Физики колдуют над теорией материи, и кажется, что эта теория просто взята из сценария "Звездного пути", - пишет журналист Чарлз Зайфе. - Она предполагает, что у каждой частицы имеются еще не открытые двойники, те­невые суперпартнеры-близнецы, чьи свойства, однако, сильно отличаются от свойств известных нам частиц... Если суперсимметрия действительно суще­ствует, эти... частицы могут образовывать экзотическую темную материю... из которой состоит почти вся наша Вселенная».

По теории суперсимметрии (СУСИ), у каждой частицы стандартной мо­дели имеется более тяжелый двойник. Так, кварки (крошечные частицы, из которых построены, например, протоны и нейтроны) должны иметь тяжелых партнеров - это частицы, названные скварками (сокращение от «суперсимме­тричный кварк*). Суперсимметричный партнер электрона называется сэлектроном. Среди отцов СУСИ - физики Б. Сакита, Ю. Весс и Б. Зумино.

Частично стимулом к появлению СУСИ стали чисто эстетические сообра­жения - она устанавливает симметрию между свойствами известных частиц.

Если бы СУСИ не существовало, то, как пишет Брайан Грин, «это было бы подобно тому, как если бы Бах, сочинив множе­ство переплетающихся тем, образующих гениальное полотно музыкальной симметрии, вдруг забыл бы про финальный, все разрешающий, аккорд». СУСИ является также важным свой­ством теории струн, в которой некоторые из фундаменталь­ных частиц (например, кварки и электроны) представляются в виде невероятно крошечных одномерных объектов, называ­емых струнами.

Научный журналист Анил Анантасвами пишет: "Ключе­вым моментом теории является предположение, что в бульоне частиц сверхвысоких энергий в ранней Вселенной частицы и их суперпартнеры были неразличимы. Каждая пара сосуществовала как еди­ный объект, не имеющий массы. В процессе расширения и остывания Вселен­ной эта суперсимметрия была нарушена. Частицы и их суперпартнеры пошли разными путями и превратились в различные частицы - каждая со своей соб­ственной массой"

А Зайфе приходит к заключению: «Если эти теневые частицы не будут обнаружены, то теория суперсимметрии останется просто математической игрушкой. Подобно модели Вселенной Птолемея, она будет объяснять, как функционирует космос, при этом не отражая истинную реальность».