Цели урока.

Образовательные: усвоение обучающимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, на этой основе сформировать соответствующий пунктуационный навык; повторить изученные правила употребления тире в простом предложении.

Развивающие: развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей.

Воспитательные: воспитание уважения к предмету; воспитание любви к слову на примере материала урока.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: беседа, тестирование, упражнение.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование урока: компьютер, экран, проектор, индивидуальные карточки с заданием, распечатки таблиц, тестов.

Учебник: "Русский язык. 9 класс" Авторы: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; научный редактор Н.М. Шанский.

 

Ход урока

 

1. Актуализация знаний учащихся.

- Ребята, какую группу сложных предложений мы изучаем? (БСП)

- Прочитайте слова известного лингвиста Александра Матвеевича Пешковского, который посвятил всю свою жизнь изучению русского языка:

“Бессоюзие… по всей вероятности, древнее и сочинения и подчинения. В древней народной и обиходной речи мы на каждом шагу находим бессоюзие предложений там, где современная чисто литературная речь повелительно требует союзов”.

- Какие предложения, по мнению А.М. Пешковского, гораздо чаще употребляются в народной речи? (БСП)

* Союзные предложения – признак литературного языка.

- Чем же отличаются БСП от союзных предложений? (Cоюзы, интонация)

- С постановкой какого знака препинания в БСП мы познакомились на прошлом уроке? (:)

Вспомнят эти правила, выполнив упражнение по карточкам, 2 ученика.

2. Повторение изученного материала.

Игра “Третье лишнее” (различные случаи постановки тире) (Слайд)

Найдите лишнее предложение, докажите, что оно лишнее.

1. Помни про школу:

только с ней

станешь строителем радостных дней. (В. Маяковский)

2. Таким друзьям на свете

Не страшно ничего:

Один за всех в ответе

И все за одного. (С. Михалков)

3. Как отчий дом, как старый горец горы,

Люблю я землю: тень её лесов,

И моря рокоты, и звёзд узоры,

Ии странные строенья облаков. (В. Брюсов)

- Постройте схему этого предложения. (1 – у доски, остальные – в тетрадях)

- Что объединяет 1 и 2 предложения? (БСП, :)

- Сколько случаев постановки двоеточия мы знаем? (3)

- Какие случаи представлены в первых двух предложениях? (1 – поясняет сказуемое: помни - что?; 2 – указывает причину, можно подставить - потому что)

- Какой случай не представлен? (2 часть раскрывает содержание первой, можно подставить союз а именно)

3. Проверка домашнего задания.

Выборочно проверим домашнее задание. Прочитайте те предложения из домашнего упражнения 197, в которых 2-я часть раскрывает содержание 1-ой части (и можно вставить союз а именно). (Предложения 3, 4, 6)

Заканчиваем работу по карточкам.

- Итак, о постановке каких знаков препинания в БСП мы уже знаем? (, ; :)

Остался интересный знак препинания – тире, о котором Пешковский сказал: “Тире – знак отчаяния. Тире отличается многозначностью, поэтому его любят поэты и писатели, превращая его в средство авторской пунктуации”. С тире мы часто встречались и ранее.

4. Актуализация знаний.

- Давайте вспомним: в каких случаях ставится тире в простых предложениях?

Работа в парах (отпечатанные листочки + слайд). Приложение 2

- Найдите соответствия между предложениями и схемами простых предложений. (1 – у доски)

 

1.

1.Семь и четыре – одиннадцать.

2.

2. Знание – неисчерпаемый родник.

3.

3. Дело науки – служить людям.

4.

4. Разумно жить – минутой дорожить.

5.

5. И утёсы, и море, и горы – всё это приняло серую окраску.

*Проверка

 

5. Сообщение темы урока.

Сегодня познакомимся с правилами постановки тире в БСП. (Слайд)

Запишите тему урока.

6. Изучение нового материала.

Работаем в группах. У каждой группы карточка-инструкция, по которой вы работаете 3 минуты. Свои знания оформите в таблице “Тире в БСП”.

 

Предложение-
пример

Союз при замене

Смысловые отношения
между простыми предложениями
в БСП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструкция

1. Прочитайте параграф 35 самостоятельно.

2. Прочитайте внимательно пункт 1 параграфа 35.

3. Ответьте на вопросы:

На сколько частей можно разделить БСП? Разделите БСП на части.

Замените БСП синонимичным СПП.

Какой союз можно подставить между простыми предложениями в БСП?

Какие смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав сложного?

4. Сделайте вывод о постановке тире в БСП.

5. Докажите, что в предложении Выйдет солнце из-за облака – чувствуешь на лице горячую ласку света. (И. Бунин) нужно ставить тире.

6. Оформите свои знания в таблице.

2 группа: Посеешь поступок – пожнёшь привычку.

3 группа: Дети стали большими - им надо серьёзно учиться.

4 группа: Труд человека кормит – лень портит.

5 группа: Скажет слово – соловей запоёт.

Проверка. Представитель группы выходит к доске и объясняет свой случай постановки тире в БСП.

Вывод:

- Сколько случаев постановки тире в БСП вы узнали?

- При каких условиях ставится тире в БСП?

7. Закрепление изученного.

1) Александр Матвеевич Пешковский заметил, что чаще всего употребляются БСП с тире в народной речи, пословицах.

Восстановите (письменно) данные пословицы. Укажите смысловые отношения между простыми предложениями в БСП. (Слайд)

Волков бояться – в лес не ходить. (Если – условие)

Кончил дело – гуляй смело. (Когда – время)

Поспешишь – людей насмешишь. (Если – условие)

Сказано – сделано. (Т. к. – поэтому – следствие)

Любишь кататься – люби и саночки возить. (Если – условие)

*Проверка (слайд) + (устно) смысловые отношения.

Как можно проверить значения предложений? (Подставить союзы)

2) Работа с текстом. (Слайд)

- Прочитайте текст.

Каменный цветок

Занялся Данилушка чашей. Работы с ней много – в один год не укладёшь. Глаз у Данилушки верный, рука смелая. Силы хватит – хорошо дело идёт.

Говорят мастера Данилушке: “Так-то работать станешь – тяжело нам с тобой тянуться”. Стебелёчек выточил. Боковые листики тонёхоньки – как только держатся!

(П. Бажов)

- Какова тема данного текста? (О мастерстве Данилы)

- Узнали ли вы произведение? (“Медной горы хозяйка”)

- Вспомните жанр этого произведения. (Сказ)

Особая сказовая манера письма создаётся разными художественными средствами. Какими?

(Умен.-ласк. суффиксы, обороты речи, частицы и БСП)

- Постройте схемы БСП, указав в схемах смысловые отношения между частями.

По вариантам: 1 в. – БСП из 1 абзаца, 2 в. – из 2 абзаца.

От каждого варианта к доске – по 1 чел.

3) Пунктуационная задача. (Слайд)

- Сравните предложения с одинаковым лексическим составом.

Надо заканчивать работу: уже совсем поздно.

Уже совсем поздно – надо заканчивать работу.

- Объясните, как пунктуация влияет на их смысл.

(1 предложение: 2 часть указывает на причину того, о чём сообщается в 1 части (потому что);

2 предложение: 2 часть указывает на следствие (так как – поэтому))

8. Домашнее задание.

Не один П. П. Бажов использовал в своих произведениях БСП. Домашнее задание у вас будет творческое: найдите в произведениях художественной литературы БСП с тире. Как правило, они используются в драматургических произведениях (А.С. Грибоедов “Горе от ума”, Н.Островский “Бедность не порок”, Д.И. Фонвизин “Недоросль”)

НО! Те, кому сложно выполнить это задание, могут сделать упражнение 200.

Не забудьте выучить материал параграфа 35, опираясь на таблицу, составленную в классе.

9. Итог урока.

Когда ставим тире в БСП? (5 случаев)

- Как можно проверить значение предложений? (Подставить союзы)

10. Контроль знаний. Тест.

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru