Задания

5-6 классы

Вариант 1

 

Задание 1. Определите вежливые / невежливые речевые действия в соответствии с указанными репликами персонажей из сказки «Лиса и журавль» (запишите ответ в виде соответствий, например: 1Д, 2А, 3Е и т.п.):

 

Отрывок

Этикетное действие

1) Приходи, куманёк, приходи, дорогой!

А) Обещание

2) Уж как я тебя угощу!

Б) Приглашение

3) Покушай, мой голубчик куманек!

В) Благодарность

4) Не обессудь, любезный кум!

Г) Предложение отведать

5) Не стыдись, голубушка.

Д) Извинение

6) Спасибо, кума, и на этом!

Е) Предложение не стесняться

7) Приходи ко мне в гости.

 

8) Ну, не обессудь, кума!

 

 

Ответ: __________________________________________________________________

 

Задание 2. Что такое мурава? (из басни «Стрекоза и муравей») Укажите значение этого слова.

Ответ: ________________________________________________________________________________

 

Задание 3. Подчеркните в данном отрывке глаголы, обозначающие речевые действия:

Тут все двенадцать поглядели на неё и стали между собой переговариваться.

Стоит девочка, слушает, а слов не понимает — будто это не люди разговаривают, а деревья шумят.

Поговорили они, поговорили и замолчали.

А высокий старик опять обернулся и спрашивает:

— Что же ты делать будешь, если не найдёшь подснежников? Ведь раньше марта месяца они и не выглянут. (С. Маршак. Двенадцать месяцев)

 

Задание 4. За счёт чего создаётся рифма в данных пословицах? Поясните.

Хлеб-соль ешь, а правду режь.

Гости в дом – и радость в нём.

Ответ: ___________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 5. В данном отрывке из сказки «Каша из топора» подчеркните все подлежащие:

Говорит он старухе:

— Но можно сварить кашу из топора, если ничего больше нет.

— Как это, из топора? — удивилась старуха.

— Давай котелок, я покажу.

Принесла старуха котелок, а солдат тем временем топор вымыл и деловито в котел опустил, налил туда воды да поставил всё на огонь.

 

Задание 6. Прочитайте северный народный рецепт приготовления каши.

Из русской печи вынуть чугун с кипятком и всыпать туда ясную муку, активно помешивая до загустения, чтобы не было комочков. Поставить чугунок на стол, прихлёбывать с молоком, простоквашей, мочёной брусникой.

Вопрос: какая мука называется ясной? Почему вы так решили?

 

Ответ: _________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задания

5-6 классы

Вариант 2

 

Задание 1. Определите вежливые / невежливые речевые действия в соответствии с указанными репликами персонажей из сказок «Каша из топора» и «Двенадцать месяцев» (запишите ответ в виде соответствий, например: 1Д, 2А, 3Е и т.п.):

 

Реплика

Речевое действие

1) Хозяева, пустите меня к себе переночевать.

А) Предложение

2) Ой, милый, у самой с утра маковой росинки во рту не было, потому и тебе предложить нечего.

Б) Просьба

3) Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников.

В) Требование

4) А есть ли у тебя, хозяйка, хоть что-нибудь, чтобы перекусить с дороги?

Г) Упрёк

5) Ступай да без цветов не возвращайся.

Д) Отказ-обман

6) Ну, будь по-вашему, — сказал Январь.

Е) Согласие

7) Вот дура, так дура! — говорит сестра. — В кои-то веки со всеми двенадцатью месяцами встретилась, а ничего, кроме подснежников, не выпросила!

Ж) Вопрос об угощении

8) Говорит он старухе:

— Но можно сварить кашу из топора, если ничего больше нет

 

 

Ответ: ________________________________________________________________________________

 

Задание 2. Что такое позёмка? Запишите значение этого слова.

Ветры, бури, ураганы,

Дуйте что есть мочи!

Вихри, вьюги и бураны,

Разыграйтесь к ночи!

В облаках трубите громко,

Вейтесь над землёю.

Пусть бежит в полях позёмка

Белою змеёю!

(С. Маршак. Двенадцать месяцев)

 

Ответ: ________________________________________________________________________________

 

Задание 3. Подчеркните в данном отрывке словосочетания, обозначающие меру объёма:

— Ох, хороша каша, — говорит солдат. — Только горсточки крупы в ней не хватает.

Старуха и на крупу оказалась богата, принесла мешочек, солдат добавил сколько нужно и продолжил варить кашу.

Спустя время он снова попробовал из котелка варево и говорит:

— Ох, хороша каша, только вот кусочка масла в ней не хватает.

Старуха и масло нашла, чтобы сдобрить кашу. (Каша из топора)

Укажите значение глагола сдобрить:

_____________________________________________________________________________________________________

 

Задание 4. Прочитайте отрывок из басни «Стрекоза и муравей»:

До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас –
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.

 

Какой звук произносится на месте подчёркнутой буквы? Укажите, в каких словах данного отрывка также произносится этот звук.

Ответ: ______________________________________________________________________________________________________

 

Задание 5. В данном отрывке подчеркните все подлежащие:

На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, положил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:

— Кушай, кумушка! Не стыдись, голубушка.

Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; толку всё нет как нет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел.

 

Задание 6. Прочитайте северный народный рецепт приготовления заварной капусты.

Нарезать свежую капусту крупно (кочан на восемь частей) и положить в деревянную кадушку, залить кипятком (соль – по вкусу). Поставить в доме до утра. После чего вынести на улицу (на мороз). Так она стоит до весны, а весной кадушку спустить в погреб (яму), где уже «намётан» снег. Ешьте сколько хотите с «забелой» и без «забелы» 

Вопрос: С чем именно советуют есть заварную капусту? Что такое «забела»? Почему вы так решили?

Ответ: _________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

Задания

7-8 классы

Вариант 1

 

Задание 1. Определите вежливые / невежливые речевые действия в соответствии с указанными репликами персонажей (запишите ответ в виде соответствий, например: 1Д, 2А, 3Е и т.п.):

 

Отрывок

Этикетное действие

1) Имею честь поздравить!

А) Пожелание

2) Дай вам Бог всякого богатства, червонцев и сынка-с этакого маленького, вон энтакого-с, чтоб можно было на ладонку посадить, да-с!

Б) Угроза

3) Вы бы, говорит, как кавалер и у власти, сводили бы меня, например, в театр.

В) Поздравление

4)     – Дайте хоть пожрать. С утра, говорит, не жравши по такой канители.

 

Г) Просьба

5)     - Ложи, – говорю, – взад!

Д) Требование

6)     - Довольно свинство с вашей стороны. Которые без денег – не ездют с дамами.

Е) Предложение

7) – Присаживайтесь, – говорит, – ко мне на одно колено, все легче ехать.

Ж) Упрёк

8) – Ах, так, – говорит, – ну, так это вам выйдет боком.

 

 

Ответ: ______________________________________________________________________

 

Задание 2. Описывая Хлестакова, Бобчинский и Добчинский сообщают, что он одет в «партикулярное платье». Что это такое? Подберите антоним к слову партикулярный.

Ответ: __________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 3. В данном фрагменте из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» подчеркните все сказуемые.

Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведёт себя очень солидно; довольно серьёзен, несколько даже резонёр; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жёстки, как у всякого начавшего тяжёлую службу с низших чинов.

 

Задание 4. Определите часть речи и способ образования почёркнутого слова из данного отрывка, способ образования опишите:

Городничий.Уж на что, осмелюсь доложить вам, головоломна обязанность градоначальника!

Ответ: __________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 5. Выпишите глаголы в соответствующих грамматических формах (заполните таблицу).

Городничий. А вы – стоять на крыльце, и ни с места! И никого не впускать в дом постороннего, особенно купцов! если хоть одного из них впустите, то… Только увидите, что идёт кто-нибудь с просьбою, а хоть и не с просьбою, да похож на такого человека, что хочет подать на меня просьбу, взашей так прямо и толкайте! так его! хорошенько!

 

Форма

Глагол

Инфинитив (неопределённая форма глагола)

 

 

 

Будущее время

 

 

 

Настоящее время

 

 

 

Повелительное наклонение

 

 

 

 

Задание 6. Прочитайте частушку. Что именно произносят «не по-нашему» на Виледи? Проанализируйте.

Не пойду на Виледь замуж,

Там угоры да леса.

Говорят-то не по-нашему:

наевся и напився.

Ответ:

__________________________________________________________________________________________________________________

 

Задания

7-8 классы

Вариант 2

 

Задание 1. Определите вежливые / невежливые речевые действия в соответствии с указанными репликами персонажей (запишите ответ в виде соответствий, например: 1Д, 2А, 3Е и т.п.):

 

Отрывок

Этикетное действие

1) - Ежели, говорю, вам охота скушать одно пирожное, то не стесняйтесь. Я

заплачу.

А) Пожелание

2) Но впредь этого не делайте. А то под суд попадете.

Б) Угроза

3) Да продлит Бог жизнь вашу и новой четы и даст вам потомство многочисленное, внучат и правнучат!

В) Поздравление

4)     С благополучным происшествием!

Г) Приглашение

5)     Прошу садиться, господа!

Д) Отказ

6) — Это, — кричат, — какой-то ненормальный, сукин сын. На всех девиц кидается.

Е) Предложение

7) — Да нет, — говорит, — мерси.

Ж) Упрёк

8) - Не в деньгах, гражданка, счастье. Извините за выражение.

З) Жалоба

 

Ответ: _______________________________________________________________________________

 

Задание 2. Анна Андреевна, собираясь встречать Хлестакова, собирается надеть палевое платье. Какое значение имеет прилагательное палевый?

Ответ: ________________________________________________________________________________

 

Задание 3. В данном фрагменте из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» подчеркните все сказуемые.

Анна Андреевна, жена его, провинциальная кокетка, ещё не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытна и при случае выказывает тщеславие. Берёт иногда власть над мужем потому только, что он не находится, что отвечать ей; но власть эта распространяется только на мелочи и состоит в выговорах и насмешках. Она четыре раза переодевается в разные платья в продолжение пьесы.

 

Задание 4. Из данного отрывка выпишите 2 отглагольных существительных, образованных одинаковым способом при помощи разных суффиксов; укажите для них производящие слова (т.е. слова, от которого они образованы) (заполните таблицу).

Городничий. <…> Столько лежит всяких дел, относительно одной чистоты, починки, поправки… словом, наиумнейший человек пришёл бы в затруднение, но, благодарение Богу, всё идёт благополучно.

Отглагольное существительное

Способ образования

Производящее слово

Средство образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 5. Из данного отрывка выпишите глаголы в соответствующих грамматических формах (заполните таблицу).

Аммос Фёдорович. Ради Бога, господа, скорее в кружок, да побольше порядку! Бог с ним: и во дворец ездит, и государственный совет распекает! Стройтесь! На военную ногу, непременно на военную ногу! Вы, Пётр Иванович, забегите с этой стороны, а вы, Пётр Иванович, станьте вот тут.

Артёмий Филиппович. Воля ваша, Аммос Фёдорович, нам нужно бы кое-что предпринять. <…> Ну да, хоть и подсунуть.

Аммос Фёдорович. Опасно, раскричится: государственный человек…

 

Форма

Глагол

Инфинитив (неопределённая форма глагола)

 

Будущее время

 

 

Настоящее время

 

 

Повелительное наклонение

 

 

 

Задание 6. Прочитайте отрывок из воспоминаний жительницы одной из севернорусских деревень:

Раньше в лесных речках водилось много мелкой рыбёшки, из которой готовили разнообразные кушанья. Тогда говаривали: «Бродить рыбу пошли».

Что обозначает выражение бродить рыбу? Ответ поясните.

Ответ: __________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Ответы и критерии оценивания

 

5-6 классы

Вариант 1

 

Задание 1.

Ответ: 1Б, 2А, 3Г, 4Д, 5Е, 6В, 7Б, 8Д

Критерии оценивания: за каждое верное соответствие – по 0, 5 балла.

Итого: 4 балла.

 

Задание 2.

Ответ: мурава – молодая трава (устар. и народно-поэтич.).

Критерии оценивания: первому ответившему правильно – 2 балла, если отвечают только трава, то 0 баллов.

Итого: 2 балла.

 

Задание 3.

Ответ: переговариваться, разговаривают, поговорили, замолчали, спрашивает.

Критерии оценивания: за верно подчёркнутые глаголы – по 0, 5 балла.

Итого: 2,5 балла.

 

Задание 4.

Ответ: за счёт произнесения одинаковых звуков: ешь – режь (произносится Е (Э), Ш), в дом – в нём (произносится О, М)

Критерии оценивания: по 0, 5 баллов за верно указанные рифмующиеся звуки.

Итого: 2 балла.

 

Задание 5.

Ответ: он, старуха, я, старуха, солдат.

Критерии оценивания: за каждое верно подчёркнутое подлежащее – 0, 5 балла.

Итого: 2,5 балла.

 

Задание 6.

Ответ: ясная мука – это ячневая или ячменная мука, т.е. приготовленная из ячменя. В данном случае имеется в виду не качество муки, а её разновидность.

Критерии оценивания: за верный ответ – 2 балла, за объяснение – 1 балл.

Итого: 3 балла.

 

Итого за все ответы: 16 баллов.

 

 

5-6 классы

Вариант 2

 

Задание 1.

Ответ: 1Б, 2Д, 3Б, 4Ж, 5В, 6Е, 7Г, 8А.

Критерии оценивания: за каждое верное соответствие – по 0, 5 балла.

Итого: 4 балла.

 

Задание 2.

Ответ: позёмка – это метель без снегопада, поднимающая снег с поверхности земли.

Критерии оценивания: первому ответившему полностью правильно – 2 балла, если ответ частичный (метель) – 0 баллов.

Итого: 2 балла

 

Задание 3.

Ответ: горсточка крупы, кусочек масла; сдобрить – сделать более вкусной, питательной.

Критерии оценивания: за верно подчёркнутые словосочетания – по 1 баллу; за верное значение глагола – 0, 5 балла.

Итого: 2,5 балла.

 

Задание 4.

Ответ: [х]; этот звук произносится также в слове мягкихи муравах.

Критерии оценивания: за звук – 1 балл, за примеры слов – по 0, 5 балла.

Итого: 2 балла.

 

Задание 5.

Ответ: лиса, журавль, лисица, голова, журавль.

Критерии оценивания: за каждое верно подчёркнутое подлежащее – 0, 5 балла.

Итого: 2,5 балла.

 

Задание 6.

Ответ:забела – это сметана; она так названа из-за белого цвета.

Критерии оценивания: за верный ответ – 2 балла; за объяснение – 1 балл.

Итого: 3 балла

 

Итого за все ответы: 16 баллов.

 

 

7-8 классы

Вариант 1

Задание 1

Ответ: 1В, 2А, 3Е, 4Г, 5Д, 6Ж, 7Е, 8Б

Критерии оценивания: за каждое верное соответствие – по 0, 5 балла.

Итого: 4 балла.

 

Задание 2.

Ответ: партикулярное платье – штатская, невоенная одежда, предназначенная для частных лиц; антоним: военный.

Критерии оценивания: за значение выражения – 1 балл; за антоним – 1 балл.

Итого: 2 балла.

 

Задание 3.

Ответ:

Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведёт себя очень солидно; довольно серьёзен, несколько даже резонёр; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жёстки, как у всякого начавшего тяжёлую службу с низших чинов.

Критерии оценивания: за каждое верно подчёркнутое сказуемое – 0, 5 балла.

Итого: 4 балла.

 

Задание 4.

Ответ: головоломна – краткое прилагательное, образованное путём сложения основ слов голова и ломать с присоединением суффикса -Н-. Таким образом, способ образования данного слова – сложение с суффиксацией.

Критерии оценивания: за верно определённую часть речи – 1 балл, за описание способа образования – 1, 5 балла (указание каждой из основ – по 0, 5 балл, за суффикс – 0, 5 балла), за определение способа образования – 1 балл.

Итого: 3, 5 балла.

 

Задание 5.

 

Форма

Глагол

Инфинитив (неопределённая форма глагола)

Стоять

(не) впускать

Подать

 

Будущее время

Впустите

Увидите

 

Настоящее время

Идёт

Хочет

 

Повелительное наклонение

Толкайте

 

 

Критерии оценивания: за каждый верно определённый глагол – по 0, 5 балла.

Итого: 4 балла.

 

Задание 6.

Ответ: «не по-нашему» произносятся слова наевся и напився: вместо суффикса Л произносится В, ударение также не соответствует литературному: наевсЯ, напивсЯ вместо наЕлся, напИлся.

Критерии оценивания: за каждое верно найденное слово – по 0, 5 балла, за обнаружение несоответствия суффикса литературному – 1 балл (если нет пояснения – 0, 5 балла), за обнаружение несоответствия литературному ударению – 1 балл (если нет пояснения – 0,5 балла).

Итого: 3 балла.

 

Итого за все задания – 20,5 балла.

 

 

7-8 классы

Вариант 2

Задание 1.

Ответ: 1Е, 2Б, 3А, 4В, 5Г, 6З, 7Д, 8Ж.

Критерии оценивания: за каждое верное соответствие – по 0, 5 балла.

Итого: 4 балла.

 

Задание 2.

Ответ: палевый – это название цвета; палевый – это бледно-жёлтый с розоватым оттенком.

Критерии оценивания: платье палевого цвета – 1 балл; верное значение прилагательного палевый – 1 балл.

Итого: 2 балла.

 

Задание 3.

Ответ:

Анна Андреевна, жена его, провинциальная кокетка, ещё не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытна и при случае выказывает тщеславие. Берёт иногда власть над мужем потому только, что он не находится, что отвечать ей; но власть эта распространяется только на мелочи и состоит в выговорах и насмешках. Она четыре раза переодевается в разные платья в продолжение пьесы.

Критерии оценивания: за каждое верно подчёркнутое сказуемое – 0, 5 балла.

Итого: 4 балла.

 

Задание 4.

Ответ:

Отглагольное существительное

Способ образования

Производящее слово

Средство образования

Починка

Суффиксальный

Починить

Суффикс К

Или: Поправка

Суффиксальный

Поправить

Суффикс К

 

Отглагольное существительное

Способ образования

Производящее слово

Средство образования

Затруднение

Суффиксальный

Затруднить

Суффикс ЕНИЙ

Или: Благодарение

Суффиксальный

Благодарить

Суффикс ЕНИЙ

 

Критерии оценивания: за каждое слово – по 0, 5 балла, за верный общий способ образования – 1 балл, за каждое верное производящее слово – по 0, 5 балла, за верное обнаружение разных суффиков (К и ЕНИЙ ) – 0, 5 балла.

Итого: 3, 5 балла.

 

Задание 5.

Ответ:

Форма

Глагол

Инфинитив (неопределённая форма глагола)

Предпринять

Подсунуть

Будущее время

Раскричится

Настоящее время

Ездит

Распекает

Повелительное наклонение

Стройтесь

Забегите

Станьте

 

Критерии оценивания: за каждый верно определённый глагол – по 0, 5 балла.

Итого: 4 балла.

 

Задание 6.

Ответ: бродить рыбу – значит ловить её, идя по мелкому месту реки (броду) и захватывая рыбу руками или специальными сетками.

Критерии оценивания: за полный ответ – 3 балла, за частично верный – 1 балл.

Итого: 3 балла.

 

Итого за все задания – 20, 5 балла.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика