Цель урока: продолжить знакомство с таким типом речи как рассуждение; развивать коммуникативные компетенции.

Задачи урока:

1) научить собирать и систематизировать материал для сочинения, осмысливать и раскрывать тему сочинения, строить план, работать с текстом;

2) развивать речевую культуру учеников, память;

3) прививать любовь к природе, искусству; воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: учебники, рабочие тетради, опорные схемы, карточки с заданиями, мультимедийная установка, презентация о местном художнике П.И. Долгушине, презентация «Просторы села», рисунки учеников на тему: «Времена года», фотовыставка «Природа родного села».

 

Ход урока:

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Звучит песня «На родине Пятницкого»( исполняют ученицы-участницы местных ансамблей «Веснянка» и «Соловьюшек».)

II. Сегодня на уроке мы с вами должны подготовиться к написанию сочинения-рассуждения о природе родного края. Будем систематизировать материал к сочинению, составлять план, повторять типы речи.

Эпиграф нашего урока- слова из стихотворения поэта-земляка С. В. Винокурова: «Нашу землю есть за что любить, нет такой другой на белом свете…»

Есть истины, которые должны войти в сознание с детских лет. Среди них- любовь к Родине и к родной природе. Я думаю, эти два слова неразрывно связаны друг с другом. В течение урока вы постараетесь доказать, почему людям свойственно любить родную природу.

Открывайте тетради, записывайте число, классная работа и тему урока «Подготовка к сочинению - рассуждению о природе родного края». (Записано на доске).

III. Проверка домашнего задания.

Ребята, дома вы работали над упражнением №150. Откройте учебник на странице 68 и найдите это упражнение. Оно нам поможет работать над планом сочинения.

Вспомните композицию плана сочинения – рассуждения.

Ответ учащегося.

На доске опорный план-схема.

1.Тезис.

2.Аргументы.

3.Вывод.

Обратимся к тексту упражнения.

- за что автор любит Среднюю полосу России? (Там он рос и стал настоящим человеком, В.Песков – выходец из Воронежской области, сейчас сотрудничает с газетой «Комсомольская правда»).

- найдите тезис в этом тексте, аргументы и вывод.

Ответы учащихся.

-как автор характеризует снег, дождь и какие средства художественной выразительности использует?

-назовите односоставные предложения?

Ответы учащихся.

IV. Работа с карточками.

Обратимся к истории и нашего села и узнаем о многообразии растительного и животного мира, который был раньше.

Расставьте знаки препинания в сложных предложениях и объясните. ( Предложения составлены на основе материалов из книги земляков А. Ф. Кретовой и  Н. С. Дёминой « История села Александровка .  Люди и судьбы.»

V.Презентация «Картинная галерея местного художника П.И.Долгушина»

Посмотрите, как изображают родную природу художники.

Индивидуальное сообщение о сельском художнике.

Пётр Иванович Долгушин родился в селе Александровка 22 августа 1935 года. Любовь к живописи ему привил дедушка Александр, который работал в церкви звонарём и писал иконы. Отец Петра Ивановича погиб под Москвой во время Великой Отечественной войны, поэтому военная тематика была одной из первых в школьных рисунках нашего земляка. А в 15 лет он стал писать первые пейзажи.

В нашей презентации мы можем увидеть работы Петра Ивановича разных лет, где он изображает природу не только нашего села, но и пейзажи разных мест Воронежской области. Сегодня мы можем увидеть его картины «Картёвский пруд» (П.Вятский), «Церковь села Александровка», «Деревенская зима», «Чурилов пруд» (п.Казанка), «Солнечная роща», «На Дону», «Донские зори» (г.Павловск).

Пётр Иванович любит природу. У него прекрасный сад, где благоухают не только цветы, но и растут орехи, виноград и другие саженцы. Настоящий мастер успевает за всем ухаживать и свободное время писать картины.

А сейчас послушайте , как воспевают родную природу поэты земли Таловской.

Стихотворение С.В.Винокурова «Цветочный мир», стихотворение Т.М.Губановой «На родине моей» читают учащиеся.

VI. Презентация «Просторы села». Такие разные времена года.

Я знаю, что некоторые ребята из нашего класса пробуют писать стихи.

Стихотворение  «Осень» читает ученица.

Стихотворение «Моя любовь к природе» читает ученик.

VII. Работа над планом сочинения.

Опираясь на схему, составим план сочинения. Главное в такой работе- определить своё отношение к выдвинутой проблеме, обосновать правильность своей точки зрения. Для того чтобы сочинение- рассуждение получилось завершённым и доказательным, важно, чтобы:

1)  основной тезис соответствовал теме сочинения;

2)  доказательства были убедительными;

3)  части рассуждения –тесно связанными;

4)  выводы чётко сформулированными.

Запишите план в тетрадь.

План.

I. Людям свойственно любить родную природу.

II.Аргументы:

1)это место, где мы родились и выросли;

2)многообразие животного и растительного мира;

3)источник поэтического и художественного вдохновения;

4)такие разные времена года.

III.Природа - источник радости и счастья.

VIII. Орфографическая и пунктуационная работа.

-назовите орфограммы, которые вам встретились в плане сочинения?

-объясните правила пунктуации, которые вам встретились в первом пункте второй части плана и в последнем предложении?

-назовите вводные слова, которые следует применять в сочинении - рассуждении?

IX. Учащиеся пишут сочинение на черновик. Некоторые ребята зачитывают фрагменты сочинения вслух.

X.  Подведение итогов. Выставление оценок.

Вывод в сочинении должен пересекаться с тезисом. В конце работы мы даём свою окончательную оценку проблеме, заявленной в первой части сочинения.

XI. Домашнее задание.

Дописать сочинение на черновиках. По желанию нарисовать пейзаж или написать стихотворение о родной природе.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика