Цели:

отрабатывать навыки написания сжатого изложения.

содействовать развитию мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся.

воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с высокохудожественными текстами.

I. Оргмомент

II. Целеполагание. Сегодня мы продолжим учить, в чем отличие сжатого изложения от подробного, какие существуют приемы сжатия текста. Помогут вам в этом материалы, которые вы видите у себя на столах, и тексты, с которыми мы будем работать.

- Что же такое сжатое изложение? (воспроизведение текста кратко, обобщённо)

- А почему так важно уметь излагать кратко, сжато? (в жизни чаще всего приходится излагать самую суть, главную информацию).

- Что нужно обязательно сохранить в сжатом изложении? (идею текста, структуру, стилевые особенности).

III. Чтение текста. Первичное восприятие.

- Ребята, сейчас вы услышите текст, с которым нам предстоит работать. Ответьте на вопрос: О чем этот текст? (текст читает учитель)

- О чём этот текст? Каков его тип? (о том, что нужно учиться; повествование)

IV. Работа с лексикой.

Отрочество - переходный возраст между детством и юностью 10-11 лет

Стимул - побуждение к действию

- Как вы понимаете словосочетания “эстетическое, нравственное развитие”?

(эстетика - наука о прекрасном, об искусстве, об изящном; нравственность - принятие на себя ответственности за свои поступки)

V. Знакомство с автором.

- Как вы думаете, кто мог написать этот текст? (публицист, писатель, пожилой человек)

- Автор этого текста - Дмитрий Сергеевич Лихачёв , российский учёный-литературовед, академик, автор множества публицистических трудов, исследователь древнерусской литературы. На протяжении всей своей жизни являлся активным защитником культуры, уделял особое внимание воспитанию молодёжи.

Текст взят мною из книги Лихачёва “Письма о добром и прекрасном”.

- К кому обращается Дмитрий Сергеевич? (к нам, молодым)

- Почему именно молодому поколению он адресует свои мысли? (за нами будущее)

VI. Составление плана, поиск ключевых слов.

- В чем заключается основная мысль этого текста?

- Как можно его озаглавить?

(Учитесь учиться, Учиться нужно всегда)

- Сколько микротем в этом тексте? Попробуйте обозначить их в табличке в идее цитатного плана.

 

Пункт плана

Ключевые слова

“Учиться нужно всегда”

 

“Молодость-время для учения”

 

“Берегите себя для учения”

 

 

- А теперь подберите ключевые слова для каждой из частей.

V. Сжатие текста.

- Как мы уже сказали, наша задача- сжатие текста. Вспомним основные приемы сжатия. Обратите внимание на памятку:

Приемы сжатия.

1. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной информации.

2. Обобщение исходной информации (замена однородных членов обобщающим словом).

- Итак, какую информацию мы исключим, как несущественную? (2 и 3 предложения)

- Где мы сможем применить прием обобщения? (2 предложение 2 абзаца, 3 предложение 2 абзаца)

- Какой прием применим при работе с 3 абзацем? (исключение несущественного)

VI. Обсуждение полученного результата.

Чтение полученного текста.

- Достигли ли мы своей цели? (изложили только суть, сохранили структуру, части взаимосвязаны)

VII. Итоги.

- Получилось ли у нас с вами послание, обращение? Кому бы вы его послали? (конвертики для обращений на столах)

 

 

© 2022 Тетрадкин Град
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru