Цели: привитие интереса к шахматной игре, расширение кругозора учащихся, развитие логического мышления, внимания и памяти, воспитание чувства коллективизма, товарищеской поддержки и взаимовыручки, стремления к победе.

 Ход занятия

1. Вступление

Скучно было детворе

Ранним утром во дворе.

- Знаю я одну игру-

Сказал ребятам Петя.

Где б я ни был и везде

В нее играют дети.

В игре той есть ладья и ферзь,

Слон, конь и пешек ряд,

А возглавляет всех король-

Его хранит отряд.

Хочу задание вам дать:

Игры названье угадать!

- Слово «шахматы» произошло от персидского «шах мат», что значит – «властитель умер». Родиной шахмат считается Индия. Первые упоминания об этой игре на Руси относятся к Х!!! в. Многие хорошо знают и любят играть в эту замечательную интеллектуальную игру – шахматы. И сегодня  в нашем замечательном зале собрались три команды ребят, которые будут состязаться в знаниях, ловкости, сноровке, смекалке. Пожелаем им удачи и победы!

2. Знакомство с командами

(Капитан представляет команду: название, девиз, эмблема).

3. Шахматные загадки

1 команда:

-Не люди, не звери, не часы, а ходят?                                       (Шахматные фигуры)

- Какие шахматные фигуры скрываются в словах: «оладьи», «спешка», «заслонка», «коньки»?

-Какой король не умеет говорить?                                            (Шахматный)

-На доске есть у меня две лошадки – два………..                   (Коня)

-Какая фигура не может встать на белые поля?                      (Чернопольный слон)

2 команда:

-На каких полях ничего не растет?                                                    (На шахматных)

-Из названий каких фигур потерялась буква, если получилось: СОН, КРОЛЬ, КОН?          (Слон, король, конь)

-У какого слона нет хобота?                                                               (У шахматного)

-Черным клеточкам верны чернопольные………..                          (Слоны)

- Он  на одной стоит ноге, а ходит только буквой «Г»                    (Конь)

3 команда:

-В каких клетках не держат зверей?                                                 (В шахматных)

-Мне приснился странный сон: с муравьем боролся…………..     (Слон)

-Бадья, печка, корь, пушка. Такие слова получились, когда в названиях шахматных фигур изменилась одна буква. Что это за фигуры?                               (Ладья, пешка, конь, пешка)

-Маленькая, удаленькая, все поле прошла и фигурку нашла?       (Пешка)

-Стою на самом краю, путь откроют – пойду, только прямо хожу, как зовут - не скажу!         (Ладья)

4. Игра «Собери картинку»

-Каждая команда получает картинки с изображением фигур и к ним разрезанные на 4(6,8)частей такие же картинки. Задание: собрать картинку по образцу.

5. Конкурс «Волшебный мешочек»

 -В непрозрачном мешочке спрятаны шахматные фигурки, а дети на ощупь пытаются определить, какая из фигур спрятана.

6. Блиц – турнир

-Конкурс капитанов:

-Раскрыла Оленька ладонь – скачи в атаку белый ……(конь)

-Безопасные поля поищи для…(короля)

-Надо проявить сноровку, чтобы сделать….(рокировку)

-Черным клеточкам верны чернопольные…..(слоны)

-И еще два поля есть, а на них король и ….(ферзь)

-Скоро бой и ждет войска деревянная…..(доска)

-Ни к чему такая спешка – потеряться может….(пешка)

-В углу стоит бадья, а в ней плывет…(ладья)

-На доске есть у меня две лошадки, два….(коня)

7. Разгадывание ребусов

П = М          М = П          К = Х

П А Т           М А Т          К О Д

Ч = Ш                                   У = Е

ПЕЧКА                              ПУШКА

КОМБИ                          ДИАГО                         

ЦИЯ                                  ЛЬ             

8. Подведение итогов.

9. Награждение победителей.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика