Каждый раз, думая о фуллеренах, я шутливо представляю себе команду ми­кроскопических футболистов, играющих этими углеродными молекулами в форме мяча и забивающих голы на научных полях. Бакминстерфуллерены (или бакиболлы, или С60 для краткости), состоящие из 60 атомов углерода, были открыты в 1985 г. химиками Робертом Кёрлом, Харольдом Крото и Ри­чардом Смолли. Каждый атом углерода сидит в углу одного пятиугольника и двух шестиугольников.

Фуллерены назвали в честь инженера и изобретателя Бакминстера (Баки) Фуллера, который построил сетчатые конструкции вро­де геодезического купола, вспомнившегося открывателям С60. Впоследствии бакиболлы обнаружили буквально всюду - от свечной сажи до метеоритов. Исследователи научились внедрять отдельные атомы в структуру С60, словно птиц в клетки. Так как С60 охотно принимают и отдают электроны, они не­пременно найдут применение в батареях и электронных устройствах. Первые цилиндрические углеродные нанотрубки были изготовлены в 1991 г. Они до­вольно прочны и в будущем могут стать электропроводниками молекулярных размеров.

Кажется, что бакиболлы всегда находятся в центре внимание. Фармоколо- ги пытаются использовать С60 и их производные для направленного транспор­та лекарств и борьбы с подавления вируса иммунодефицита человека (ВИЧ). Фуллерены представляют теоретический интерес с точки зрения своих квантовомеханических и сверхпроводящих свойств. В 2009 г. химик Юнфен Дженг с коллегами открыли удобные способы промышленного производства «бакипроволоки», соединяя бакиболлы подобно нитке жемчуга. Согласно журналу Technology Review, «фуллереновая проволока будет востребована в самых раз­ных областях - в биологиии, электрических, магнитных и оптических систе­мах... Вероятно, они могут быть чрезвычайно эффективными поглотителями света из-за большой поверхности молекул и способности проводить электро­ны, выбитые из них фотонами. Они, возможно, будут использоваться и в элек­тронике, соединяя молекулярные печатные платы».

В 2009 г. ученые создали новый материал с высокой проводимостью. Его кристаллическая решетка состоит из отрицательно заряженных фуллеренов, между которыми движутся положительно заряженные ионы лития. Уче­ные продолжают эксперименты с этой и сходными структурами - а вдруг они когда-нибудь станут «суперионными» материалами для батарей будущего...