Она «невидима». Заполняет все пространство. И характеризуется отталкивающей гравитацией, которая ускоряет расширение Вселенной.

Темная энергия обнаружена в 1998 двумя группами — одна во главе с американцем Саулом Перлмуттером и другая — австралийцами Ником Сантцеффом и Брайаном Шмидтом.

«Стандартные свечи», характеризующие свечение сверхновых в удаленных областях Вселенной, слабее, чем ожидалось, — звезды должны располагаться дальше, чем при нормальном расширении пространства.

Вопреки всем ожиданиям, космическое расширение ускоряется (должно быть замедление из-за «тормозящего» действие гравитации между галактиками).

Само пространство должно содержать своего рода «упругий» материал — темную энергию, борющуюся с гравитацией, которая пытается собрать все галактики вместе.

Темная энергия является основным компонентом Вселенной. На ее долю приходится примерно 73 % всей космической массы-энергии (темной материи 23 %, обычной материи 4 %).

Невероятно — найти основную составляющую Вселенной только в 1998. Урок для физиков, которые еще в XIX в. утверждали, что в физике практически не осталось нерешенных задач.

На самом деле темная энергия очень разрежена. Но эффект накапливается. Объясняет, почему незаметен на Земле, в то время как он властвует над космическими объемами.

Без сомнения, темная энергия является одним из самых неожиданных открытий в истории науки. Кроме того, одним из самых непостижимых.

Квантовая теория дала нам компьютеры и лазеры и ядерные реакторы; понимание того, почему Солнце светит и почему земля под нашими ногами твердая…

…Но затем квантовая теория используется для прогнозирования энергии вакуума — темной энергии — и дает число 1 со 120 нулями — это намного больше, чем то, что мы наблюдаем.

Темная энергия представляет самое большое расхождение между предсказанием и наблюдением в истории науки. Что-то не так?

Большинство физиков считают, что отсутствует «руководящая идея». И только тогда, когда кто-то найдет ее, мы сможем, наконец, понять темную энергию.