Задание 1

1. Замените словосочетание «колосьев ржи», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

2. Замените словосочетание «отнестись юмористически»,  построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

3. Замените словосочетание «утренняя пробежка»,  построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

4. Замените словосочетание «известия с фронта»,  построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

5. Замените словосочетание «увлечённо читал», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

6. Замените словосочетание «к железным воротам», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

7. Словосочетание «бесшумно парили» из приведённого ниже предложения построено на основе примыкания Замените его синонимичным словосочетанием со связью управление.

 

Задание 2

Выпишите грамматическую основу из приведенных ниже предложений.

1. Со мной сели два гусара с саблями наголо.

2. Изменник помог Пугачеву вылезть из кибитки, в подлых выражениях изъявляя свою радость и усердие.

3. Оставаться ей в крепости, подвластной Пугачеву и управляемой Швабриным, было невозможно.

4. У ней не было на свете ни одного родного человека.

5. Через час урядник принёс мне пропуск, подписанный каракульками Пугачева, и позвал меня к нему от его имени.

6. Марья Ивановна пошла проститься с могилами своих родителей, похороненных за церковью.

7. Прощай, Марья Ивановна, моя голубушка.

 

Задание 3

1. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

(1) День заканчивался. (2) За корявыми вершинами мертвых пихтачей багровел закат. (3) Темнело небо. (4) В просветах деревьев, освещенных костром, танцевали силуэты. (5) После ужина лагерь угомонился. (6) Съежившись от холода, у огня спали люди. (7) У возов кормились лошади. (Федосеев Г.)

2. Среди предложений 1-5 найдите предложения с обособленным приложением. Напишите номера этих предложений. 
(1) С нами был маленький мальчик. (2) Ему было всего девять лет, но он хорошо переносил ночёвки в лесу и холод осенних рассветов. (3) Гораздо лучше нас, взрослых, он все замечал и рассказывал. (4) Он был выдумщик, но мы, взрослые, очень любили его выдумки. (5) Мы никак не могли, да и не хотели доказывать ему, что он говорит неправду. (Паустовский К.)

3.  Среди предложений 1 – 7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

(1) Нас осталось четверо. (2) Саша Алимов еще хромал, раненный в ногу. (3) Мы по очереди помогали ему идти. (4) Оно было бы ничего, если бы Валя Ермолаев не проваливался. (5) Он был такой грузный и большой, что кочки не держали его. (6) Путь наш лежал через болота, мы ,часто останавливаясь, тащили Ермолаева за ремень или протягивали ему жердины. (7) Измученные, мы потом лежали на кочках.

4.  Среди предложений 30–34 найдите предложение с двумя обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

(30)Они у нас лежали в маленькой длинной коробочке, слева на столе. (31)И мать, вероятно, долго выбирала, пока не остановилась на этой – зелёной и красивой. (32)Стояла, склонившись над столом, и, сняв очки, рассматривала их близорукими, сощуренными глазами .

(33)Как всё это сейчас далеко! (34)Как давно всё это было, как давно!..

5. Среди пред­ло­же­ний 28—32 най­ди­те пред­ло­же­ния, осложнённые од­но­род­ны­ми чле­на­ми. На­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

(28)Отец вдох­нул пол­ной гру­дью воз­дух, снял шапку.

— (29)Скоро у ко­са­чей пляс­ки да иг­ри­ща на бо­ло­тах пой­дут. (ЗО)Му­зы­ка — лес­ная ка­пель. (31)А слова какие!

(32)Тут он под­бо­че­нил­ся, охнул... да и запел впол­го­ло­са:

— (ЗЗ)Куплю ба­ла­хон, про­дам шубу...

6. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленными дополнениями. Напишите номер этого предложения.

(1) Всё это - только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде. (2) Но и этого довольно, чтобы возмутиться словами одного писателя, сказавшего мне с кислой гримасой: (3) «Я предпочитаю живые улицы и дома вашей утомительной и мёртвой природе. (4) Кроме неприятностей и неудобств, дождь, конечно, ничего не приносит».

7. Найдите предложение(ия) с обособленным обстоятельством и напишите его(их) номер(а).

(1) Вопреки яркому солнцу, в этот короткий миг можно было смотреть и всё видеть. (2)И вода ожила, засверкала, поигрывая красками и заполняясь до краёв расплавленным металлом, воспламеняя дымно-курящий воздух над собой, поджигая сумеречные серые берега. (3)И те враз вспыхнули, объятые огнём, осветились изнутри нежным светом. (4)Всё стало иным, всё оплодотворилось солнцем и воскресло к жизни. (5)И не было ничего краше этой богом солнца прямо у нас на глазах сотворённой земли.
(А. Приставкин)

 

Задание 4

Выпишите цифру(ы),….

 1. обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

Конечно,(1) я не позволял себе чересчур увлекаться игрой,(2) мне нужен был только рубль,(3) каждый день по рублю. Получив его,(4) я убегал,(5) покупал на поселковом рынке литровую баночку молока,(6) неторопливо обедал и садился за уроки.

2. обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

Нет,(1) пожалуй,(2) артистическим было только лицо,(3) абсолютно отсутствующее. «Весь в себе»,(4) — говорит в таких случаях мама. Он еще не начал играть,(5) но уже мыслил, (6)разумеется(7)музыкальными образами пьесы.

3. обозначающую запятую при вводном слове.

Книга  всегда  найдет  того,(1) кому она  нужна. Например,(2) покупает  книгу человек,(3) который украшает ими свою столовую. Но ведь у него могут быть и сын,(4) и племянники.

4.  обозначающие запятые при обращении.

За мной, (1)читатель! Кто сказал тебе,(2)что нет на свете настоящей,(3) верной,(4) вечной любви? (Булгаков).

5.В приведённом(-ых) предложении(-ях) пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове или вводных конструкциях.

— Какая,(1) однако,(2) сила у света,(3) отражённого от осенних лесов! Всё купе как в зареве. И,(4) в частности,(5) ваше лицо.   (К. Паустовский)

6. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Дедушка тоже,(1) видно,(2) наелся,(3) но теперь зачем-то ломает ветки черники.
- Хватит,(4) - говорю я дедушке,(5) - мы наелись ,(6) пойдём.
7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Правда, (1) раньше мать говорила, (2) будто у Лёшки необыкновенно красивые глаза и ресницы. Но так, (3) наверно, (4) говорят все матери о своих детях, (5) если даже они у них уроды.

Задание 5
Укажите количество грамматических основ в предложениях. Ответ запишите цифрой.

1.(1)Мы задержались в школе, и, когда вышли на улицу, уже смеркалось.

2.(26)Когда оно начинается, вопросов не вызывало, но когда оно заканчивается и где тот рубеж, начиная с которого человек становится взрослым?

3.(46)Я убрал руку от горла и выдохнул тот вдох, который удерживал грудью, рукой, оттого что боялся оборвать светлую паутинку.

4. (18)Солнце уже клонилось к закату, и было совсем по-вечернему.

5. (17)Улыбалась она смущённо и с любопытством, будто это не вы разглядывали её, а она, чуть робея, глядела на вас.

6.(32)Когда Гриничка пел, теплела душа, и уходил дурман суетного дня, и каждый становился добрей и чище.

7.(28)Они-то ведь ждали ребёнка и хотят, чтоб я на всю жизнь им остался.

 

 

 

 

ОТВЕТЫ

Задание 1

1. ржаных колосьев

2.отнестись с юмором

3. пробежка утром

4. фронтовые известия

5. читал с увлечением

6. к воротам из железа

7. парили без шума

 

Задание 2

1. сели два гусара.

2. изменник помог

3. оставаться было невозможно

4. не было

5. урядник принёс и позвал

6.Марья Ивановна пошла проститься

7. прощай

 

Задание 3

1 - 4

2 - 3,4

3 – 6

4 – 32

5 – 28, 29, 32

6 – 4

7 – 1,2

 

Задание 4

1 – 1

2 – 1,2,6,7

3 – 2

4 – 1

5 – 1,2,4,5

6 – 1,2

7 – 1,3,4

 

Задание 5

1 – 3

2 – 5

3 – 3

4 – 2

5 – 3

6 – 4

7 - 2

 


Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика