Цель: стимулирование самопознания и профессионального самоопределения учащихся.

Задачи:

привлечение внимания подростков к изучению профессии

дать учащимся представления о профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности.

Тип занятия: Сообщение и систематизация знаний.

Жанр: интегрированный

Вид занятия: дискуссия с элементами беседы, с использованием мультимедийной презентации

Оборудование: ТСО, наглядные средства

Конспект занятия


Труд избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды.
Вольтер

Вступительное слово учителя

Совсем не за горами тот день, когда вы получите свой первый документ об образовании – аттестат о среднем (полном) образовании и вам придётся серьёзно подумать о выборе профессии. Сегодня мы будем говорить о том, как правильно сделать этот выбор.

Ученица.(Читает стихотворение“Тропинка” Саматовой Л.С)

Учитель: В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться? На вопрос: “Кем ты хочешь стать после школы?” - старшеклассники не всегда могут ответить. А между тем проблема выбора профессии очень серьёзна. От человека всё в большей степени требуются высокий профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни. Резко возрастает интенсивность труда, требующая повышенной выносливости. Что же нужно для того, чтобы сделать свой профессиональный выбор? Чтобы выбрать своё дело не методом “тыка”, а разумно, нужно для начала разобраться в своих собственных, говоря психологическим языком, установках.

Давайте мы с вами ответим на вопросы:

1. Что такое профессия, специальность, должность, чем они отличаются друг от друга?

Ученик: Профессия - это род трудовой деятельности, связанный с определенной областью общественного производства

Специальность - вид занятий в рамках одной профессии

Должность - положение человека в структуре организации, предполагающее выполнение заданного комплекса действий

2. Что влияет на выбор нашей профессии?

Ответы детей:

востребованность профессии

престиж профессии

наличие учебных заведений в городе

способности

мнение друзей

советы родителей

3. Как вы понимаете смысл словосочетание жизненный план человека?

Ученица: Жизненный план –это представление человека о желаемом образе жизни, т.е. социальном, профессиональном, семейном статусе, а также о путях и способах его достижения.

4. А что значит профессиональный план человека?

Ученик: Профессиональный план – обоснованное представление об избираемой области трудовой деятельности, о способах овладения будущей профессией и перспективах профессионального роста.

Вопросы учителя к классу:

У кого есть профессиональный план?

О чём надо задуматься, когда выбираешь профессию?

Какое место занимает профессиональный план в жизненной программе молодого человека?

Почему в некоторых случаях люди испытывают неудовлетворённость при его реализации?

Любой ли профессией может овладеть каждый человек?

К каким качествам человека предъявляет требования профессия? /Ответы детей/

Учитель: Составляя личный профессиональный план, необходимо:

Определить, какой вид деятельности вам интересен.

Выяснить, работники каких профессий требуются в городе.

Сопоставить данные и сделать вывод, в какой промышленной области вы могли бы работать.

Ознакомиться с интересующими профессиями.

Соотнести свои индивидуальные способности с требованиями избранной профессии.

Узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста.

Ознакомиться с возможными путями освоения профессии.

Проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения общеобразовательной и профессиональной подготовки.

Мы пригласили на сегодняшнее мероприятие нашего школьного психолога. Она расскажет нам о проведенных исследованиях.

Выступление школьного педагога - психолога.

Результаты анкетирования среди учащихся 9 А класса.

Учитель: Спасибо.

Существует 5 основных типов профессиональной деятельности человека (по классификации профессора Е.А. Климова).

Ученик 1:.Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа.

Ученица: 2. Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства.

Ученик: 3. Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец.

Ученица: 4. Человек-знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

Ученик: 5. Человек-художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.

Работа в группах (3 группы)

Распределите эти профессии по типу профессий:

3 мин. (музыка)

Микробиолог, Овощевод, Ветеринар, Каменщик, Электромонтёр, Кочегар, Медсестра, Официант, Следователь, Экономист, Штурман, Радист, Композитор, Ювелир, Закройщик.

Молодцы! Все справились с заданием.

Учитель: Ситуация на рынке труда постоянно меняется, появляются новые профессии, становятся ненужными старые. Закрываются предприятия, сокращают работников. Как приспособиться к этим изменениям, чтобы не пострадать?

Ответы детей:

- Нужно получить 2-3 образования.

- Нужно овладеть смежными специальностями.

- Нужно овладеть редкой профессией, на которую нигде не учат.

- Стать высококлассным специалистом, чтоб у тебя не было конкурентов.

Учитель:

Какие качества больше всего ценят руководители?

Каких руководителей больше всего ценят работники?

Предлагаю обсудить эти вопросы в группах (по 3 человека)

1 группа. Вы – руководители крупной фирмы. Сформулируйте требования к идеальному работнику и завершите предложение: Идеальный работник – это человек ...

2 группа. Вы – работники этой фирмы. Как вы представляете себе идеального директора? Завершите предложение: Идеальный директор – это человек ...

3 группа. Вы – выпускники 9 “А” класса. Мечтаете о будущем. Как выглядит для вас идеальная работа? Завершите предложение: Идеальная работа – это работа ...

(Дети выполняют задание) 1 мин

Время истекло. Слушаем ваши предложения, как же выглядит идеальный руководитель, идеальный работник и идеальная работа?

(Ответы детей).

И руководитель, и работники фирмы хотят, чтобы фирма процветала, ведь от этого зависит и их благополучие.

Давайте спросим у директора нашей школы-интерната, каким она видит идеального работника нашего учреждения?

Слова директору.

Тест “Ты и твоя профессия”

Учитель: Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры- треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы – их надо зачеркнуть, если их не хватает – дорисовать недостающие. Время выполнения – 40 секунд.

(Дети рисуют фигурки)

Теперь подсчитайте количество треугольников.

(Дети выполняют задание)

ПЕРВЫЙ ТИП. 6-8 треугольников –тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

ВТОРОЙ ТИП. 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

ТРЕТИЙ ТИП. 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

ЧЕТВЕРТЫЙ ТИП. 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен легко, переключается с одного вида деятельности на другой.

ПЯТЫЙ ТИП. 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

ШЕСТОЙ ТИП. 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

“Пресс-конференция”

Учитель:

А сейчас пришло время провести пресс-конференцию. Тема сегодняшней пресс-конференции – выбор профессии. У нас в гостях люди, которые сделали этот нелёгкий выбор. На пресс-конференции присутствуют те, кого затрагивает эта животрепещущая тема. В начале пресс-конференции я даю слово гостям. Прошу кратко рассказать о выбранной профессии.

“Гости” высказываются.

Все наши гости высказались и мы переходим к вопросам. Просьба: задавая вопрос, называйте своё имя.

Учитель: Проанализируй профессию, которую, возможно, вы уже выбрали. Ответьте на 12 вопросов честно и серьёзно.

Пресс-конференция подходит к концу. Наши гости дали исчерпывающие ответы на все вопросы.

Но у нас есть ещё один гость, точнее, гостья. До сих пор она загадочно молчала. Прошу Вас, Ольга Борисовна, расскажите нам о своем профессиональном пути.

Слово Зав Столовой.......................Спасибо!

“Ярмарка профессий”

Учитель:

Выбирая специальность с которой вы намерены связать всю свою жизнь, стоит ознакомится со списком, в который включены самые востребованные профессии. (Сообщения детей):

Ученица: Рабочие профессии

Ученик: Строительство

Ученица: Инженерия

Ученик: Специалисты в области информационных технологий.

Ученица: Менеджмент и маркетинг.

Ученик: Медицина и образование

Ученица: Специалисты в области нанотехнологий.

Ученик: Химики

Конкурс “Профессиональная проба”

Учитель:

Правильно выбрать профессию – сложный и очень ответственный шаг в жизни человека. От вашего выбора профессии во многом зависит и ваша будущая судьба!

Сейчас мы проведем профессиональные пробы.

1 группа – Профессия “Парикмахер” - заплести “Колосок” однокласснице.

2 группа – Профессия “Повар” - приготовить бутерброды.

3 группа - Профессия “Автомеханик” - собрать автомобиль из конструктора “Лего”

(Дети участвуют в конкурсе).

Молодцы, ребята!

В завершении нашего мероприятия давайте проверим вашу смекалку и логические способности (Кроссворд, ребусы, анаграммы)

Составьте из букв слово, имеющее отношение к какой-то профессии.

Ученик. (Читает Стихотворение польского поэта Юлиана Тувима “Все для всех”)

 

Учитель: Найти себя – значит понять своё призвание, определить свои интересы, склонности. Это очень сложный и длительный процесс. И он может продолжаться всю жизнь. Однако, в какой-то момент приходится делать выбор. Если тыне знаешь, чего хочешь, берись за любое дело и делай его с максимальной отдачей. А в труде обязательно найдешь себя и своё счастье.

Профессия должна доставлять удовольствие телу, глазам, ушам, пальцам, должен нравиться запах работы. А чтобы работа постоянно радовала, приносила удовольствие, необходимо, чтобы она максимально подходила вашему мышлению, психике и характеру. Для этого и нужно наблюдать за собой, выделяя свои сильные и слабые стороны. Только в этом случае вы не ошибётесь и точно сделаете правильный выбор.

Людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика