Теория бран Рэндалл-Сандрама (RS) пытается решить проблему иерархии взаимодействий, т. е. ответить на вопрос, почему гравитационные взаимодей­ствия настолько слабее прочих фундаментальных взаимодействий - электро­магнитных, сильных и слабых. И хотя силы тяготения кажутся могучими, вспомним, что электростатические силы, действующие на натертый воздуш­ный шарик, достаточны, чтобы удержать его на стене и преодолеть притяже­ние целой планеты. Согласно RS-теории, гравитация слаба, потому что скон­центрирована в другом измерении.

Статья физиков Лизы Рэндалл и Рамана Сандрама об иерархии больших масс и дополнительном измерении была опубликована в 1999г. Свидетель­ством вызванного ею интереса в научном сообществе является тот факт, что в следующее пятилетие доктор Рэндалл была самым цитируемым физиком-те- оретиком в мире. Рэндалл стала первой женщиной, получившей бессрочный контракт на физическом факультете Принстонского университета.

Чтобы понять суть RS-теории, представим себе наш обычный мир с его тре­мя пространственными измерениями и одним временным как огромную зана­веску для душа, которую физики называют браной (от слова «мембрана», ко­торое зарезервировано для двумерных поверхностей). Мы с вами, подобно водяным каплям, живем на «занавеске», не подозревая, что непода­леку в ином пространственном измерении находится другая брана. Именно на этой скрытой бране в основном и располагаются гравитоны - элементарные частицы, ответственные за гравитацию. Другие виды частиц стандартной мо­дели - электроны и протоны - находятся на видимой бране, где разместилась наша Вселенная. Гравитация на самом деле столь же сильна, как и остальные взаимодействия, но она «разбавляется», когда «просачивается» в нашу види­мую брану. Фотоны, которые мы воспринимаем глазом, принадлежат види­мой бране, и потому скрытую брану мы видеть не можем.

До сих пор никто еще не обнаружил гравитон. Однако, возможно, экспе­рименты на ускорителях с частицами высоких энергий позволят ученым от­крыть гравитон и, кто знает, получить свидетельства существования дополни­тельных измерений.

АТЛАС - детектор частиц Большого адронного коллайдера - используется для поиска данных, относящихся к происхождению массы и доказывающих существование допол­нительных измерений.