Цели:

развитие понятий: типы речи, рассказ и его композиция;

формирование умения определять композицию рассказа;

отработка навыка выявления композиционных частей рассказа;

формирование умения проводить содержательно-композиционный анализ текста в жанре рассказа;

отработка умения оформлять свой ответ в виде лингвистического текста;

формирование навыков работы с тестами по типу ОГЭ.

В ходе урока учащиеся должны

знать:

стили и типы речи;

основные признаки типа речи “повествование”;

структуру тестовых опросов по типу ГИА;

уметь:

находить в тексте основные свойства повествования, ведущую часть речи, слова, подчеркивающие последовательность действия;

оформлять свой ответ в виде лингвистического текста;

выбирать верный вариант ответа;

научиться:

определять композицию рассказа;

определять границы композиционных частей;

проводить содержательно-композиционный анализ текста в жанре рассказа.

I. Оргминута

а) Проверка готовности к уроку.

б) Приветствие.

II. Сообщение о ходе урока

Уч. Темой сегодняшнего урока является “Повествование в рассказе”.

По ходу урока мы:

повторим, что такое “повествование”;

закрепим полученные знания, выполнив упражнение;

в ходе знакомства с новой темой, обратимся к параграфу 41;

выполним словарную работу;

отработаем полученные знания, выполнив упражнение и небольшой тест по типу ГИА часть А1-А3;

подведем итоги.

Уч. Ход урока ясен? Приступаем к работе.

Ход урока

III. Повторение

Уч. Повторим, что мы знаем о понятии “повествование”

 

Вопрос

Ответ

1) Что такое повествование?

1) Повествование – тип речи со значением сообщения о развивающихся событиях, действиях или состояниях (мир в движении)

2) Основное свойство повествования?

2) Основным свойством повествования является динамичность (движение)

3) Ведущая часть речи при повествовании

3) Ведущая часть речи при повествовании – глагол (что происходит?)

4) Какого характера чаще всего используются глаголы?

4) В повествовании чаще всего используются глаголы, подчеркивающие последовательность (начать, продолжить, закончить)

5) Какие еще в повествовании используются слова, чтобы подчеркнуть последовательность действия?

5) Чтобы подчеркнуть последовательность действия в повествовании, используются слова, обозначающие время (затем, потом, после этого, немного погодя, позднее, дальше, тут, тогда, наконец и др.)

 

Можно сделать много фотографий!

Уч. Докажем данные утверждения на примере текста. Работаем в паре.

(на каждой парте карточка с текстом)

Содержание текста карточки: Из-под бревен показалась полосатая мордочка барсука. Зверек долго осматривался по сторонам, принюхивался. Убедившись наконец, что поблизости нет никакой опасности, барсук вылез из-под бревна и суетливо забегал по полянке, словно отыскивая что-то. (Г. Скребицкий). (Русский язык. 6 класс. М. Разумовская)

Уч.

Прочитайте текст каждый про себя

Прочитаем вслух

Докажем, что данный фрагмент носит повествовательный характер (лингвистический текст учащихся по таблице)

Работаем в паре, “делаем снимки”

Уч. Представьте, что вы фотограф. Сколько вы сделаете снимков, и что будет изображено на снимках?

1 кадр – бревно, а из-под него мордочка барсука

2 кадр - зверек мордочкой поворачивает (влево или вправо)

3 кадр – зверек вылез из-под бревна

4 кадр – барсук бегает по полянке

Вывод: в тексте сообщение о развивающихся событиях, основное свойство – динамичность (движение), много глаголов. Можно сделать несколько фотографий. Тип речи – повествование.

Уч. Перед нами был небольшой фрагмент из рассказа Георгия Скребицкого

А что такое рассказ?

Обратимся к учебнику.

Рассказ

Уч. Прочитаем определение понятию “рассказ”, данное в учебнике (чтение вслух учениками).

Рассказ – это один из жанров литературных произведений. В центре рассказа всегда лежит какой-то случай, событие. (Русский язык. 6 класс. М. Разумовская)

Словарная работа.

(приготовили тетради для работы, написали заголовок - “Композиция рассказа”)

Композиция рассказа

Композиция – (от лат. – сложение, состав) – построение произведения.

Уч. Найдите в тексте параграфа ... определения следующим понятиям и запишите их в тетрадь.

Вступление – часть текста, помогающая.......

Завязка –

Кульминация –

Развязка –

Заключение –

(опрос учащихся)

Уч. Используя полученные знания, выполним упражнение 475, задание №1, текст №1 (Русский язык. 6 класс. М. Разумовская).

Задание №1 выполним устно (читаем задание) (карандашом на полях определяем границы композиционных частей).

Дайте заглавие тексту, запишите в тетрадь, найдите в тексте выделенные предложения, выполните задания после текста (читаем задание).

Выполним задания А1-А3 по типу ОГЭ.

(раздаются листки с напечатанными заданиями каждому, работа индивидуальная, листок подписать, на выполнение работы 5 минут)

А1. Какой вариант ответа является продолжением утверждения: “Петушок Кроша прогнал пса Рекса, потому что....”

он маленький и совсем не гордый

он боялся насмешек надменного красавца петуха Петьки

несмотря на свой небольшой рост, он был решительным и отважным

А2. В каком значении употреблено слово “разлетелись” в предложении: “Куры разлетелись в разные стороны”

разлетелись клочьями в разные стороны

разбежались в разные стороны

поднявшись в воздух, полетели в разных направлениях

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является эпитет

Куры разлетелись в разные стороны

Пес пустился наутек

Он очень надменный и терпеть не может соседских петухов

Уч. Сделаем вывод. Является ли фрагмент текста, над которым мы сейчас работали, рассказом?

Выводы:

текст имеет композиционное построение;

в центре отрывка представлен случай;

основу рассказа составляет повествование:

во фрагменте представлено сообщение о развивающемся событии

основным свойством фрагмента является динамичность

ведущая часть речи – глагол

используются глаголы подчеркивающие последовательность

IV. Подведение итогов работы учащихся на уроке

Домашнее задание.

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru