Цели урока:

развивать культуроведческую и языковую компетенции учащихся:

а) формировать навыки медленного чтения под лингвистическим “микроскопом”, умения и навыки анализа текста;

б) подвести учащихся к осознанию коммуникативной и эстетической функций языка;

вовлечь учащихся в проектную деятельность, научить их самостоятельно работать в группах, проводить рефлексию;

заинтересовать учащихся историей языка, показать неразрывную связь с историей общества.

Оборудование:

отрывок из рассказа В.А.Гиляровского “Под каланчой”;

портреты В.А.Гиляровского и фотографии старой Москвы.

 

Ход урока

 

1. Вступительное слово учителя.

В рамках данного проекта было пройдено несколько этапов:

1) Подготовительный - подбор текста, знакомство с ним, определение конечной цели.

2) Формирование микрогрупп с распределением заданий: поиск информации об авторе и его книге; подготовка выразительного чтения текста, работа со словарями, подготовка материалов презентации.

3) Анализ текста и языковых средств на различных уровнях;

4) Знакомство с новыми понятиями:

5) Завершающий - презентация и обсуждение результата проекта.

2. Выступление группы учащихся с рассказом о жизни и творчестве В.А.Гиляровского (презентация).

3. Чтение текста учащимися.

- Пожарники едут! Пожарники едут! - кричит кучка ребятишек.

В первый раз в жизни я услыхал это слово в конце первого года империалистической войны...

Меня, старого москвича и, главное, старого пожарного, резануло это слово. Москва, любовавшаяся своим знаменитым пожарным обозом - сперва на красавцах-лошадях, подобранных по мастям, а потом бесшумными автомобилями, сверкающими медными шлемами, -с гордостью говорила:

- Пожарные!

И вдруг:

- Пожарники!

Что-то мелкое, убогое, обидное...

В Москве с давних пор это слово было ходовым, но имело совсем другое значение: так назывались особого рода нищие, являвшиеся в Москву на зимний сезон вместе со своими господами, владельцами богатых поместий. Помещики приезжали в столицу проживать свои доходы с имений, а их крестьяне - добывать деньги, часть которых шла на оброк, в господские карманы.

Погорельцы приходили и приезжали в Москву целыми семьями... Некоторые из них покупали особые сани, с обожженными концами оглоблей, уверяя, что они только сани и успели вырвать из огня.

Бывали, конечно, и настоящие пострадавшие от пожара люди, но таких в полицейских протоколах называли “погорельщиками”, а фальшивых - “пожарниками”.

4.Работа с понятиями.

- текст, основные признаки текста, тема, идея и композиция текста (повторение)

- новые понятия: лингвокультуроведческий анализ - это разбор текста во взаимосвязи языка и культуры: выделение семантико-структурных элементов текста, языковых единиц всех уровней, определение коммуникативной и эстетической функций текста, выявление в тексте историко-культурной информации.

5. Анализ текста.

Мы прочитали отрывок из текста В.А.Гиляровского. Из него узнаем о культурных, социальных, бытовых реалиях того времени.

приведите примеры этих реалий (социально-классовое неравенство: помещики и крепостные; бытовые - жизнь крестьян; культурные- среда бытования слова пожарный

найдите непонятные слова и выражения, узнайте их толкование в словарях (империалистическая война, пожарный обоз, проживать доходы, помещик, оброк, оглобли)

докажите, что данный фрагмент-это текст, укажите его признаки; связность текста осуществляется за счет лексических повторов- пожарники едут, это слово...; цельность текста - это его тематическое и идейное единство. Этот текст можно было бы назвать “История слова “пожарный”

определите тему и основную мысль текста, его композицию

В названии текста есть явное указание на тему, которая раскрывается автором последовательно. Неверно использованное значение слова “пожарники” стало поводом для рассказа. Автор, не скрывая своего возмущения и негодования (“что-то мелкое, убогое, обидное”), с любовью и гордостью отзывается о Москве и о людях героической профессии-пожарных. В тексте описываются реалии того времени, дается лингвистический и исторический комментарий. Авторская позиция имеет немаловажное значение в определении главной мысли.

В тексте используется диалог, который помогает передать автору живую разговорную речь.

К какому стилю речи можно отнести данный текст? (К художественно-публицистическому, так как автор использует различные семантические средства: эмоционально-окрашенную лексику, разговорную речь, устаревшие слова, слова в переносном значении; в тексте есть приметы времени.

Тип речи текста- повествование с элементами описания, поскольку события передаются во временной последовательности с помощью глаголов прошедшего времени, описательный характер тексту придают имена прилагательные.

Можно ли назвать данный текст культуроведческим? Конечно. Так как через ключевые слова (пожарники и пожарные) мы можем узнать о жизни и культуре Москвы конца 19-начала 20 веков. Гиляровский очень трепетно относится к значению слов и пытается донести до читателя неразрывную связь, существующую между историей и языком..

6. Презентация или сочинение на темы: “Из истории пожарного дела в Москве”, “Я б в пожарные пошел...”, “Прогулка по моей Москве”, посещение музея.

7. Рефлексия.

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru