Гамма-всплески - это внезапные интенсивные вспышки гамма-лучей, которые имеют наибольшую энергию среди всех разновидностей света. «Если бы ваши глаза могли видеть гамма-лучи, - пишут астробиолог Питер Уорд и астроном Дональд Браунли, - то примерно один раз за ночь вы бы увидели, как освещается небо. Но наши органы чувств не замечают эти отдаленные от нас события». Однако если бы гамма-всплески когда-нибудь случились по­ближе к Земле, то «вы бы прожили после этого одну минуту, а в следующую или были бы уже мертвы, или умирали бы, отравленные радиацией». Иссле­дователи предполагают, что массовое вымирание живых организмов, случив­шееся 440 млн лет назад в поздний ордовикский период (палеозойской эры), было вызвано гамма-всплеском.

До недавнего времени гамма-всплески были одной из самых больших за­гадок астрономии высоких энергий. Они были открыты случайно в 1967 г. американскими военными спутниками, следившими за соблюдением СССР договора о запрете атмосферных испытаний ядерного оружия. За гамма- всплеском, который длится обычно несколько секунд, следует, как правило, долгоживущеее послесвечение на более длинных волнах. В наши дни физики считают, что большинство гамма-всплесков связано с попаданием на Землю узкого луча мощного излучения, испускаемого во время взрыва сверхновой, когда вращающаяся массивная звезда коллапсирует в черную дыру. Пока все наблюдавшиеся гамма-всплески приходили к нам из-за пределов нашей га­лактики Млечный Путь.

Ученые еще не определили механизм, способный привести к выбросу за не­сколько секунд такого же количества энергии, какое Солнце способно испу­стить за все время своего существования. Исследователи НАСА предполагают, что при коллапсе звезды возникает взрывная волна, распространяющаяся в теле звезды со скоростью, близкой к скорости света; при столкновении этой взрывной волны с звездным веществом и рождаются гамма-всплески.

В 1900 г. химик Поль Вийяр открыл гамма-лучи, изучая радиоактивность радия. В 2009 г. астрономы обнаружили гамма-всплеск от взрыва мега-звезды, который произошел не более чем через 630 млн лет после того, как Большой взрыв около 13,7 млрд лет назад породил нашу Вселенную. Таким образом, этот обнаруженный гамма-всплеск пришел от самого отдаленного из когда- либо наблюдавшихся объектов, который существовал в сравнительно мало­изученный период жизни нашей Вселенной.