Кот Шрёдингера напоминает мне привидение или, быть может, ужасающего зомби — существо, которое одновременно и живо, и мертво. В 1935 г. австрий­ский физик Эрвин Шрёдингер опубликовал статью о замечательном парадок­се, из которого вытекали столь поразительные следствия, что он беспокоит и озадачивает ученых и сегодня.

Шрёдингеру не нравилась предложенная незадолго до того копенгагенская интерпретация, согласно которой квантовая система (например, электрон) существует как облако вероятности, пока над ним не произведено наблюде­ние. Это означало, по-видимому, что бессмысленно спрашивать в расчете на точный ответ, что делают атомы и частицы, когда за ними никто не наблю­дает. То есть действительность в некотором смысле создается наблюдателем. До акта наблюдения для системы доступны все возможности. Что это означает в нашей повседневной жизни? Представим себе живого кота, помещенного в коробку, где лежат источник радиоактивности, счетчик Гейгера и закрытая стеклянная колба со смертельным ядом. При радиоактивном распаде ядра счетчик Гейгера регистрирует это событие и запускает механизм, освобожда­ющий молоток, который разбивает колбу, и распространившийся яд убивает кота.

Предположим, квантовая теория предсказывает, что с вероятностью 50% за час произойдет один распад. Стало быть, через час равновероятно найти кота живым или мертвым. Вся изюминка копенгагенской интерпретации со­стоит в том, что кота можно считать иживым, и мертвым, он пребывает в сме­си этих двух состояний или, как говорят, в их суперпозиции. Некоторые те­оретики считают, что, когда мы открываем коробку, сам акт наблюдения за состоянием кота приводит к редукции (коллапсу) этой суперпозиции, и кот будет обнаружен живым или мертвым.

Шрёдингер говорил, что его мысленный эксперимент демонстрирует несо­стоятельность копенгагенской интерпретации, и Альберт Эйнштейн с ним со­гласился. Вокруг этого несчастного кота возникло много вопросов. Кого или что считать истинным наблюдателем - счетчик Гейгера или муху? Может ли кот наблюдать сам за собой и таким образом редуцировать собственное состоя­ние? Что на самом деле сообщает нам этот эксперимент о природе реальности?

Когда коробку открывают, сам акт наблюдения может редуцировать суперпозицию, и кот Шрёдингера обнаруживается либо живым, либо мертвым. На этой фотографии кот, по счастью, вполне жив.