Цели:

обобщение и систематизация материала по теме “Имя числительное”;

закрепление изученных орфограмм;

воспитание любви к языку и работе с единицами речи.

Оборудование:

таблицы “Ь в числительных”, “Склонение числительных оба, обе”;

рисунок с изображением школы;

путевые листы (порядковые и количественные числительные);

сигнальные карточки (целые, дробные, собирательные);

табличка с ребусом;

билеты с номерами вопросов.

Метод: поисковая и аналитическая работа.

Оформление доски:

Как обойтись бы без числа

Наука точная могла?

Расчёт во всяком деле нужен.

Ты и с числительным будь дружен.

число, тема урока;

лексическое значение слов: эксперт, экскурсия;

ребусы.

 

Ход урока

 

Слово учителя.

- Ребята, какую тему мы изучили за последнее время, с какой частью речи познакомились? (Правильно “Имя числительное”)

- Основная цель нашего урока – проверить, как мы усвоили эту тему.

- Мы постоянно что-нибудь считаем: дни, часы, минуты; считаем количество прочитанных страниц в книге; играя в футбол, считаем число забитых голов. Цифры окружают нас везде. А между тем имя числительное - самая немногочисленная часть речи, она насчитывает всего несколько десятков слов.

- Ответим устно на вопросы, употребляя числительные:

Сколько дней осталось до каникул?

Сколько минут идёт урок?

На какой странице учебника параграф 47?

В котором часу заканчиваются занятия в школе?

- А теперь сделаем вывод: в каких случаях и для чего мы употребляем числительные в своей речи.

(Для того, чтобы рассказ о чем-нибудь был более точным и доказательным).

- Правильно, ребята, а сейчас я хочу, чтобы вы посмотрели грамматическую сказку

“Кто посчитает?” (Инсценировка сказки)

Числительные счёт любят! Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи эта – самая молодая.

А хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное другими частями речи? К сожалению, мы попали к концу их разговора.

- Кто за это предложение, прошу поднять руку, - сказал Председатель. – Существительное, подсчитайте количество голосов.

Кто-то крикнул: “Много”, и Существительное подхватило:

- Много!

- Вы же не считали! Или вы не хотите считать?

- Уважаемый Председатель! – вступился Глагол. – Существительные не умеют считать по порядку, у него единственное число, обозначающее один предмет, и множественное со значением неопределенного множества.

- Но кто же подсчитает нам голоса? – расстроился Председатель.

- Числительное!!! – хором выдохнул зал.

Вот, оказывается, какая важная часть речи это Числительное.

Учитель: Да, ребята, имя числительное очень важная часть речи и значение этой части речи в нашей жизни велико и это мы сейчас проверим. Домашнее задание у вас было подготовиться по вопросам на стр. 131. Для этого мы должны выбрать эксперта и разделиться на 4 группы. Кто такой эксперт? (На доске заранее)

Эксперт - (от лат. Expertus “опытный”) – специалист, дающий заключение при решении какого-либо вопроса)

(Выбираем эксперта)

- Делимся на 4 группы (каждая группа получит по 2 вопроса, ответы должны быть с примерами).

Подготовка – 3 минуты (Жребий вопросов)

- Эксперт подводит итог, какая группа побеждает.

- У нас в Татарстане 2 государственных языка: русский и татарский. И многие из вас умеют говорить на обоих языках. Скажите на татарском языке:

Сколько вам лет?

Какое сегодня число?

Сосчитайте до 10!

Что общего между числительными?

- Сегодня мы с вами совершили экскурсию по школе (заранее на доске).

Экскурсия - коллективное посещение чего-нибудь с познавательной целью.

Ваша задача: У вас на столах лежат путевые листы, вы должны прописью вписывать числительные, которые называет экскурсовод (На доске рисунки школы) (Дать задание)

Количественные | Порядковые

Например: У нас в школе три этажа.

Доп. задание: Надписать простые или составные числительные (2-3 минуты). (Сдаем листочки)

- Все числительные делятся на количественные и порядковые. Мы сейчас с вами вспомним, на какие разряды делятся количественные числительные. (Индивидуальные задания по собирательным, целым и дробным числительным.)

А к доске пойдут 3 человека и получат задание.

Вспомнили разряды, поработали с сигнальными карточками.

22 грузчика, пятеро медвежат, 17 барабанщиков, 1/5 территории, двое саней, три школы, 2/3 стадиона, 60 саженцев, трое ножниц, 1/2 сада, 685 человек.

(Проверить индивидуальные задания)

Индивидуальное задание: Склонение числительных: оба, обе.

Работа у доски. Кто начертит схему употребления “Ь” в числительных?

 

На конце “Ь”

В середине “Ь”

5 до 20 и 30

От 50 да 80

 

От 500 до 900

Игра “Эстафета” (по рядам).

1 ряд – “Ь” в конце числительных;

2 ряд – “Ь” в числительных, обозначающих десятки;

3 ряд – “Ь” в числительных, обозначающих сотни.

Синтаксическая роль числительных

Запишем предложения (ученик к доске).

Три - нечетное число. Семь и семь – четырнадцать. Учитель попросил разделить шесть на три. Первый луч солнца разбудил девочку. Занятия начинаются в девять часов. (Характеристика предложений)

- Любое числительное – морфологический разбор (самостоятельно).

- Ребята, отгадайте ребус (Заранее на доске).

100 л, 100 лб, 100 ляр

- А теперь попробуйте сами заменить некоторые части слов или целые слова в предложении:

Прежде чем вся семья опять сядет за стол, предварительно вытри клеенку.

(7я, о5, 100л, пре2рительно, вы3)

- Числительные часто используются в фольклоре: пословицы, поговорки, загадки. Сейчас я вам загадаю, вы назовете числительные и определите, какие они.

Два кольца, 2 конца, посередине гвоздик. (Ножницы)

Есть 2 друга у меня, 2 серебряных коня, без уздечки и седла помчу ее как стрела. (Коньки)

Семьсот ворот, а один ход. (Невод)

Летело семь уток, трех подстрелили, сколько осталось?

Словарный диктант

Экземпляр, миллион, миллиард, километр, центнер, бассейн, гараж, территория, одиннадцать, девяносто, двести, триста, четыреста.

Домашнее задание. Сочинить сказку, используя числительные.

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru