Тахионы - гипотетические субатомные частицы, летящие быстрее скорости света. «Хотя большинство современных физиков оценивают вероятность су­ществования тахионов лишь немногим больше вероятности существования единорогов, - пишет физик Ник Херберт, - исследование свойств этих ги­потетических частиц не было полностью бесполезным». Поскольку эти частицы могут путешествовать в прошлое, профессор-электронщик Пол Наин юмористически замечает: «Если когда-нибудь тахионы будут обнаружены, то за день до этого в газетах должна появиться заметка от первооткрывателей, объявляющая, что тахионы будут открыты завтра».

Специальная теория относительности (СТО) Альберта Эйнштейна не запре­щает объектам двигаться быстрее скорости света. Скорее, она утверждает, что ничто, движущееся медленнее света, никогда не сможет двигаться быстрее, чем свет (т. е. со скоростью, превышающей примерно 299 000 км/с). Но объек­ты, двигающиеся быстрее скорости света, в принципе могут существовать, так как они никогда не двигались медленнее света. Рассуждая таким образом, раз­делим все объекты на три класса: всегда двигающиеся медленнее света, всег­да летящие точно со скоростью света (фотоны) и всегда двигающиеся быстрее света. В 1967 г. американский физик Джеральд Фейнберг придумал для этих гипотетических частиц слово тахион - от греческого «тахис», «быстрый».

Одна из причин, почему частицы, двигающиеся с досветовой скоростью, не могут перейти «световой барьер», состоит в том, что, согласно специальной теории относительности, масса и энергия объекта растет и становится беско­нечно большой по мере приближения его скорости к скорости света. Этот рост хорошо проверен в экспериментах по физике высоких энергий. Тахионы не сталкиваются с такой проблемой, поскольку они никогда не двигались с до­световой скоростью.

Возможно, тахионы родились в момент Большого взрыва, с которого на­чалась эволюция нашей Вселенной. Но мгновение спустя они должны были нырнуть в прошлое к моменту образования Вселенной и снова потеряться в первозданном хаосе. Если бы тахионы рождались в наши дни, физики обнару­жили бы их в ливнях космических лучей или в записях столкновений частиц в ускорителях.