Цели и задачи:     

формирование здорового образа жизни;

расширение знаний о вреде курения.

Оборудование:     

плакат «Табак приносит вред телу, разрушает разум, оту­пляет целые нации» (О. де Бальзак);

таблица по биологии «Вред курения»;

кинофильм о вреде курения;

муляж легких, сердца, головного мозга, рентгеновский снимок легких;

рисунки — карикатуры о вреде курения;

результаты анкеты о курении:

газета «За здоровый образ жизни»;

аудиозаписи песен о вреде курения;

маски медведя, лисы, дятла, волка, домик;

шапка судьи, парик судьи;

деревянное долото;

словарь Даля;

информация о химическом составе табака;

микрофон, метроном;

Анкета

1.Пробовали ли вы курить?

2.Если «да», то в каком возрасте?

3.Первую сигарету выкурили:

а) один; б) с другом; в) в компании.

4.Курю для того, чтобы:

а)        считать себя взрослым;

б)        за компанию;

в)        ради интереса.

5. Какова реакция родителей на то, что вы курите:

а)        ругают;

б)        убеждают бросить;

в)        безразличны.

□ Ход мероприятия

Учитель: Нам предстоит трудный разговор о коварном враге человечества — никотине. Вы, наверно не раз слы­шали о вреде курения. Сегодня на нашей встрече мы пого­ворим об этой несерьезной забаве. Узнаем из истории таба­ка, как он попал в Европу, какой вред здоровью приносит эта вредная привычка. Проведём с вами суд над сигаретой. Судья! Займите свое место. Итак, внимание: суд идет!

Судья: Начинаем наше судебное заседание. Ввести подсу­димую.

Входит сигарета.

Судья: У нас присутствуют со стороны защиты: табак — рода многолетних трав из семейства пасленовых; со сторо­ны обвинителя — историки, медики, биологи, спортсмены, филологи, математики, художники, химики, корреспон­дент.

Выходят участники в костюмах.

Учитель: Для начала обратимся для разъяснения к знато­кам русского языка.

Филолог 1: Владимир Иванович Даль, русский лексико­граф, пишет: «Табак — растение никотина табакум, пога­ное, блудное, антихристово, сатанинское зелье».

Филолог 2: Далее: «Табачник — торгующий табаком. Встарь на Москве табачникам носы резали».

Судья: Непонятно, что Владимир Иванович Даль имел в виду. Для разъяснения — слово историкам.

Историк 1: История приобщения европейцев к курению началась так. Действительно, табак родом из Америки. 12 октября 1492 года Христофор Колумб причалил к неиз­вестному острову, жители которого поднесли гостям суше­ные на солнце листья, свернутые в трубочку. Они курили это растение «петум» — так они его называли.

Историк 2: После второго похода Колумба, семена табака были завезены в Испанию, а оттуда во все уголки земного шара. Быстрому распространению способствовало удиви­тельное свойство табака — привычная тяга к курению, с которой трудно совладать человеку.

Историк 3: В Россию табак завезён английскими купцами в 1585 году через Архангельск. Царь Михаил Федорович вёл жёстокую борьбу с курильщиками: уличая один раз в курении — 60 ударов палок по стопам; два раза — резали носы, уши, ссылали в дальние города. Судья: Понятно, что имел в виду В.И. Даль в своем толко­вом словаре. Слово защите.

Табак 1: А вот Петр I стал внедрять табакокурение: по его мнению, это способствовало принципам западной цивили­зации.

Табак 2: Считалось, что табак целебен, его дым отпугивает болезни, злых духов. Табак считали стимулирующим и ус­покаивающим средством. Табачные листья использовались как лечебное вещество. Судья: Слово медикам.

Медик 1: Что касается Петра I. Славный царь простудился, заболел и вследствие слабости прокуренных легких умер до срока.

Медик 2: Курение табака, а также применение его в каче­стве лекарства (в виде настойки, капель, пилюль, экстрак­тов) часто вызывало тяжелые отравления, нередко кончав­шиеся смертью. Это заставило правительство вести борьбу с курением.

Историк 1: Я добавлю, ваше высочество судья. В Англии по указанию Елизаветы І в XVI веке курильщиков прирав­нивали к ворам и водили по улице с верёвкой на шее.

Судья: Прошу соблюдать порядок, очередность выступле­ний. Слово математикам.

Математик 1: Подсчитано, что каждый из нас выкуривает за год 1,55 кг табака. Если я не курю, то тот, кто рядом, вы­куривает 3,1 кг; а если и он не курит, то тот, следующий, выкуривает 4,5 кг, а то и 6 кг табака.

Математик 2: Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут. Каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением. За год — это 2,5 мил­лиона человек.

Математик 3: Подсчитано, что население земного шара за год выкуривает 12 биллионов папирос и сигарет! Поистине астрономическая цифра. Общая масса окурков — 2.5 мил­лиона тонн.

Судья: Да! Страшные цифры услышали мы от математи­ков. Настало время свидетельских показаний. Слово лес­ным жителям.

Медведь: Решил мужик бросить курить. Закинул в лесу в кусты трубку, кисет с табаком и самодельную зажигалку. Я — медведь — их нашел. С того все и началось.

Учитель: Стал медведь трубку курить. И так он к ней при­вык, что когда табак весь в кисете вышел, медведь стал в лесу сухой лист собирать и трубку им набивать, обо всем медведь забыл — набьёт трубку, закурит, да и валяется на травке. Всё бы ничего, да стал медведь прихварывать. Шёл как-то он опушкой, встретил лису, увидала лиса медведя, так и ахнула.

Лиса: Миша! Друг мой! Ты ли это?!

Не виделись мы всё лето.

Как ты бедный похудел.

Будто целый год не ел.

Что с тобою, ты больной?

Медведь: Сам не знаю, что со мной!

Не здоровится мне что-то!

Лезет шерсть, в костях ломота.

Ничего почти не ем —

Аппетита нет совсем!

Стал я раньше спать ложиться,

Да не сплю, никак не спится.

Кашель душит по утрам, 

Дурнота по вечерам.

Колет в сердце, в лапах дрожь.

Лиса:

Что ж ты к дятлу не пойдёшь?

К дятлу надо б обратиться. 

Он у нас такая птица:

Сразу скажет, что к чему. 

Не ленись, сходи к нему.

Учитель:

Вот прошла неделька, прошла другая. Стало медведю хуже. Шёл он как-то оврагом. Волка встретил.Увидел волк медведя, так и присел на задние лапы.

Волк: Слушай, Миша-Михаил!

Что ты делал, как ты жил? 

Провалилися бока —

Шкура стала велика! 

Ты хвораешь?

Медведь: Да, хвораю.

Волк: Что с тобой?

Медведь: Силы нету той.

Нездоровится мне что-то:

Лезет шерсть, в костях ломота,

Ничего почти не ем —

Аппетит пропал совсем!

Начал раньше спать ложиться;

Да не сплю, никак не спится.

Душит кашель по утрам, 

Дурнота по вечерам.

Сердце колет, в лапах дрожь. 

Пропадаю...

Волк: Пропадешь, если к дятлу не пойдешь!

Надо к дятлу обратиться,

Он у нас такая птица!

Разберется, даст совет —

Да, так да, а нет, так нет.

Медведь: Завтра я к нему пойду.

Волк: А найдешь его? Медведь: Найду.

Учитель: Разыскал медведь дятла. Тот на старой сосне ду­пло себе на зиму готовил. Подошёл медведь к сосне, голо­ву задрал кверху:

Медведь: Дятел, дятел, старый друг!

Ты спустись на нижний сук. Дятел: Ба! Топтыгину привет!

Ты здоров ли? Медведь: Видно, нет.

Не здоровится мне что-то:

Лезет шерсть, в костях ломота.

Ничего почти не ем — Аппетит пропал совсем!

Начал раньше спать ложиться;

Да не сплю, никак не спится. Душит кашель по утрам,

Дурнота по вечерам.

Сердце колет, в лапах дрожь...

Дятел: Верно, куришь или пьешь?

Медведь: Да, курю, откуда знаешь?

Дятел:

Больно дымом ты воняешь.

Ну-ка сядь под этот сук,

Дай-ка спину: тук, тук, тук! Да-с. Выстукивать не просто Медведей такого роста.

Не дышать и не сопеть —

Ты больной, хоть и медведь. Ну-с,... мне все как будто ясно.

Медведь: Не смертельно ли, опасно?

Дятел: Накопилась в легких копоть — От курения вся беда. Ты, Топтыгин, хочешь топать? Брось куренье навсегда!

Медведь: Бросить? Трубку? Зажигалку? И с сухим листом кисет? Не смогу! Не брошу! Жалко!

Дятел: Выполняй ты мой совет! А не то в берлоге Ты протянешь скоро ноги!

Судья: Есть ли что табаку сказать в защиту? Табак: Нет.

Судья: Слово для обвинения табакокурения медикам. Ведь именно они назвали курение: чумой XX века.

Медик 1: Посмотрим на таблицу. Ухудшается память, внимание, почерк, глазомер.

Заслушиваются ответы учащихся.

Медик 2: Курение или здоровье — выбирайте сами. Поя­вился термин: «болезни, связанные с курением». Вот сни­мок легких. Легко увидеть здесь затемнение. Это злостный курильщик. Природу затемнения придется определять ме­дикам. Это может быть туберкулез или рак.

Медик 3: Бедные легкие. Это пористый орган. В течение года у курильщика в легких накапливается около одного килограмма табачного дегтя.

Рассматривается муляж лёгких.

Медик 4: В медицине известен случай, когда при вскрытии трупа скальпель заскрежетал о камень — это оказалось, что в легких скопилось около 1,5 кг угля. Курил этот человек около 25 лет и умер от рака легких.

Медик 5: Курение повышает риск инфаркта, инсульта, за­болеваний мозга, язвы, гангрены конечностей.

Медик 6: Легкие были пепельно-серого цвета, местами обугленные. Когда кроликам стали втирать в уши экстракт, приготовленный из кусочков ткани легких заядлого ку­рильщика, у них вскоре появились раковые изменения.

Медик 7: Видим пагубное влияние никотина на организм в целом. Изменения не только внутри. Бледность, тусклый взгляд, жёлтый цвет зубов — всё это выдаёт курильщика.

Судья: Почему курят? Это так вредно. Слово по результа­там анкеты.

Проводится анализ анкеты.

Судья: У защиты есть желание взять слово?

Табак: Да. Если все так плохо, то как же опровергнуть по­говорку «Капля никотина убивает лошадь»? А люди курят, и их не убивает никотин.

Судья: Кто возьмёт слово? Биологи — говорите.

Биолог 1: Уточню. Одной капли никотина хватит, чтобы уничтожить тройку взрослых лошадей, до полутонны каж­дая. А как же человек?

Биолог 2: В каждой отдельной сигарете никотина не смер­тельная доза, но если одновременно выкурить 100 сигарет — смертельный исход неизбежен.

Биолог 3: В нашей лаборатории проводился опыт с мыша­ми. Поместили мышей в банки и периодически заполняли их дымом. У 90 % мышей развился рак.

Судья: Чем же тогда пагубна сигарета? Состав химический интересен. Слово в обвинении химикам.

Химики: В табачном дыме около 30 вредных веществ: ам­миак, оксид углерода, канцерогенные углеводороды (рак), радиоактивный элемент полоний-20, табачный деготь, мышьяк, калий. Фильтры не помогают, лишь на 20 % за­держивают вещества.

Судья: Видеосвидетельство.

Судья: Последнее слово подсудимой.

Сигарета: Я признаю свою вину полностью. Раскаиваюсь. Последние слова я хочу обратить к подросткам. Из этого суда сделайте вывод: курить — здоровью вредить. И сколько бы вам ни было лет, сигарету не брать. Помогите другу, отцу, деду бросить курить и не дайте себе пойти на поводу компании, в которой курить престижно. Занимай­тесь спортом и будьте здоровы. Простите меня те, кто хоть раз дотронулся до меня. Я знаю, есть такие. Я понесу за­служенное наказание. У меня всё.

Судья: Увести подсудимую для вынесения окончательного приговора.

Суд удаляется на совещание.

Спортсмены класса рассказывают о себе, о здо­ровом образе жизни.

Художники рассказывают о плакатах.

Корреспондент: Я — корреспондент местной газеты. Мы объявили конкурс на лучшего знатока о вреде курения. Для этого позвольте у вас взять интервью.

Какой вред здоровью может принести сигарета?

Заслушиваются ответы учащихся.

Какие вредные вещества в сигарете?

Заслушиваются ответы учащихся.

Помогают ли фильтры избежать вредных воздействий?

Заслушиваются ответы учащихся.

Как вы поясните поговорку «Капля никотина убивает лошадь!».

Заслушиваются ответы учащихся.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика