Цели урока:

уточнить знания учащихся об особенностях дательного падежа, научить распознавать дательный падеж и правильно писать окончания имен существительных в дательном падеже;

воспитывать чувство патриотизма и коллективизма;

развивать речь, память и логическое мышление.

 

ХОД УРОКА

 

1. Организационный момент

– Вот книжки на столе, а вот тетрадки.
Не хочется играть сегодня в прятки.
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

– Какой у нас сейчас урок? (Урок русского языка)
– А почему он важен для нас? (Мы живем в России. На этом языке говорят все граждане нашей страны, какой бы национальности они не были.)

2. Минутка чистописания

– А начнем мы этот важный урок, как всегда, с минутки чистописания.
– Отгадайте шараду:

С «К» я в классе на стене.
Горы, реки есть на мне.
С «П» от вас я не таю –
В каждом классе я стою. (Карта – парта)

– Посмотрите на карту России. Как велика наша Родина!
– И все вы сидите за партами, учитесь. Это право вам дала Конституция России.
– Какими буквами отличаются эти слова?
– Сравните написание этих букв.
– Чем они похожи?
– Чем отличаются? (В написании этих букв есть общий элемент наклонная прямая и наклонная прямая с закруглениями вверху и внизу. Только у п – это длинная наклонная прямая, а у к мы второй элемент закругляем, а потом наклонную прямую пишем от середины)

На доске.

к пп ккк

– Вы заметили закономерность? Напишите. (Буквы чередуются и количество повторов буквы каждый раз увеличивается на 1)
– Что написали дальше? (4п, 5к, 6п, 7к)
– На второй строке: космос, космический, планета, помощь.
– Как вы думаете, какое слово лишнее? (Космический – прилагательное, помощь – проверяем безударную гласную, планета – оканчивается на гласную.)
– Спишите только существительные.
– Что вы о них скажете? (Существительные разных склонений.)
– Какие бывают склонения? (3 типа склонений)
– Какие существительные относятся к первому склонению? (Женский и мужской род, окончания -а -я)
– А у нас какое существительное первого склонения? (Планета)
– Какие существительные относятся ко 2 склонению? (Мужской род с нулевым окончанием, средний род)
– Какое существительное 2 склонения мы написали? (Космос)
– Какие существительные относятся к 3 склонению? (Женский род с нулевым окончанием)
– Какое существительное 3 склонения мы написали? (Помощь)
– Что такое склонение? (Изменение существительных по падежам)
– Какие падежи вы знаете? (Дети перечисляют падежи)

3. Сообщение темы и целей урока

– А сегодня на уроке мы повторим все, что мы знаем о дательном падеже и научимся правильно писать окончания существительных в дательном падеже.

4. Ознакомление с новым материалом

1) Игра «Аукцион»

– Внимание! Аукцион! На продажу выставляется лот «Дательный падеж» Каждый, ряд может высказать только одно мнение Дательном падеже. Команда, которая последней произнесет свое предложение, станет победителем.

(Кто последний высказался, тот получает карточку для чтения)

Команде-победителю выдать карточку со стихотворением.

Я называюсь Дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом «к» и «по» дружу,
Но и один гулять хожу.

Пока дети готовятся к выразительному чтению, учитель возвращается у чистописанию.

– Дети, посмотрите, какие буквы мы писали. Кто увидел что-то интересное? (Предлоги Дательного падежа к, по.)

Дети читают выразительно стихотворение. К доске вызывается ученик и записывает под диктовку предложение:

По степи вьётся узкая дорожка к реке и к лесу.

Подчеркнуть главные члены предложения.

– Определите падеж подлежащего. (Именительный)
– А еще в предложении есть существительные? (По степи, к реке, к лесу)
– Определите падеж этих существительных и выделите окончания.
– Ребята, а что интересного вы заметили? (Падеж один, а окончания разные)
– Как вы думаете, почему? (Потому, что существительные разных склонений)
– Какое существительное относится к 1 склонению? (К реке)
– Какое окончание? Оно ударное? (Да)
– Какое существительное относится ко 2 склонению? (К лесу)
– Какое окончание? Оно ударное? (Нет)
– Какое существительное относится к 3 склонению? (По степи)
– Какое окончание? Оно ударное? (Да)
– А как мы пишем безударные окончании? (Так же как и ударные)
– В каком склонении написание окончания в Дательном падеже не будет вызыать трудности? Почему? (Во 2 склонении окончания -у, -ю.)

Учитель открывает карточки с окончаниями -у,-ю на доске.

– А в каком склонении написание окончания в Дательном падеже будет вызывать трудности? Почему? (В 1 и 3 склонении)
– Какое окончание в дательном падеже мы будем писать в 1 склонении? (-е)
– Какое окончание в Дательном падеже мы будем писать в 3 склонении? (-и)

Учитель открывает карточки с окончаниями 1 и3 склонений.

5. Первичная проверка знаний

Физминутка

Игра «Найди нужное окончание»

По классу развешаны карточки Е, И, У, Ю. Дети поворачиваются к окончанию и хлопают в ладоши.

К дочери, по крыше, по селу, к маме, к смелости, к деревне, к лесу, по площади, к дождю, к девочке, по книжке.

– Я вижу, что вы правильно определяете безударные окончания существительных в дательном падеже.
– А теперь поработаем в парах
– Перед вами карточки со словами: лошадь, печка, диван, слово, нить, мышка, дорога, рысь.
– Ребята, вы цепочкой (друг за другом) записываете эти слова с предлогом или без него и выделяете окончания.

Далее коллективная поверка с использованием сигнальных карточек.

– Ребята, достаточно ли определить падеж существительного, чтобы правильно написать окончание? (Нет, нужно еще определить и склонение)

6. Закрепление знаний

Игра «Помоги Незнайке». Работа в четверках.

– Ребята, кто это? (Незнайка)
– Незнайка выполнил задание и написал существительные в дательном падеже. Проверьте, правильно ли он выполнил задание.
– Кто нашел одну ошибку? ш
– В каком слове? Учитель стирает окончание и вместо него ставит точку.
– Кто нашел 2,3,4 ошибки?
– Спишите, исправляя и вставляя нужное окончание.

Идет по пустыни, приготовил к субботе, проверил по тетрадки, читал по ладоне, подошел к малине, побежал к дороги, соскучился по мами, ползет по яблони, шел по улице.
Собрать 5-6 тетрадей на поверку.

Взаимопроверка. Коллективная проверка.

7. Домашнее задание

– Вы правильно вставляете окончания существительных в дательном падеже, и поэтому домашнее задание у вас не вызовет затруднений. Запишем на дом упражнение ... .

8. Рефлексия. Итог урока

– Что повторили на уроке?
– Что нового узнали?
– Молодцы! Вам понравился урок?
– Кто на уроке был молодец?
– А кто не очень старался?
– Мне больше всего понравилась работа … (оценка)
– Урок окончен. Всем спасибо!

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru