Технология продуктивного чтения помогает вычитывать информацию разных текстов не только на уроках литературы, но и на уроках географии, истории, на внеклассных занятиях.

Поэтому применение данной технологии при работе с текстом очень оправданна. Технология    продуктивного чтения позволяет применять разные стратегии смыслового чтения, формирует  читательскую компетентность и обеспечивает  полное понимание текста, авторской позиции; формирует здоровую читательскую среду.

Для формирования гражданской ответственности за сохранение природного наследия Байкала в своей работе использую материал иркутских  поэтов и писателей.  Стихотворения Л. Гибадуллиной пробуждают живой интерес к проблемам природы родного края, повышают уровень осознания гражданской  ответственности за свою Родину, понимания  неблагоприятной экологической ситуации  на Байкале и осознания   соучастности во взаимоотношении природы и человека.

Тип урока: урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков

Вид урока: проблемный урок

Цель:

Деятельностная:

научить понимать текст в целом, научить находить смыслы текста, научить определять  авторскую позицию в стихотворении «Откровение Байкала»;

способствовать развитию у обучающихся культуры речи, способствовать формированию гражданской ответственности за сохранение Байкала.

Содержательная:

сформировать умение смыслового чтения, расширить знания о средствах выразительности языка;

способствовать формированию гражданской позиции учащихся; создать условия для воспитания чувств любви к родному краю.

Прогнозируемые результаты: 

личностные: учить формулировать оценочные суждения, анализируя текст; учить работать в группе и осознавать свой вклад работы в осмысливании текста; учить чувствовать соучастность к проблемам родного края

метапредметные: учить определять проблемы текста, формирование гражданской позиции;учить формулировать свои мысли и понимать мысли собеседника

предметные: учить находить нужную текстовую информацию и интерпретировать её, учить выразительно читать, определять средства выразительности языка, работать со словарем

Дидактические средства: текст стихотворения «Откровение Байкала»; видеофильм «Откровение Байкала»

Оборудование: шаблоны облаков, компьютер, проектор, экран

Этап урока

Содержание педагогического взаимодействия

Примечания

Мотивационно-целевой этап

Орг.момент: приветствие, организация рабочего места
Психологический настрой.

Эмоциональная гимнастика.

- Ребята, мы с вами живем в соседстве с уникальным объектом природы — Байкалом, закройте глаза и представьте Байкал.
- Что видите?
- Что слышите?
- Что вы чувствуете?
- Вы чувствуете дыхание Сармы, Баргузина, Байкала? Какая мощь? Какая красота? У всех хорошее настроение? Поделитесь друг с другом этим чувством.

Эмоциональная готовность к уроку

 

 

 

Создание позитивной ситуации, ситуации успеха

Этап актуализации знания и осуществление первого пробного действия, выявление противоречия

1 этап технологии продуктивного чтения — Предчтение — приемы антитипации: «Мозговой штурм» по фотографиям.

- Посмотрите фотографии (Презентация)

- Какие мысли у вас возникают, когда вы смотрите эти фотографии?

- Как вы думаете, кто будет героем произведения?

- Предположите, пожалуйста, о чем будем сегодня читать на уроке

Создание ситуации поиска проблемы

Разработка плана выхода из создавшегося затруднения, поиск решения

Стратегия «Облако прогнозов» - Запишите на облаках свои предположения

Стратегия «От названия»
- Текст называется «Откровение Байкала», какие ещё предположения? (Будем беседовать с Байкалом, он будет делиться с нами с самым наболевшим)

Первый этап урока должен завершиться постановкой детьми  цели урока

Прочитаем текст, построим диалог с автором, проверим наши предположения, действительно ли будем читать о Байкале.

Чтобы уточнить и проверить прогнозы, необходимо построить диалог с автором через текст

Учащиеся подписывают свои предположения на облаках

На данном этапе формируются следующие УУД: уметь определять цель деятельности, уметь высказывать свои предположения по тексту, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, уметь принимать другую точку зрения.

Реализация выбранного плана

Этап — открытие новых знаний

2 этап технологии продуктивного чтения — Чтение текста (приложение)
А) первичное восприятие текста — просмотр видеофильма «Откровение Байкала»
- подтвердились наши предположения?

Первое знакомство с произведением

Первичное закрепление новых знаний

Б) чтение текста «Откровение Байкала»

Прием «Первое впечатление»
- Понравилось ли вам «откровение» Байкала?
- Какое сейчас у вас настроение?
- Почему настроение изменилось? (Переживания учащихся о судьбе Байкал)
- Совпали ли наши предположения?
- Какие предположения совпали?
- Какие фотографии отображают тему стихотворения?
- Что происходит с Байкалом?

Самостоятельное чтение

На данном этапе формируются следующие УУД: эмоциональное восприятие текста, принятие эмоций других читателей, умения сочувствовать, сопереживать, выражать свое отношение к героям текста, к их поступкам, выразительно читать и пересказывать текст.

 

Прием «Словарь текста»
- все ли слова вам понятны, 1 группа создает словарь непонятных слов (желательно значение слов выяснять из контекста)

Открыть интерактивные словари в интернете

проверка словаря и дневника

Прием «Дневник фактов»
- Ребята, 2 группа  записывает  в дневник фактическую информацию стихотворения, какие они? (богатство и красота Байкала, губительное отношение человека к Байкалу, призыв Байкала)
прием «Чтение с остановками» (с комментариями учителя).

Чтение по строфам

Приемы «Чтение с карандашом» , «Инсерт», «Пометы на полях»
- Подчеркните самые главные мысли. Запишите, какие мысли у вас возникают во время чтения, на полях

Данный этап работы завершается подробным изучением и пониманием текста, вопросами, побуждающими учащегося к элементарным выводам.

Самостоятельная работа

3 этап технологии продуктивного чтения — Постчтение.

- На сколько смысловых частей можно разделить стихотворение? (3 части)

Напишите план стихотворения.

Обсуждайте в парах - какими средствами выразительности достигается такая душевная боль автора?

Прием «Задайте вопрос автору» (Как Любовь Гибадуллина пришла к этой проблему?)
- О Л. Гибадуллиной расскажет Дарья (ответ ученика)
- Вот мы узнали о Л. Гибадуллиной, понимаем почему проблема Байкала так близка ей, но я думаю эта проблема волнует и нас — напишите синквейн по стихотворению
(Байкал
Большой и беззащитный
негодует, исповедуется, шумит
давайте защитим Байкал
экология души)

На данном этапе формируются следующие УУД:

выказывать свое отношение к героям произведений, к их поступкам, уметь принимать эмоции других людей, сопереживать;

учиться работать в группе, в паре;

выполнять различные роли в диалоге с учителем, определять степень успешности в своей работе и работе других, оценивать деятельность.

Рефлексия учебной деятельности самоанализ, рефлексия моций, чувств

Прием «Незаконченное предложение»
-Я сегодня на уроке узнал...
- Я сегодня на уроке чувствовал...
- Мне трудно давалось …
- Меня это растрогало...
- Мои предположения подтвердились...
- Я предлагаю по данной проблеме...

 

Домашнее задание, оценивание

Д|з. Сформулировать вопросы к сочинению-рассуждению в формате ОГЭ  в заданиях 15.2 и 15.3

 

 

Приложение

ОТКРОВЕНИЕ БАЙКАЛА

Я ЕСМЬ Байкал. Я — Чаша созиданья
Воды прозрачной, пресной и живой.
В Огне рождён. Я — Чудо Мирозданья.
Я — Вечножитель с дивной синевой.

Верховным взором Небо окрыляю,
Творю для Выси — свежесть, чистоту,
Дыханием Свободы вдохновляю,
Качая первозданно Красоту.

Волнами грозно, пагубно швыряюсь,
Стелюсь, ласкаясь, к диким берегам,
В пространстве лёгким вздохом растворяюсь,
Смиряя шум лесов и птичий гам.

Горжусь тайгой, горами и ветрами,
Багульником невиданной красы,
Заснеженными скалами, цветами —
В сверкающей алмазности росы.

Брусничностью полянок удивляю,
Сиреневым наплывом чабреца,
Волшебным ароматом исцеляю,
Меняя звучность красок без конца.

Кедровой стройностью вас поражаю,
Берёзовой роскошностью листвы…
Открою тайну: Дух Святой стяжаю,
Да так, чтоб им пропитывались вы!

Дразнясь, подбрасываю в воздух брызги,
Отсвечиваю Солнца свет и свет Звезды,
С иных планет шары гоняю, диски —
Над зазеркальным таинством воды.

Я в лунных бликах нежусь сокровенно,
Держа в своих ладонях корабли,
Играю облачностью вдохновенно
В плывущей светлой ауре Земли.

И нерпой я горжусь, и редкой рыбой:
Сиг, омуль, хариус — богат мой дом!
Скалой Шаманской — легендарной глыбой,
Горжусь искристым, но коварным льдом!

Я издревле пою, кормлю вас, люди,
Для глаз дарю заманчивую гладь…
А вы меня… в плоть, в сердце… из орудий
Невежества! — в крови вся рукоять.

По горлу режете консервной банкой,
Хруст от стекла — на дне, в песке, в камнях,
Костров ожоги, стружка свежей ранкой
И рваные рубцы от пил на пнях.

От вырубок Природа обеднела,
А вы — свои лишь знаете права!
Отходы льются мне отравой в тело,
Окурками усыпана трава.

Кругом бутылки, грязные пакеты
И свалки мусора среди холмов.
Где ваше осознанье? Совесть — где ты?!
Повсюду лень неразвитых умов.

Тишь, благодать опошлены, распяты:
Мат, музыка дурная из машин!
Срам! — от стыда все чувства в ком измяты:
Загажен я от моря до вершин!

Всё реже вижу я орла полёты,
Смолкает лебедя прощальный крик…
Дрожь от стрельбы в животных с вертолёта —
Пронзительный, неблагородный миг!

Гордыня, властность — без участья сердца,
Без жалости, заботы, доброты.
Я вас прозвал «порода иноверцев»,
Предавших память предков, их мечты!

Непостижимо ваше безразличье,
Невыносима безрассудства мгла!
Какое-то циничное величье —
Без дум о будущем и без тепла.

Как больно мне!!! Но зло терпеть не буду!
В душе, признаюсь, — толщи горьких слёз!..
Преступность вашу, чёрствость не забуду!
Обиды мне не сбросить под утёс!

Вам не прощу с корней упавших сосен
И лиственниц погибших не прощу!
Пожаров, уходящих с лета в осень…
По всем загубленным, скорбя, ропщу.

Довольно! Насмотрелся, нарыдался!
Могу раздаться, смыть брега свои!
Вам столько раз мозги промыть пытался,
Но вы и без мозгов, и без Любви!..

Опомнитесь! Ведь я ещё в вас верю,
Надеюсь и люблю вас, как детей!
Прощать и равновесным быть умею…
Но вот дождусь ли благостных вестей?!

Поймите же: ведь я — купель Вселенной,
Святая ванна духов и богов,
Купаясь, причащаетесь мгновенно
К величественным знаниям веков.

В который раз взываю к Милосердью!
В который раз ещё молюсь за вас!
Сарминской ярой страшной круговертью
Пре-ду-пре-ждаю честно всех сейчас!

Я ЕСМЬ Байкал. Я — всех энергий Кладезь.
Могучий Центр загадочных систем.
Я — Провиденье, Мудрость, Сила, Радость,
Господний поднебесный Вифлеем.

Все чувства глубоки в Огне накала!
Уважьте ж Откровение Байкала!

 

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика