«Квазары относятся к наиболее загадочным объектам во Вселенной из-за их малого размера и колоссального выделения энергии, - пишут ученые на сай­те hubblesite.org. - Квазары не намного больше нашей Солнечной системы, но испускают в 100 или 1000 раз больше света, чем целая галактика, содер­жащая сто миллиардов звезд».

Квазары были окутаны тайной в течение десятилетий. В наши дни боль­шинство ученых полагают, что это очень мощные и далекие галактики со сверхмассивной черной дырой в центре, которая извергает энергию по мере того, как в нее втягивается окружающее вещество. Первые квазары, откры­тые с помощью радиотелескопов, принимающих радиоволны из космоса, не ассоциировались ни с каким видимым объектом. В начале 1960-х гг. астроно­мы наконец обнаружили слабо светящиеся объекты, соответствовавшие этим странным источникам. Их назвали квазизвездными радиоисточниками или, для краткости, квазарами. Спектр излучения этих объектов, интенсивность которого менялась на разных длинах волн, поначалу приводил ученых в за­мешательство. Однако в 1963 г. голландец Мартин Шмидт сделал выдающе­еся открытие - он доказал, что спектральные линии принадлежат простому водороду, но они сильно сдвинуты к красному краю спектра. Такое красное смещение, вызванное расширением Вселенной, означало, что квазары - части очень далеких и древних галактик (см. статьи «Закон Хаббла» и «Эффект До­плера»).

Сейчас известно более 200 тыс. квазаров, и большинство из них не испуска­ют радиоизлучения. И хотя квазары кажутся тусклыми из-за большой удален­ности (от 780 млн до 28 млрд световых лет), на самом дели они самые яркие и мощные источники энергии из известных нам во Вселенной. Подсчитано, что квазар может проглотить 10 звезд в год, или 600 планет земного типа в мину­ту, а затем «заглохнуть», когда закончатся окружающие его газ и пыль. В этот момент галактика, содержащая квазар, становится обычной галактикой. Ква­зары, вероятно, чаще встречались в ранней Вселенной, когда у них было гораз­до больше запасов «пищи» (окружающего их вещества), чем сейчас.

В центре изображенной ни рисунке галактики квазар или растущая черная дыра, извергающая энергию. Астрономы, использующие космические телескопы NASA «Шпитцер» и «Чандра», открыли подобные квазары в целом ряде удаленных галактик. Рентгеновское излучение представлено здесь белыми лучами.