Цель:

Систематизировать основные признаки причастия и деепричастия на основе сопоставления морфологического разбора и повторить орфограммы и пунктограммы, которые, проходят по этим темам;

Повторить основные элементы анализа текста;

Воспитать бережное отношение к природе и любовь к Родине.

Задачи:

Повторить основные признаки причастия и деепричастия на основе морфологического разбора.

Совершенствовать навык определения границ причастного и деепричастного оборотов.

Повторить орфограммы и пунктограммы причастия и деепричастия.

Активировать речевую и мыслительную деятельность на основе сопоставления двух текстов.

Продолжить формировать навык последовательного анализа текста.

Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.

Активизировать познавательную активность, используя игровые приемы, индивидуальные и групповые формы работы.

 

ХОД УРОКА

 

I. Этап: организационный

Цель: подготовить учащихся к восприятию темы, создавая доброжелательную эмоциональную атмосферу.

Посмотрите на тему сегодняшнего урока. Можно ли повторить на одном уроке все орфограммы русского языка?

В бескрайнем океане орфограмм и пунктограмм нужно выбрать определенный курс. Мы ограничимся двумя частями речи. Ответ может подсказать знакомая пословица. “Ласковое дитя двух маток сосёт”. С какими частями речи ее можно применить? Почему?

II. Этап: ввод в игру

Цель: познакомить с условиями игры.

Мы отправляемся в плавание. Принимают участие 5 экипажей. У каждого экипажа свой капитан. Но готовность к работе укажет флажок. За отличные знания получает компас, за хорошие - парус.

III. Этап:

Цель: повторить признаки причастия и деепричастия на основе сопоставления. Необходимо проверить вашу готовность к путешествию. Поэтому первая задача: повторить основные признаки причастий и деепричастий. В этом нам поможет ваше домашнее задание.

Контроль: сверьте разборы слов (разбор на доске).

Кто выполнил работу верно? Что отличает причастия и деепричастия?

IV. Этап:

Цель: повторить обособление причастного и деепричастного оборотов; развивать логическое мышление, используя последовательное восстановление предложений в тексте.

Продолжаем наше плавание. Плыть по течению нам поможет текст. В любом плавании нужно быть готовым к непогоде, к бурям, шторму. Вот беда! Ветер развеял, перепутал предложения из текста. Ваша вторая задача: восстановить текст, пронумеровать предложения, расставить знаки препинания. Всё это надо выполнить за 3 минуты. Кто быстрее выполнит задание, поднимает флажок.

Задание на столе в почтовом конверте. Время пошло.

Чтение текста. Это отрывок из произведения Соколова-Микитова:

“Засев однажды в шалаше, уютно устроившись, я был удивлён необычайным и ёще не виданным мною чудесным зрелищем. Многочисленная стая лебедей, возвращавшихся на север с далёкого юга, стала кружить над разливом. Я видел освещённые зарёю распахнутые розоватые крылья, длинные вытянутые шеи, слышал их голоса. Ещё никогда не видел я такой чудесной, почти сказочной картины… Разумеется, я забыл о ружье и любовался невиданным зрелищем, напоминавшим мне дивные пушкинские сказки”.

Теперь, куда укажет стрелка моего компаса, та команда и будет объяснять знаки препинания в этих предложениях. (Ученики объясняют постановку знаков препинания.)

V. Этап.

Цель: совершенствовать логическое мышление учащихся и умение анализировать текст.

Вы, как народ бывалый, знаете, как разбирается текст и в какой последовательности анализируется. Ваша третья задача – по цепочке задать вопросы (экипаж экипажу) к этому тексту. Давайте вспомним эту цепочку. (Учащиеся задают друг другу вопросы (Тема – тип – стиль – основная мысль – докажите, что это текст).) Время обсуждения 1 минута (каждый экипаж отвечает на свой вопрос). Затем акцентирую внимание на основной мысли.

Основная мысль: Какое слово нарушает гармонию этой сказочной картины? (Ружье). Что обозначает слово гармония?

Работа со словарём: чтение значения слова из словаря Ожегова.

Вывод: красота не позволила человеку нарушить гармонию природы. Поэтому к природе надо относиться бережно и любить Родину.

А теперь подумайте над заглавием отрывка (учащиеся придумывают заглавие).

VI. Этап.

Цель: повторить сложные случаи пунктуации в предложениях с причастием и деепричастием.

Итог: с заданием справились, знаки препинания расставили.

Но при постановке знаков препинания в предложения с причастным и деепричастным оборотом встречаются разные подводные камни, рифы. Чтобы не столкнуться с ними, нужно знать: чем отличается обособление причастных и деепричастных оборотов? Каких случаев обособления деепричастия нет в этом тексте? (Одиночное деепричастие).

А бывает такой случай, когда деепричастие не обособляется?... (- если входит во фразеологический оборот).

Вы сегодня работаете усердно, старательно, энергично (замените лексическое значение слов: усердно, старательно, энергично – фразеологическим оборотом)… “- засучив рукава”.

К счастью что никто из вас ничего не делал кое-как… “- спустя рукава”.

Учащиеся самостоятельно составляют и записывают по два предложения с деепричастиями в составе фразеологического оборота.

Будет ли обособляться здесь деепричастие?... “- устойчивые обороты не обособляются”.

Контроль (обратная связь).

Итак, что вы скажете о знаках препинания в предложениях с деепричастными оборотами?

VII. Этап: следующий этап нашего плавания – самостоятельная работа.

Цель: повторить расстановку знаков препинания в предложениях с однородными членами, осложнив конструкцию предложения деепричастными оборотами; проверить умение учащихся выделять границы деепричастных оборотов.

А теперь испытание более сложное. Работаем с перфокартой. На доске ключ к шифру. Предложения, с которыми вы будете работать, осложнены однородными членами. Некоторые из них выражены деепричастным оборотом. Если вы правильно расставите знаки препинания, то у вас смогут получиться такие ответы. Время выполнения – 2 минуты.

I вариант работает по карточкам.

II вариант – задание на доске.

Работу выполняете самостоятельно на перфокарте.

Выполненные работы сдать капитану, капитан сдаёт их мне.

Задание к самостоятельной работе. II вариант

Гребцы бросили вёсла и поставив парус сами сели на дно шлюпки

Они ушли весело переговариваясь и радостно кивая мне головами.

Матросы улыбаются поглядывая на молодую женщину и уступают ей дорогу.

Он постоял немного вслушиваясь в темноту и улыбнувшись про себя зашагал ещё быстрее.

Шифр:

и, -.-.-,

,-.-.- и -.-

, -.-.- , и

, -.-.- , и, -.-.- ,

VIII. Этап.

Цель: повторить орфограммы причастия и деепричастия, определить уровень ЗУН по данной теме.

На горизонте я вижу мель. Чтобы обойти её, нужно вам проявить орфографическую зоркость. Проведём аукцион орфограмм. Необходимо вспомнить орфограммы по теме.

 


 

Перед вами предметы, без которых в море не обойтись. На них вы найдете шифровку. Ваша четвертая задача: распределить слова по видам орфограмм, в таблице. Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание. Работайте в экипажах. Время выполнения 7 минут. Время пошло.

После выполнения распределительного диктанта, учащиеся поочередно объясняют написание орфограмм, приводя примеры из диктанта.

А какие подводные камни есть в нашем диктанте? Учащиеся находят примеры слов с орфограммами по теме из текста.

IX. Этап: итоги урока.

Цель: определить уровень усвоения теоретического материала, системы понятий изучаемых тем; сформировать учебно-познавательную деятельность; выявить типичные ошибки, недостатки в ЗУН учащихся.

Думаю, что пора бросить якорь и сделать вывод:

Что мы сегодня повторили?

Что было самым трудным?

Что было интересным?...

Ответы учащихся.

X. Этап: домашнее задание.

Цель: создать проблемную ситуацию; научить учащихся на основе сопоставления двух точек зрения делать самостоятельный выбор, обосновывая его; воспитать бережное отношение к природе.

Сегодня на уроке нам приходилось сравнивать, сопоставлять, делать выбор и ваше домашнее задание тоже будет построено на сопоставлении двух текстов. С одним вы работали на уроке, а другой тоже хорошо знаете. Это стихотворение Н. Заболоцкого “Журавли”. Давайте послушаем стихотворение (чтение стихотворения учащимися). Есть повод для сравнения? Похож ли текст по типу на предыдущий? (повествовательный с элементами описания). Какое описывается событие? Что случилось? (убили журавля). Убили не просто журавля, разрушили гармонию природы.

Творческое домашнее задание: так вот, дома постарайтесь написать мини-сочинение на тему: “Какие мысли и чувства вызывает у вас текст Н. Заболоцкого “Журавли” и текст И. Соколова-Микитова”? Запись темы на доске.

Я думаю, что в своем сочинении вы найдёте причастные и деепричастные обороты и все изученные орфограммы, а главное проблему, над которой необходимо задуматься каждому человеку.

XI. Этап.

Цель: оценить результаты уровня усвоения учащимися теоретического материала. Все прекрасно справились с заданием. С вами было приятно путешествовать.

Контроль: кто получил компасы? Показывают – получают пять. Кто получил паруса? Показывают – получают четыре. Благодарю всех за старание и усердие.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика