Задания
5-6 классы
Вариант 1
Задание 1. Определите вежливые / невежливые речевые действия в соответствии с указанными репликами персонажей из сказки «Лиса и журавль» (запишите ответ в виде соответствий, например: 1Д, 2А, 3Е и т.п.):
Отрывок |
Этикетное действие |
1) Приходи, куманёк, приходи, дорогой! |
А) Обещание |
2) Уж как я тебя угощу! |
Б) Приглашение |
3) Покушай, мой голубчик куманек! |
В) Благодарность |
4) Не обессудь, любезный кум! |
Г) Предложение отведать |
5) Не стыдись, голубушка. |
Д) Извинение |
6) Спасибо, кума, и на этом! |
Е) Предложение не стесняться |
7) Приходи ко мне в гости. |
|
8) Ну, не обессудь, кума! |
|
Ответ: __________________________________________________________________
Задание 2. Что такое мурава? (из басни «Стрекоза и муравей») Укажите значение этого слова.
Ответ: ________________________________________________________________________________
Задание 3. Подчеркните в данном отрывке глаголы, обозначающие речевые действия:
Тут все двенадцать поглядели на неё и стали между собой переговариваться.
Стоит девочка, слушает, а слов не понимает — будто это не люди разговаривают, а деревья шумят.
Поговорили они, поговорили и замолчали.
А высокий старик опять обернулся и спрашивает:
— Что же ты делать будешь, если не найдёшь подснежников? Ведь раньше марта месяца они и не выглянут. (С. Маршак. Двенадцать месяцев)
Задание 4. За счёт чего создаётся рифма в данных пословицах? Поясните.
Хлеб-соль ешь, а правду режь.
Гости в дом – и радость в нём.
Ответ: ___________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. В данном отрывке из сказки «Каша из топора» подчеркните все подлежащие:
Говорит он старухе:
— Но можно сварить кашу из топора, если ничего больше нет.
— Как это, из топора? — удивилась старуха.
— Давай котелок, я покажу.
Принесла старуха котелок, а солдат тем временем топор вымыл и деловито в котел опустил, налил туда воды да поставил всё на огонь.
Задание 6. Прочитайте северный народный рецепт приготовления каши.
Из русской печи вынуть чугун с кипятком и всыпать туда ясную муку, активно помешивая до загустения, чтобы не было комочков. Поставить чугунок на стол, прихлёбывать с молоком, простоквашей, мочёной брусникой.
Вопрос: какая мука называется ясной? Почему вы так решили?
Ответ: _________________________________________________________________________________________________________________
Задания
5-6 классы
Вариант 2
Задание 1. Определите вежливые / невежливые речевые действия в соответствии с указанными репликами персонажей из сказок «Каша из топора» и «Двенадцать месяцев» (запишите ответ в виде соответствий, например: 1Д, 2А, 3Е и т.п.):
Реплика |
Речевое действие |
1) Хозяева, пустите меня к себе переночевать. |
А) Предложение |
2) Ой, милый, у самой с утра маковой росинки во рту не было, потому и тебе предложить нечего. |
Б) Просьба |
3) Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников. |
В) Требование |
4) А есть ли у тебя, хозяйка, хоть что-нибудь, чтобы перекусить с дороги? |
Г) Упрёк |
5) Ступай да без цветов не возвращайся. |
Д) Отказ-обман |
6) Ну, будь по-вашему, — сказал Январь. |
Е) Согласие |
7) Вот дура, так дура! — говорит сестра. — В кои-то веки со всеми двенадцатью месяцами встретилась, а ничего, кроме подснежников, не выпросила! |
Ж) Вопрос об угощении |
8) Говорит он старухе: — Но можно сварить кашу из топора, если ничего больше нет |
|
Ответ: ________________________________________________________________________________
Задание 2. Что такое позёмка? Запишите значение этого слова.
Ветры, бури, ураганы,
Дуйте что есть мочи!
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!
В облаках трубите громко,
Вейтесь над землёю.
Пусть бежит в полях позёмка
Белою змеёю!
(С. Маршак. Двенадцать месяцев)
Ответ: ________________________________________________________________________________
Задание 3. Подчеркните в данном отрывке словосочетания, обозначающие меру объёма:
— Ох, хороша каша, — говорит солдат. — Только горсточки крупы в ней не хватает.
Старуха и на крупу оказалась богата, принесла мешочек, солдат добавил сколько нужно и продолжил варить кашу.
Спустя время он снова попробовал из котелка варево и говорит:
— Ох, хороша каша, только вот кусочка масла в ней не хватает.
Старуха и масло нашла, чтобы сдобрить кашу. (Каша из топора)
Укажите значение глагола сдобрить:
_____________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Прочитайте отрывок из басни «Стрекоза и муравей»:
До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас –
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.
Какой звук произносится на месте подчёркнутой буквы? Укажите, в каких словах данного отрывка также произносится этот звук.
Ответ: ______________________________________________________________________________________________________
Задание 5. В данном отрывке подчеркните все подлежащие:
На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, положил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
— Кушай, кумушка! Не стыдись, голубушка.
Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; толку всё нет как нет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел.
Задание 6. Прочитайте северный народный рецепт приготовления заварной капусты.
Нарезать свежую капусту крупно (кочан на восемь частей) и положить в деревянную кадушку, залить кипятком (соль – по вкусу). Поставить в доме до утра. После чего вынести на улицу (на мороз). Так она стоит до весны, а весной кадушку спустить в погреб (яму), где уже «намётан» снег. Ешьте сколько хотите с «забелой» и без «забелы»
Вопрос: С чем именно советуют есть заварную капусту? Что такое «забела»? Почему вы так решили?
Ответ: _________________________________________________________________________________________________________________
Задания
7-8 классы
Вариант 1
Задание 1. Определите вежливые / невежливые речевые действия в соответствии с указанными репликами персонажей (запишите ответ в виде соответствий, например: 1Д, 2А, 3Е и т.п.):
Отрывок |
Этикетное действие |
1) Имею честь поздравить! |
А) Пожелание |
2) Дай вам Бог всякого богатства, червонцев и сынка-с этакого маленького, вон энтакого-с, чтоб можно было на ладонку посадить, да-с! |
Б) Угроза |
3) Вы бы, говорит, как кавалер и у власти, сводили бы меня, например, в театр. |
В) Поздравление |
4) – Дайте хоть пожрать. С утра, говорит, не жравши по такой канители.
|
Г) Просьба |
5) - Ложи, – говорю, – взад! |
Д) Требование |
6) - Довольно свинство с вашей стороны. Которые без денег – не ездют с дамами. |
Е) Предложение |
7) – Присаживайтесь, – говорит, – ко мне на одно колено, все легче ехать. |
Ж) Упрёк |
8) – Ах, так, – говорит, – ну, так это вам выйдет боком. |
|
Ответ: ______________________________________________________________________
Задание 2. Описывая Хлестакова, Бобчинский и Добчинский сообщают, что он одет в «партикулярное платье». Что это такое? Подберите антоним к слову партикулярный.
Ответ: __________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. В данном фрагменте из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» подчеркните все сказуемые.
Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведёт себя очень солидно; довольно серьёзен, несколько даже резонёр; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жёстки, как у всякого начавшего тяжёлую службу с низших чинов.
Задание 4. Определите часть речи и способ образования почёркнутого слова из данного отрывка, способ образования опишите:
Городничий.Уж на что, осмелюсь доложить вам, головоломна обязанность градоначальника!
Ответ: __________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Выпишите глаголы в соответствующих грамматических формах (заполните таблицу).
Городничий. А вы – стоять на крыльце, и ни с места! И никого не впускать в дом постороннего, особенно купцов! если хоть одного из них впустите, то… Только увидите, что идёт кто-нибудь с просьбою, а хоть и не с просьбою, да похож на такого человека, что хочет подать на меня просьбу, взашей так прямо и толкайте! так его! хорошенько!
Форма |
Глагол |
Инфинитив (неопределённая форма глагола)
|
|
Будущее время |
|
Настоящее время |
|
Повелительное наклонение |
|
Задание 6. Прочитайте частушку. Что именно произносят «не по-нашему» на Виледи? Проанализируйте.
Не пойду на Виледь замуж,
Там угоры да леса.
Говорят-то не по-нашему:
наевся и напився.
Ответ:
__________________________________________________________________________________________________________________
Задания
7-8 классы
Вариант 2
Задание 1. Определите вежливые / невежливые речевые действия в соответствии с указанными репликами персонажей (запишите ответ в виде соответствий, например: 1Д, 2А, 3Е и т.п.):
Отрывок |
Этикетное действие |
1) - Ежели, говорю, вам охота скушать одно пирожное, то не стесняйтесь. Я заплачу. |
А) Пожелание |
2) Но впредь этого не делайте. А то под суд попадете. |
Б) Угроза |
3) Да продлит Бог жизнь вашу и новой четы и даст вам потомство многочисленное, внучат и правнучат! |
В) Поздравление |
4) С благополучным происшествием! |
Г) Приглашение |
5) Прошу садиться, господа! |
Д) Отказ |
6) — Это, — кричат, — какой-то ненормальный, сукин сын. На всех девиц кидается. |
Е) Предложение |
7) — Да нет, — говорит, — мерси. |
Ж) Упрёк |
8) - Не в деньгах, гражданка, счастье. Извините за выражение. |
З) Жалоба |
Ответ: _______________________________________________________________________________
Задание 2. Анна Андреевна, собираясь встречать Хлестакова, собирается надеть палевое платье. Какое значение имеет прилагательное палевый?
Ответ: ________________________________________________________________________________
Задание 3. В данном фрагменте из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» подчеркните все сказуемые.
Анна Андреевна, жена его, провинциальная кокетка, ещё не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытна и при случае выказывает тщеславие. Берёт иногда власть над мужем потому только, что он не находится, что отвечать ей; но власть эта распространяется только на мелочи и состоит в выговорах и насмешках. Она четыре раза переодевается в разные платья в продолжение пьесы.
Задание 4. Из данного отрывка выпишите 2 отглагольных существительных, образованных одинаковым способом при помощи разных суффиксов; укажите для них производящие слова (т.е. слова, от которого они образованы) (заполните таблицу).
Городничий. <…> Столько лежит всяких дел, относительно одной чистоты, починки, поправки… словом, наиумнейший человек пришёл бы в затруднение, но, благодарение Богу, всё идёт благополучно.
Отглагольное существительное |
Способ образования |
Производящее слово |
Средство образования |
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 5. Из данного отрывка выпишите глаголы в соответствующих грамматических формах (заполните таблицу).
Аммос Фёдорович. Ради Бога, господа, скорее в кружок, да побольше порядку! Бог с ним: и во дворец ездит, и государственный совет распекает! Стройтесь! На военную ногу, непременно на военную ногу! Вы, Пётр Иванович, забегите с этой стороны, а вы, Пётр Иванович, станьте вот тут.
Артёмий Филиппович. Воля ваша, Аммос Фёдорович, нам нужно бы кое-что предпринять. <…> Ну да, хоть и подсунуть.
Аммос Фёдорович. Опасно, раскричится: государственный человек…
Форма |
Глагол |
Инфинитив (неопределённая форма глагола) |
|
Будущее время |
|
Настоящее время |
|
Повелительное наклонение |
|
Задание 6. Прочитайте отрывок из воспоминаний жительницы одной из севернорусских деревень:
Раньше в лесных речках водилось много мелкой рыбёшки, из которой готовили разнообразные кушанья. Тогда говаривали: «Бродить рыбу пошли».
Что обозначает выражение бродить рыбу? Ответ поясните.
Ответ: __________________________________________________________________________________________________________________
Ответы и критерии оценивания
5-6 классы
Вариант 1
Задание 1.
Ответ: 1Б, 2А, 3Г, 4Д, 5Е, 6В, 7Б, 8Д
Критерии оценивания: за каждое верное соответствие – по 0, 5 балла.
Итого: 4 балла.
Задание 2.
Ответ: мурава – молодая трава (устар. и народно-поэтич.).
Критерии оценивания: первому ответившему правильно – 2 балла, если отвечают только трава, то 0 баллов.
Итого: 2 балла.
Задание 3.
Ответ: переговариваться, разговаривают, поговорили, замолчали, спрашивает.
Критерии оценивания: за верно подчёркнутые глаголы – по 0, 5 балла.
Итого: 2,5 балла.
Задание 4.
Ответ: за счёт произнесения одинаковых звуков: ешь – режь (произносится Е (Э), Ш), в дом – в нём (произносится О, М)
Критерии оценивания: по 0, 5 баллов за верно указанные рифмующиеся звуки.
Итого: 2 балла.
Задание 5.
Ответ: он, старуха, я, старуха, солдат.
Критерии оценивания: за каждое верно подчёркнутое подлежащее – 0, 5 балла.
Итого: 2,5 балла.
Задание 6.
Ответ: ясная мука – это ячневая или ячменная мука, т.е. приготовленная из ячменя. В данном случае имеется в виду не качество муки, а её разновидность.
Критерии оценивания: за верный ответ – 2 балла, за объяснение – 1 балл.
Итого: 3 балла.
Итого за все ответы: 16 баллов.
5-6 классы
Вариант 2
Задание 1.
Ответ: 1Б, 2Д, 3Б, 4Ж, 5В, 6Е, 7Г, 8А.
Критерии оценивания: за каждое верное соответствие – по 0, 5 балла.
Итого: 4 балла.
Задание 2.
Ответ: позёмка – это метель без снегопада, поднимающая снег с поверхности земли.
Критерии оценивания: первому ответившему полностью правильно – 2 балла, если ответ частичный (метель) – 0 баллов.
Итого: 2 балла
Задание 3.
Ответ: горсточка крупы, кусочек масла; сдобрить – сделать более вкусной, питательной.
Критерии оценивания: за верно подчёркнутые словосочетания – по 1 баллу; за верное значение глагола – 0, 5 балла.
Итого: 2,5 балла.
Задание 4.
Ответ: [х]; этот звук произносится также в слове мягкихи муравах.
Критерии оценивания: за звук – 1 балл, за примеры слов – по 0, 5 балла.
Итого: 2 балла.
Задание 5.
Ответ: лиса, журавль, лисица, голова, журавль.
Критерии оценивания: за каждое верно подчёркнутое подлежащее – 0, 5 балла.
Итого: 2,5 балла.
Задание 6.
Ответ:забела – это сметана; она так названа из-за белого цвета.
Критерии оценивания: за верный ответ – 2 балла; за объяснение – 1 балл.
Итого: 3 балла
Итого за все ответы: 16 баллов.
7-8 классы
Вариант 1
Задание 1
Ответ: 1В, 2А, 3Е, 4Г, 5Д, 6Ж, 7Е, 8Б
Критерии оценивания: за каждое верное соответствие – по 0, 5 балла.
Итого: 4 балла.
Задание 2.
Ответ: партикулярное платье – штатская, невоенная одежда, предназначенная для частных лиц; антоним: военный.
Критерии оценивания: за значение выражения – 1 балл; за антоним – 1 балл.
Итого: 2 балла.
Задание 3.
Ответ:
Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведёт себя очень солидно; довольно серьёзен, несколько даже резонёр; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жёстки, как у всякого начавшего тяжёлую службу с низших чинов.
Критерии оценивания: за каждое верно подчёркнутое сказуемое – 0, 5 балла.
Итого: 4 балла.
Задание 4.
Ответ: головоломна – краткое прилагательное, образованное путём сложения основ слов голова и ломать с присоединением суффикса -Н-. Таким образом, способ образования данного слова – сложение с суффиксацией.
Критерии оценивания: за верно определённую часть речи – 1 балл, за описание способа образования – 1, 5 балла (указание каждой из основ – по 0, 5 балл, за суффикс – 0, 5 балла), за определение способа образования – 1 балл.
Итого: 3, 5 балла.
Задание 5.
Форма |
Глагол |
Инфинитив (неопределённая форма глагола) |
Стоять (не) впускать Подать
|
Будущее время |
Впустите Увидите
|
Настоящее время |
Идёт Хочет
|
Повелительное наклонение |
Толкайте
|
Критерии оценивания: за каждый верно определённый глагол – по 0, 5 балла.
Итого: 4 балла.
Задание 6.
Ответ: «не по-нашему» произносятся слова наевся и напився: вместо суффикса Л произносится В, ударение также не соответствует литературному: наевсЯ, напивсЯ вместо наЕлся, напИлся.
Критерии оценивания: за каждое верно найденное слово – по 0, 5 балла, за обнаружение несоответствия суффикса литературному – 1 балл (если нет пояснения – 0, 5 балла), за обнаружение несоответствия литературному ударению – 1 балл (если нет пояснения – 0,5 балла).
Итого: 3 балла.
Итого за все задания – 20,5 балла.
7-8 классы
Вариант 2
Задание 1.
Ответ: 1Е, 2Б, 3А, 4В, 5Г, 6З, 7Д, 8Ж.
Критерии оценивания: за каждое верное соответствие – по 0, 5 балла.
Итого: 4 балла.
Задание 2.
Ответ: палевый – это название цвета; палевый – это бледно-жёлтый с розоватым оттенком.
Критерии оценивания: платье палевого цвета – 1 балл; верное значение прилагательного палевый – 1 балл.
Итого: 2 балла.
Задание 3.
Ответ:
Анна Андреевна, жена его, провинциальная кокетка, ещё не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытна и при случае выказывает тщеславие. Берёт иногда власть над мужем потому только, что он не находится, что отвечать ей; но власть эта распространяется только на мелочи и состоит в выговорах и насмешках. Она четыре раза переодевается в разные платья в продолжение пьесы.
Критерии оценивания: за каждое верно подчёркнутое сказуемое – 0, 5 балла.
Итого: 4 балла.
Задание 4.
Ответ:
Отглагольное существительное |
Способ образования |
Производящее слово |
Средство образования |
Починка |
Суффиксальный |
Починить |
Суффикс К |
Или: Поправка |
Суффиксальный |
Поправить |
Суффикс К |
Отглагольное существительное |
Способ образования |
Производящее слово |
Средство образования |
Затруднение |
Суффиксальный |
Затруднить |
Суффикс ЕНИЙ |
Или: Благодарение |
Суффиксальный |
Благодарить |
Суффикс ЕНИЙ |
Критерии оценивания: за каждое слово – по 0, 5 балла, за верный общий способ образования – 1 балл, за каждое верное производящее слово – по 0, 5 балла, за верное обнаружение разных суффиков (К и ЕНИЙ ) – 0, 5 балла.
Итого: 3, 5 балла.
Задание 5.
Ответ:
Форма |
Глагол |
Инфинитив (неопределённая форма глагола) |
Предпринять Подсунуть |
Будущее время |
Раскричится |
Настоящее время |
Ездит Распекает |
Повелительное наклонение |
Стройтесь Забегите Станьте |
Критерии оценивания: за каждый верно определённый глагол – по 0, 5 балла.
Итого: 4 балла.
Задание 6.
Ответ: бродить рыбу – значит ловить её, идя по мелкому месту реки (броду) и захватывая рыбу руками или специальными сетками.
Критерии оценивания: за полный ответ – 3 балла, за частично верный – 1 балл.
Итого: 3 балла.
Итого за все задания – 20, 5 балла.