Известно более полумиллиона астероидов. Большинство из них располагается вокруг Солнца, между орбитами Марса и Юпитера. Звучит так, как будто это место опасное и перенаселенное.

Но не верьте научно-фантастическим фильмам. Средняя дистанция между астероидами сравнима с расстоянием Земля — Луна. Пояс астероидов — это, в основном, пустое пространство.

Кроме того, большинство астероидов малы. Только 200 из них имеют более 100 км в поперечнике. Общая масса всех астероидов составляет всего 4 % от массы Луны.

Тем не менее столкновения в поясе астероидов происходят и создают семейства мелких объектов с подобными орбитами и одинаковым составом.

С 1973 несколько космических аппаратов без проблем пролетали через пояс астероидов. Некоторые даже были направлены к самим астероидам.

Первый астероид, Церера, был открыт Джузеппе Пиацци в 1801. Он был назван «недостающей планетой», которую ожидали найти между Марсом и Юпитером.

Но в течение нескольких лет еще 3 больших «планеты» были обнаружены в той же области: Паллада, Юнона, Веста. В 1840-х количество планет в Солнечной системе достигло 11.

Вскоре были обнаружены сотни тел. Астрономы поняли, что Церера — просто самый большой представитель нового класса: астероидов или малых планет.

Церера, 975 км в поперечнике, является единственным астероидом, который достаточно велик, чтобы приобрести сферическую форму из-за собственной гравитации. Он официально считается «карликовой планетой».

Большинство астероидов — это куски камней или пористые конгломераты из камешков и грязи. Некоторые из них бинарные. Многие имеют одну или даже две маленькие луны.

Космические корабли посетили астероиды: Гаспра (Gaspra), Ида (Ida) со своей луной Дактиль (Dactyl), Матильда (Mathilde), Брайль (Braille), Эрос (Eros), Аннафранк (Annefrank), Итокава (Itokawa), Штейне (Steins), Веста

(Vesta)

и Лютеция (Lutetia).

Космический аппарат НАСА Рассвет (Dawn), запущенный в сентябре 2007 года, вышел на орбиту вокруг Весты в июле 2011. Потом он был перенаправлен к Церере и прибудет туда в 2015.

Астероиды являются остатками от формирования Солнечной системы. Они сопоставимы с планетезималями (от англ. planet — планета и infinitesimal — бесконечно малая) и протопланетами, из которых сформированы планеты земной группы.