1. Каковы причины возможных ошибок в принятии решений в сфере экономической политики? Отметьте варианты, которые вы считаете верными:
а) отсутствие должной информации о микроэкономике на правительственном уровне;
б) недостаточная профессиональная подготовка правительственной команды;
в) наличие элемента «иррациональности» в поведении каждого человека, в том числе лиц, принимающих решения на правительственном уровне.
2. В реальной экономической политике развитых стран цель повышения благосостояния в своем прямом обозначении, как правило, не указывается. Это связано с рядом обстоятельств. Какое из них является верным?
а) данная цель является, по мнению правительства, чисто условной, «идеологически ориентированной», реально «не подлежащей выполнению»;
б) понятию «благосостояние» трудно дать конкретные количественные характеристики как цели движения общества;
в) отсутствие акцента на данной генеральной цели развития общества есть проявление своего рода «инерционной реакции» западных стран на пропагандистские методы бывших социалистических стран.
3. Укажите наиболее характерный вариант противоречивого сочетания целей экономической политики:
а) экономический рост — внешнеэкономическое равновесие;
б) стабилизация денег (борьба с инфляцией) — достижение полной занятости;
в) полная занятость — сохранение окружающей среды;
г) внешнеэкономическое равновесие — достижение полной занятости;
д) полная занятость — экономический рост.
4. Одно из направлений экономической политики развитых стран — оказание экономической помощи развивающимся странам. Среди перечисленных доводов укажите наиболее обоснованный вариант:
а) формирование стабильно развивающейся мировой экономической системы — благоприятная перспектива для бизнеса;
б) оказание помощи создает возможность политического влияния на страну;
в) помощь помогает втягивать страну в систему международной эксплуатации;
г) помощь всегда была (и остается) в основном пропагандистским шагом западных стран — как противостояние прежде сильно выраженному влиянию социалистических государств на развивающиеся страны.
5. В современном научном тексте вы все чаще встречаете термин «институт». Что подразумевается под ним в широком смысле слова:
а) общественно-правовое учреждение;
б) подразделение крупного учебного вуза (например, академии);
в) исследовательский центр;
г) словесный символ, обозначающий преобладающий и постоянный способ мышления или действия, ставший привычкой для какой-либо социальной группы или обычаем для народа?
6. Каковы методы влияния профсоюзов на экономическую политику? Укажите возможные варианты:
а) через прямое влияние на членов парламента (лоббизм);
б) учреждение своего представительства в парламенте;
в) организация забастовок на уровне группы предприятий, региона, всей страны;
г) критические выступления в средствах массовой информации.
7. Какой наиболее точный смысл отрицательного внешнего эффекта вы смогли бы отметить?
а) Создание отрицательного экономического воздействия на окружающих за счет потребления благ тем или иным индивиду умом (наглядный пример: пользование частным автомобилем способствует загрязнению окружающей среды);
б) Потребление индивидуумом одного блага (при естественной ограниченности его ресурсов) неизбежно вызывает невозможность потребления другого, альтернативного блага, потерю альтернативной возможности. Отрицательный внешний эффект — есть потеря альтернативной возможности в потреблении;
в) Наблюдение того, как определенный индивид потребляет ценное, высококачественное благо, неизбежно рождает волну зависти у ряда окружающих лиц.
8. В мировой экономической литературе сформулирован принцип: «Конкуренция — везде, где возможно, регулирование — вез де, где необходимо». В экономической литературе какой страны было высказано это положение?
а) США;
б) Великобритания;
в) ФРГ;
г) Франция;
д) Япония.
9. Кто из зарубежных экономистов является автором закона расширяющейся деятельности государства (или закона растущих государственных потребностей)?
а) Я.Тинберген;
б) А.Вагнер;
в) И.Озеров;
г) А.Пигу.
10. Укажите наиболее верное определение понятия «аллокация»:
а) перераспределение национального дохода;
б) оптимальное размещение ресурсов в экономике;
в) вызванное государственной активностью перемещение (и размещение) в экономике ресурсов, нацеленных на создание общественных благ (как правило, не создаваемых частным сектором);
г) перераспределение через государственный бюджет финансовых потоков.
11. Что вы понимаете под термином «государственная квота»;
а) долю государственных служащих (и работников государственных предприятий) в общей численности занятых в стране;
б) удельный вес продукции государственных предприятий в общем объеме производимой в стране продукции;
в) сумму государственных расходов в процентах к ВНП?