Известное изречение “История – это фонарь, который светит из прошлого и освещает настоящее и будущее”, на мой взгляд, должно быть девизом для современного учителя истории. Особенно это касается изучения созвучных новейшей истории России проблем и периодов, к числу которых, несомненно, относится эпоха Петра Великого.
Радикальные экономические и политические реформы, проводимые в России в наши дни, воспринимаются гражданами страны так же неоднозначно, как и реформы начала XVIII в. Поэтому глубокие и прочные знания об эпохе Петра I помогут учащимся разобраться и в современной обстановке, определить свою гражданскую позицию.
Изучение эпохи Петра I предваряется высказыванием А.Пушкина: “Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и его временными указами. Первые – суть плоды ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые – нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности, или по крайней мере для будущего, вторые вырвались у нетерпеливого самовластного помещика”.
Изучение раздела начинается со сдвоенного урока “Россия на рубеже XVII–XVIII вв.” по следующему плану:
1. Развитие капитализма в Западной Европе.
2. Территория и население России к концу XVII в.
3. Развитие сельского хозяйства, промышленности и торговли в России к концу XVII в.
4. Причины отставания России от передовых европейских стран.
5. Необходимость внутренних преобразований и завоевания выхода к морям.
6. Начало преобразований. Поездка Петра I за границу.
Главная проблема, которую я формулирую перед учащимися на этот урок: были ли необходимы преобразования в России? Может быть, страна вполне могла обойтись и без болезненных реформ, стоивших жизни десяткам тысяч людей?
Сравнивая состояние России и более развитых стран Западной Европы, активизируя ранее полученные знания, учащиеся приходят к выводу об отставании России по сравнению с передовыми европейскими странами в хозяйственной и технической сферах. Особенно болезненно переживалось русскими, знакомыми с Западом, отставание в военной сфере. Далее учащиеся работают с учебником А.А. Преображенского и Б.А. Рыбакова, выясняя, какие преобразования были особенно необходимы, чтобы преодолеть это отставание:
создать флот и преобразовать по европейскому образцу армию;
развить свою промышленность;
завоевать выходы к Балтийскому и Черному морям, т.е. получить более удобные пути для торговли и культурного общения с Западной Европой;
перестроить устаревший государственный аппарат;
заимствовать культурные достижения Запада.
Один из учащихся выступает с кратким заранее подготовленным рассказом о личности Петра I.
Урок завершается выполнением письменного контрольного задания (ответ на вопросы по двум вариантам):
В чем выразилось к концу XVII в. отставание России от передовых стран Западной Европы?
Какие преобразования необходимо было провести в России в XVIII в.?
Задание на дом: соответствующий параграф учебника; подумать над вопросом: за счет каких средств правительство могло бы резко ускорить хозяйственное развитие страны?.
Следующая тема “Северная война” изучается также в течение сдвоенного урока. Учащиеся сталкиваются с исходным противоречием: слабая, почти не принимавшаяся в расчет в начале войны Россия сыграла главную роль в этой войне и в конце концов победила Швецию – одну из сильнейших на тот момент европейских держав. Учебная задача: почему Россия смогла одержать победу над Швецией?
Изучение темы проводится по следующему плану:
1. Причины Северной войны.
2. Начало войны и поражение русской армии под Нарвой.
3. Перестройка русской армии и первые победы. Основание Петербурга.
4. Битва при Лесной и Полтавская битва.
5. Победы русского флота у мыса Гангут и у острова Гренгам.
6. Конец Северной войны. Объявление России империей.
При изучении первого вопроса внимание учащихся обращается на слова К.Маркса: “…ни одно государство не могло находиться в таком удалении от морей, в котором пребывала Россия в начале царствования Петра I… Россия не могла оставить в руках шведов устье Невы, которое являлось естественным выходом для сбыта продукции”.
По второму и третьему вопросам выступают учащиеся, получившие опережающее задание. Они ведут подробный рассказ у доски, работают с картой. Учащиеся фиксируют в тетрадях причины поражения русской армии под Нарвой и меры, предпринятые Петром после этой “конфузии”.
Рассказ об основании Петербурга ведется преподавателем с использованием картины Г.Песиса “Постройка Петербурга при Петре I”, диафильма “Постройка Петербурга” и набора открыток “Современные виды Санкт-Петербурга”.
Рассматривая четвертый вопрос, обращаю внимание учащихся на то, что попытка Мазепы отделить Украину от России закончилась провалом, ибо большая часть украинского народа не поддержала его. Здесь можно провести параллели и сравнения с современным состоянием российско-украинских отношений.
Затем преподаватель рассказывает о Полтавской битве с использованием важного документа – “Приказа Петра I перед Полтавской битвой”. С помощью эпидиаскопа на доску проецируется схема сражения, звучит магнитофонная запись поэмы А.С.Пушкина “Полтава”.
Отметив решающее значение Полтавской битвы для исхода Северной войны, внимание учеников обращается на то, что война продолжалась еще долгие годы, произошло немало сражений на суше и на море.
Последние пункты плана разбираются в совместной деятельности с учащимися. Ученики определяют по карте и схемам учебника маршруты передвижения войск и земли, присоединенные к России по условиям Ништадтского мира.
Урок заканчивается обсуждением и фиксацией в тетрадях ответа на учебную задачу. Учащиеся, проанализировав весь изученный на уроке материал, должны прийти к выводу, что победу России над Швецией обусловили такие обстоятельства, как решительная реформа русской армии после поражения под Нарвой; сплоченность народов России перед лицом внешнего, одинаково чужого для них противника; полководческое дарование царя и некоторых его сподвижников; ошибки шведского короля, недооценка им России; создание Россией сильного флота на Балтийском море; огромные ресурсы нашей страны, позволившие выдержать напряжение длительной войны.
Следующий урок – “Государственные реформы при Петре I”. Учащиеся, вспоминая первое занятие, отвечают на вопрос, что обусловило необходимость преобразования государственного аппарата в России? Затем в совместной деятельности формулируется учебная задача: создал ли Петр в результате реформ совершенно новое государство, или же его преобразования сохранили старую основу государственности России?
Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника и выделяют главные цели и направления проводимых царем реформ:
создание регулярной армии и нового флота;
реформа центрального государственного управления;
реформа местного управления;
“Табель о рангах”.
Учащиеся также составляют сравнительную таблицу органов государственного управления.
Аппарат власти Российского государства в XVII в.
Аппарат власти Российской империи в первой четверти XVIII в.
Царь
Император
Боярская дума
Сенат
Земский собор
Приказы
Коллегии
Воеводы
Губернаторы
После подробного анализа “Табели о рангах” начинается поиск ответа на учебную задачу. Учащиеся приходят к выводу, что преобразования государственного аппарата придали ему стройности, сделали гораздо более эффективной деятельность государства, но не изменили сущности государственного строя в России. Произошло окончательное оформление абсолютной монархии – неограниченной самодержавной власти.
Следующий урок – “Социально-экономическое развитие России в первой четверти XVIII в.”.
Отдельное занятие в рамках регионального компонента посвящается народам Северного Кавказа в эпоху Петра I и политике России в этом регионе. Главная задача – уяснить место и роль народов Северного Кавказа и данного региона в истории XVIII столетия.
Как известно, в XVI–XVIII вв. Северный Кавказ был ареной военно-политического противоборства Османской империи (чаще всего в лице ее вассала – Крымского ханства) и Российского государства. В их борьбу так или иначе оказались втянуты почти все народы региона. Часть местной знати ориентировалась на Москву, другие же вступали в военно-политические союзы с Крымом и Турцией.
Захватив Азов в 1696 г., Россия получила в свои руки ключевую позицию для активного наступления на Северный Кавказ. Однако начавшаяся война со Швецией (1700–1721) надолго отвлекла внимание России от кавказских дел. Этим решила воспользоваться Турция, чтобы выбить русских из Азова и укрепить свое политическое влияние на Кавказе, максимально используя для этой цели крымского хана.
В 1710 г., поддавшись уговорам шведского короля Карла и французского посла в Константинополе, султан Ахмет объявил России войну. В связи с этим Петр I обратился с воззванием к кавказским горцам, “особливо Кубанской и Ногайской Орды мурзам и татарам”. В этом воззвании говорилось: “Объявляем того ради всем кубанским и ногайским жителям, что ежели вы усмотря нашу правость, с нашими войсками биться не будете, но похочете под оборону нашу поддатися, и приемлете для того к нам немедленно ради договора от себя знатных людей, и будете обще с нами против турок и прочих турских подданных битися, то мы примем вас как приятелей в оборону свою, не велим войскам нашим вас разорять и не малой шкод (вред) вам чинить, но больше вам вольностей и свободы позволим, нежели вы имели под русской областью… Буде же вы противиться нам будете, и с нашими войсками дерзнете биться, то повелим вас и мечом разорять и в полон брать как неприятелей своих. На сие будем ожидать от вас в скорых числах”.
Петр I также вызвал в Москву казанского губернатора П.Апраксина и поручил ему возглавить поход русских войск в Прикубанье в союзе с калмыцким ханом Аюкой. В то же время Петр I “возымел в помощь им воздвигнуть и воинственных горцев … именно: кабардинцев и соседних им народов черкесского племени”. Для этой цели в Кабарду был послан князь Бекович-Черкасский.
Кабардинские владельцы согласились выступить и решили воспользоваться этим походом, чтобы полностью подчинить себе население Карачая и Черкесии. 17 августа 1711 г. Бекович-Черкасский доносил в Азов, что “кабардинцы уже собрались и стоят близ Кубани у р. Кумы в двух днях переезда до нее и в одном – скорой езды”. Вместе с тем он сообщал, что “черкесские (кабардинские) владельцы безмерно докучают ему по неизвестности о ходе русских на Кубань, не верят, что он сбудется, потому что черкесы при р. Куме уже 8 дней и намерены с владельцами близ Кубани напасть на абазинцев, бесленеевцев, башилбайцев и родных их нагаев”.
В конце августа 1711 г. русские войска под командованием П.Апраксина совместно с калмыцкими ополчениями в трехдневном бою при Кубани одержали “страшную победу над закубанцами, бывшими под управлением турецких вождей”. Много “кубанских татар” было перебито, были захвачены пленные и богатые трофеи.
Несмотря на одержанную блестящую победу, русским войскам не удалось тогда закрепиться на Кубани, и генерала Апраксина вернули в Россию. Он так и не встретился с кабардинским ополчением, чем “крайне огорчил” его руководителей.
Война 1711 г. оказалась неудачной для России, и, в частности, последняя была вынуждена вернуть Турции Азов. Однако неудачи, постигшие Петра I в западной части Кавказа в результате Прутского мира, вовсе не ослабили интереса России к Кавказу. Теперь главное внимание было направлено на Каспийское море с тем, чтобы шире развернуть торговые связи с закавказскими народами, с Ираном, Средней Азией и Индией. Петр I твердо решил продолжать кавказскую политику своих предшественников. С этой целью он еще в мае 1714 г. предложил сенату изучить вопрос о том, “каким образом горных народов к нашей стороне приклонить”.
Успешный Кавказский поход Петра I в 1722–1723 гг. привел к утверждению русского владычества на Восточном Кавказе, но Западный Кавказ продолжал оставаться в сфере влияния Турции. Крымские войска, подстрекаемые Турцией, в течение этого времени неоднократно вторгались в Кабарду. Крымцам в этот период удалось укрепить свое влияние в Карачаево-Черкесии.
На основе всего изложенного материала учащиеся делают вывод, что Северный Кавказ был в эпоху Петра I важным регионом, объектом острого соперничества. Длительная и тяжелая война со Швецией лишь отчасти отвлекла от этих земель внимание России, стремившейся укрепить здесь свое влияние и привлечь на свою сторону кавказские народы.
Преобразования Петра I в сфере культуры и быта изучаются учащимися самостоятельно дома, в ходе работы с учебником. Задание: выписать основные нововведения Петра I и указать, жизнь каких слоев русского общества они изменили.
Заключительное занятие – повторительно-обобщающее. В совместной деятельности учителя и учащихся заполняется таблица.
Сферы жизни
Нововведения Петра I по европейскому образцу
Петр I – продолжатель политики московских царей
Хозяйство
Особое внимание развитию мануфактур, их стремительный рост
Все контролировало и подчиняло своим нуждам государство
Общественные отношения
Возможность для незнатного человека продвинуться на государственной службе
Все закрепощены государством, даже дворянство
Управление
Реформы по европейскому образцу, улучшившие устройство госаппарата, сделавшие его более эффективным
Сохранение и укрепление самодержавия
Военное дело
Создание регулярной армии и флота с европейскими вооружением, обмундированием и уставами
Солдат – тот же крепостной, а не наемный, как в Европе
Культура и быт
Насаждение европейских обычаев и культурных норм
Преобразования затронули лишь дворянство, все остальное население к европейской культуре почти не приобщалось
Для контроля содержания можно воспользоваться заданиями, разработанными лабораторией МЕТАР под руководством В.В.Сухова, которые я применяю уже давно.
Анализируя в целом преобразования Петра I (цели, характер, темпы, методы осуществления, значение), следует подчеркнуть, что реформаторская деятельность в основном имела насильственный характер. Что же касается темпов преобразований, то они зависели от срочности решения той или иной задачи, стоящей перед государством. Реформы нередко носили случайный, незапланированный характер и проводились под воздействием обстоятельств. При этом одни преобразования часто вызывали необходимость проведения других, ибо коренная ломка в одной области, как правило, требовала немедленного переустройства в другой.
В итоге преобразований в период царствования Петра I Россия стала сильным европейским государством. Во многом была преодолена военно-экономическая отсталость. Однако реформы первой четверти XVIII в. не изменили социально-экономического и политического строя России. Усилиями Петра I было создано государство, которое можно охарактеризовать как самодержавную военно-бюрократическую монархию.
Надежда Казиевна Борлакова