1.Экономические законы спроса и предложения — это:
а) законы государственного планового ценообразования на социально значимые товары, устанавливаемые на уровне ниже рыночного равновесия;
б) законы конкурентного ценообразования в смешанной рыночной экономике;
в) и ответ а и ответ б, поскольку они взаимосвязаны и дополняют друг друга.
2. Спрос характеризует:
а) обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товаров;
б) постепенное убывание спроса покупателей на данный товар;
в) прямую линейную зависимость между ценой товара и его покупаемым количеством;
г) верны ответы а и б.
3. Изменение спроса, т.е. его рост или снижение, зависит прежде всего:
а) от уровня цен на покупаемые товары;
б) от денежных доходов покупателей;
в) от субъективных вкусов и предпочтений, моды на данный товар;
г) верны ответы б и в;
д) верны ответы а, б и в.
4. Закон предложения товаров — это:
а) функция производства и функция продавца товаров, показывающая прямую зависимость между ценами и количеством предлагаемых покупателю товаров;
б) функция покупателя товаров, показывающая обратную зависимость между ценой и количеством продаж товаров;
в) закон ценообразования, показывающий, что право установления цен на товары принадлежит тому, чье предложение данных товаров преобладает и является наиболее массовым на рынке.
5. Предложение товаров на рынке зависит:
а) от экономии издержек производства;
б) от уровня применяемых в производстве технологий;
в) от цен на ресурсы производимых товаров;
г) верны ответы а, б и в;
д) предложение товаров не зависит от условий, перечисленных в предыдущих пунктах, что можно доказать с помощью графика.
6. График рыночного равновесия цен показывает:
а) Цену, при которой по каждому данному товару нет ни дефицита, ни излишков;
б) цену предложения, так как между этой ценой и количеством продаж прямая линейная зависимость;
в) цену спроса, поскольку рынок — это сфера, где покупатель всегда прав и всякая попытка повышать цены приведет к затовариванию рынков.
7. Попытки установить цены, которые превышают их конкурентный равновесный уровень, приведут:
а) к возникновению ажиотажа среди покупателей и увеличению продаж товара;
б) возникновению излишка товара и затруднений с его продажей по этой повышенной цене;
в) к появлению дефицита возросшего в цене товара.
8. Налогообложение — это один из способов вмешательства в механизм рыночного ценообразования; он не нарушает его законов, но:
а) уравнивает доходы в обществе и снимает социальную напряженность среди незащищенных слоев населения;
б) повышает цены товаров и вызывает сокращение их производства и предложения на рынках;
в) никак не влияет на социальную напряженность и не затрагивает интересов производства и предложения товаров на рынках, поскольку налог включается в цену и «перекладывается» продавцом на покупателя.
9. Законодательное установление государством низких цен на товары нарушает законы равновесия спроса и предложения, однако, такой способ ценообразования:
а) решает все социальные конфликты и обеспечивает рост благосостояния всех групп населения;
б) не решает социальных конфликтов, усиливает дефицитность товаров, вызывает снижение выпуска товаров, спекуляцию и рост цен на теневом рынке;
в) стимулирует рост производства, а распределение выпущенных товаров с помощью социально низких цен повышает роль государства в управлении экономикой.
10. Эластичность спроса — это характеристика реакции покупателей на снижение цены товаров. Например, если 1%-е снижение цены вызывает увеличение продаж товаров более чем на 1%, то это соответствует:
а) единичной эластичности спроса;
б) неэластичному спросу;
в) эластичному спросу.
11. Степень эластичности спроса имеет важное практическое значение, поскольку:
а) позволяет решить вопрос об инвестициях капитала в конкретную отрасль;
б) выявляет направления снижения издержек производства при выпуске определенных товаров;
в) влияет на показатель торговой выручки фирмы, занимающейся продажей определенных товаров.
12. В отличие от спроса эластичность предложения зависит преимущественно:
а) от ситуации мгновенного, краткосрочного и длительного равновесия на рынке товара;
б) от периода времени, позволяющего предпринимателю учесть изменения цен, выбрать направления и оценить возможности инвестирования капитала;
в) от коэффициента эластичности доходов покупателей.