Цель: проверить знания учащихся по теме и выявить победителя урока-соревнования.

Подготовительный этап

1. Жюри – это ученики-консультанты – представители разных команд.

Их задание: придумать рассказ по репродукциям с картин В. Васнецова, включив в рассказ предложения с однородными членами.

2. Класс разбивается на равносильные команды.

В командах выполняются задания:

а) коллективные, т.е. для всей команды;

б) в мини-группе;

в) индивидуальные.

Все эти задания учитель продумывает и подбирает заранее.

Жюри осуществляет проверку работ во время уроков и на перемене между уроками, поэтому урок рекомендую сдвоить.

Особенность этого урока заключается в том, что благодаря подбору разноуровневых заданий каждому ученику обеспечивается состояние успеха, возможность выиграть и получить оценку.

 

Ход урока

 

1. Теоретический опрос.

Что такое однородные члены предложения?

Чем определяется однородность этих членов предложения?

Могут ли быть однородными членами предложения слова, отвечающие на один и тот же вопрос и являющиеся одним и тем же членом предложения?

Могут ли быть однородными членами слова, относящиеся к одному слову?

Какие три условия должны быть соблюдены?

Для чего нужны однородные члены предложения?

В текстах какого стиля можно встретить однородные члены предложения?

Какой может быть связь в предложениях с однородными членами предложения?

Что такое обобщающее слово при однородных членах предложения?

Оценка:

“+” - 5 баллов

“–” - 3 балла

“–” - 0 баллов

Жюри подводит итог первого этапа урока и записывает на доске результат.

2. Творческое задание: описать репродукцию с картины В. Васнецова, включив в свой рассказ однородные члены предложения.

Задание классу: выписать предложения с однородными членами предложения.

Ответ 1-ого члена жюри.

Валя: В. Васнецов – русский живописец. Его полотна – это жанровые картины, лирические или монументально-эпические, на темы русской истории, народных былин и сказок.

Одна из них “Иван-царевич и Серый Волк”. На картине изображен мрачный лес с кривыми и изогнутыми деревьями. В мрачном лесу видны птицы, которые своим криком нагоняют на прохожих страх и ужас. Неподалеку виден прекрасный кустарник с бело-розовыми цветами. Все: мрачный лес, стелящийся туман, крик птиц и прекрасный кустарник, который вырос в этом мрачном лесу – все навевает тревогу.

Мимо леса бежит волк, несущий на себе двоих путников: царевича и прекрасную царевну. Царевна прижимается к груди царевича и печально смотрит, как ее увозят из королевства, в котором она выросла.

Царевна в прекрасном шелковом платье голубого цвета, окаймленном бисером. Оно повязано поясом с драгоценными камнями. На голове – великолепный убор. От быстрого бега волка волосы у царевны развеваются в разные стороны.

Царевич оглядывается, нет ли погони, и крепко прижимает царевну к себе. На царевиче – отделанный золотой ниткой наряд. На голове шапка с меховой опушкой. В золотых ножнах висит меч.

В настроении героев чувствуется тревога, беспокойство.

Картина В. Васнецова “Иван-царевич и Серый Волк” очень трогательна, хотя и выполнена в темных тонах. Она загадочна. Куда Волк несет людей? С какой целью? Хищное животное помнит добро, которое для него делал человек.

3. Практическая часть

а) Cоставить цепочку предложений с однородными членами.

Творческое задание: ответ 2-го члена жюри. Класс записывает предложения с однородными членами из рассказа и составляет схемы.

Юля: В. Васнецов написал много картин. Одна из них называется “Витязь на распутье”. В. Васнецов хотел передать нам этой картиной состояние грусти, печали, тоски витязя по своим друзьям. Он приехал на поле, где пали его товарищи. Над полем кружат вороны, а повсюду лежат кости и черепа людей. Над ними возвышались огромные камни, которые за многие столетия вдавились в землю. Местами виднелась трава. Дальше возвышается небольшой темный холм, а небо было серо-голубым и мрачным.

Витязь остановился перед большим камнем и увидел надпись. Там было написано о трех дорогах. Каждая их этих дорог вела к смерти.

Художник Васнецов не сообщает нам о дальнейшей судьбе героя. Мне кажется, что витязь выберет для себя самый трудный и далекий путь. Я уверена, что из этой истории он выйдет победителем.

б) 1. Работа с дидактическим материалом (по выбору учителя).

2. Запись предложений под диктовку (по выбору учителя).

3. Запись предложений с обобщающими словами по картине “Натюрморт”.

Творческое задание – 3-й член жюри. Остальные члены жюри подсчитывают баллы.

Лиза: Картины В. Васнецова. Вот одна из них: “Три царевны подземного царства”.

Давным-давно шло по нашей земле поверье, что есть под землей три царевны. Все красавицы. Одна – чистое золото. Вторая – вся камнями драгоценными украшена. Третья – царевна угля.

Девица скромная, невинная.

И вот однажды польстились на богатство подземных цариц разбойники. Двое из них подкараулили вход в пещеру, где жили девицы, и тайком вошли туда. Что же они увидели?

Стоят три девицы перед ними. Одна краше другой. Сказочные девушки!

Старшая – гордая, неприступная, своенравная. Привыкла, что преклоняются все перед ней. Вся в золоте, в парче золотой. А вторая царевна от старшей не отстает. Красота писаная! Вся бриллиантами, алмазами, сапфирами сверкает. Третья девица – скромность, покорность, нежность. В глазах грусть, тоска. Как увидели красоту третьей красавицы разбойники, так и потеряли дар речи. И перед нежностью и тоской в глазах третьей царевны склонил один из них голову и веревку преступную бросил на землю. И второй отбросил от себя свой меч.

Красота и нежность спасет мир!

4. Проверка домашнего задания (50 баллов).

1) Cтихотворение.

Даны слова: ветер, вышел, постучал, прибежал, поиграл, пожурил, полетел.

Нужно было написать стихотворение, включив эти слова.

Света:

Ветер вышел погулять.

Постучал по крышам,

Поиграл с собакой, пробегавшей мимо.

Пробежал он по листве старенького дуба

Полетел он мимо дома, где жила старушка

Я когда вернулся со своей прогулки,

Пожурил его отец, что так долго он гулял

Ведь давно уж им пора снежным покрывалом

Все укутать от окна до высокой башни.

Лиза:

Ветер был большой проказник.

Вышел в город погулять

Он летел возле ограды

И забор чуть-чуть сломал

Постучал к кому-то в двери

И нарушил там покой

Пробежал он под окошком,

Постучал опять немножко.

Подлетел к собачьей будке

И с собакой поиграл

Потрепал щенка за уши,

Потянул его за хвост.

Тот вдруг заскулил немножко

Его ветер пожурил,

А когда устал проказник,

Полетел к себе домой.

Оля:

Однажды ветер вышел погулять,

Решил по окнам он немножко постучать.

Он побежал легко по чердакам

И поиграл немного с кошками он там,

Он пожурил детей в песочнице слегка.

Он полетел домой, скорее, в облака.

Ветер веточки качает

И листочки шевелит

А потом он их срывает

И по воздуху кружит.

Лена:

Все спокойно в нашем доме.

На прогулку вышел ветер.

Нагулявшись в чистом поле,

Постучал он в двери к детям,

Пробежал по крыше дома,

Поиграл с котенком в прятки,

Залетел к своим знакомым.

Пожурил собаку Найду

И услышав звон часов,

Полетел он в гости к другу,

Закрыл калитку на засов

И присел на ветку дуба.

Валя:

Ветер вышел в чисто поле,

Пробежался по листве,

Постучался в птичий домик,

Пожурил там малышей,

Покружился на опушке,

С зайцем в прятки поиграл

И помчался озорник тучи гнать по небу,

Чтобы солнышко светило,

Всех лучами озаряло.

Учитель читает стихотворение М. Исаковского “Осторожно ветер из калитки вышел…”, показывает его портрет, делает о поэте короткое сообщение.

2) Вопрос на засыпку (он придуман или учителем, или учениками-консультантами).

Творческое задание: 4-й член жюри.

Надя: Перед нами картина Васнецова “Богатыри”. На этой картине изображены три богатыря. Это Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец. Васнецов изобразил этих богатырей красивыми, сильными, мужественными. Богатыри выехали в чистое поле. Они сидят на красивых большегривых лошадях. В руках богатыри держат копье, меч, лук со стрелами, булаву. На головах у них шлемы, сделанные из металла. Вокруг колышется высокая и шелковистая трава. По небу плывут тяжелые, но спокойные облака. Не только богатыри и лошади, но и природа находится в напряженном состоянии. Чувствуется приближение врага. Лошади широко раздули ноздри и прислушиваются к любому шороху

5. Работа с текстом “Левитан”. На магнитной доске репродукции с картин Левитана “Золотая осень”, “Октябрь”.

Словарная работа: изобразить, искусство, зеленый, синий, аллея, отразить, сиять, автор, акварель, профессия, ландшафт, пейзаж, фантазия, сезон, панорама – 15 слов.

(Работа заканчивается самопроверкой по словам из словника, которые были закрыты)

Запись текста.

6. Домашнее задание: продолжить работу с текстом.

7. Выводы по уроку: объявление победителей.

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru