Цель урока:

познакомить с понятием "обособленные определения";

дать представление о постановке знаков препинания при обособлении определений;

развивать устную и письменную связную речь;

закрепить навыки грамотного письма, постановку знаков препинания в причастном обороте, согласованные и несогласованные определения.

Воспитательная цель: Развитие чувства прекрасного; уважения к прошлому, воспитание интереса к искусству.

Практическая цель: знать основные условия обособления определений; уметь находить их в тексте.

Оборудование урока:

мультимедийная презентация;

выставка книг, посвященных творчеству В.Серова;

материал для самостоятельной работы.

Домашнее задание к уроку:

составить словосочетания,

используя согласованные и несогласованные определения, по картине В.Серова "Девушка, освещенная солнцем".

Ход урока

Вступительное слово.

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы 
Перенести на полотно....
Н. Заболоцкий.

1. Сообщение о теме урока и его целях, запись в тетрадях эпиграфа

2. Сообщение ученицы о В.А.Серове.

Живопись художника В.А. Серова обычно входит в нашу жизнь картинами"Девочка с персиками"или "Девушка, освещенная солнцем". В творчестве художника тяготение к знакомому и привычному ( " Баба в телеге") порой сменялось интересом к античной мифологии ( " Похищение Европы"), но главным жанром для Серова был портрет. "Каждый портрет для меня - целая болезнь",- признавался он. Художник стремился соединить неповторимую реальность и сценическую маску протретируемого.

В каждый портрет художник вносит печать своего отношения к людям , создавая образы характеристики, причем деталь на портрете помогает глубже раскрыть личность героя.

"Девушка, освещенная солнцем", написанная в 18888 году, была приобретена П. М. Третьяковым для галереи в 1911.В. А. Серов писал И, Э. Грабарю по поводу этой картины: "Написал эту вещь, а потом всю жизнь, сколько не пытался , уже ничего не вышло: тут весь выдохнулся"

3. Дома, готовясь к уроку, вы предварительно уже познакомились с этой картиной.

Расскажите о ваших впечатлениях.

4. Обратимся к названию. Рассмотрим его сточки зрения грамматики.

Девушка, освещенная солнцем В названии присутствует причастный оборот, который выполняет функцию определения.

Выделяя причастный оборот, мы его обособляем, т. е. выделяем запятыми. Теперь такие конструкции мы будем называть так.

5. Запишем предложение.

Девушка, освещенная солнцем , спокойно сидит, опираясь на ствол дерева, и позволяет солнечным лучам прсвечивающимся сквозь листву большого дерева, ласково скользить по лицу, нежно-белой блузе рукам.

Задание: подчеркнуть грамматическую основу и обособленные члены предложения. Используя свои словосочетания (см. домашнее задание), запишите самостоятельно предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Графически обозначьте оборот в тетради.

6. (Природа) Обратимся к вашему домашнему заданию. Зачитайте словосочетания прил. + сущ., характеризующие природу на картине.

Желтые, зеленые краски; сложные переливы, глубокие тени, желтоватые отсветытемно-зеленая трава Разбор словосочетания. Вид связи - согласование (род, число, падеж.) Определение согласованное. ( Попутное повторение: виды связи в словосочетании.)

Запишем предложение:

Зеленые и желтые краски травы находятся в движении. ( Обратить внимание на интонацию, порядок слов прямой.

Перестроим предложение:

Краски травы, зеленые и желтые, находятся в движении.

Сравнить схемы причастного оборота и нераспространенного определения, выраженного прилагательным.

Вывод: Оба определения относятся к существительному и стоят после определяемого слова.

Задание. Создать 2 предложения по данной модели и записать, графически обозначить обособленные определения.

7. (Описание девушки).

Запись предложения:

Девушка, в темной юбке, нежно- белой кофточке , необыкновенна естественна. А черты лица, ясные и открытые, раскрывают перед нами характер героини, спокойный и сосредоточенный.

Анализ предложения.

Вывод 1: определения могут быть выражены и существительным. НО! Место определения тоже после определяемого слова.

Вывод 2: Обособленными могу быть причастия, прилагательные, существительные, если они стоят после определяемого слова.

8. Функция обособленных в тексте.

Задание: расставить знаки препинания, выделить обособленные члены предложения графически.

Вывод:

Обособленные члены предложения подчеркивают, выделяют наиболее существенный для автора признак, используются в описании в художественном и публицистическом стиле речи.

На картине мы видим портрет девушки на фоне красочного пейзажа. Лес, окружающий героиню, наполнен неповторимыми яркими красками лета. Листва, густая и зеленая, образует единое бескрайнее царство, а поляна, освещенная солнцем, дарит радость тепла, света.

Девушка, освещенная солнцем, сидит, прислонившись к стволу мощного дерева. Она, спокойная, задумчивая, позволяет солнечным лучам, просвечивающимся сквозь листву большого дерева, играть на складках темной юбки, белой кофточки. Чувство, радостное и светлое, отражается и на лице девушки. Взгляд направлен куда - то вдаль. Всматриваясь в черты лица девушки, начинаешь понимать, что ее сердце наполнено особым, только ей известным, ощущением счастья или волнения, радости или легкой тревоги. Кажется, сама жизнь, увиденная глазами художника, открывшего для нас, зрителей, гармонию живой природы, вышла за рамки картины

9. Рефлексия. Посмотрите на картину, запишите в тетради слово, характеризующее ваше отношение к картине. Оно станет названием вашего небольшого текста- размышления, где вы употребите новые синтаксические конструкции.

10. Обсуждение текстов.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика