­вания славянских государств.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика