В 1937 г. британский философ и писатель Олаф Стэплдон описывал в своем романе «Создатель звезд» огромное искусственное сооружение: «Прошли ты­сячелетия... и многие звезды, не имевшие планет, оказались окружены кон­центрическими кольцами искусственных миров. Внутренние кольца порой содержали десятки, а внешние - тысячи искусственных планет, приспосо­бленных для жизни именно на таком расстоянии от Солнца».

Вдохновленный «Создателем звезд», физик Фримен Дайсон опубликовал в 1960 г. в престижном журнале Science астроинженерный проект гипотети­ческой сферической оболочки, которая могла бы окружать звезду и собирать большую долю ее энергии. По мере эволюции высокотехнологических циви­лизаций такая конструкция очень бы пригодилась им для удовлетворения непрерывно растущих потребностей в энергии. С тех пор авторы научно-фан­тастических романов, физики, преподаватели и студенты размышляют о воз­можных свойствах твердой сферы, в центре которой светит звезда, а на вну­тренней поверхности могут обитать инопланетяне.

В одном из вариантов сфера Дайсона имеет радиус, равный расстоянию от Солнца до Земли, а площадь поверхности, стало быть, в 550 млн раз большую, чем поверхность Земли. Интересно, что результирующая сила притяжения сферы звездой должна быть равна нулю. В противном случае, если не регули­ровать положение сферы, возникнет опасное смещение в сторону звезды. Лю­бые существа или предметы, обитатели внутренней сферы, тоже не должны испытывать гравитационного притяжения звезды. В другом варианте разум­ные существа остаются жить на планете, а сферу используют только для соби­рания звездной энергии. Дайсон оценил, что в Солнечной системе достаточно планетного материала, чтобы соорудить такую сферу со стенками толщиной 3 м. Он также предположил, что земляне могли бы обнаружить очень далекую от них сферу Дайсона, потому что она поглощала бы звездный свет и переиз­лучала бы энергию с нетипичным спектром в инфракрасной области. Ученые уже пытаются найти возможные свидетельства существования таких соору­жений по испускаемым ими инфракрасным сигналам.

Художественное изображение сферы Дайсона. которая могла бы окружать звезду и улавливать большую долю ее энергии. Молнии в сфере представляют процесс поглощения энергии внутренней поверхностью сферы.