Цели:

развитие интереса к русскому языку;

развитие познавательной активности.

Оборудование: жетоны для ответов в отборочном агоне;
дорожки красного, желтого и зеленого цветов.

1. Вопросы отборочного агона

(Задаются всем учащимся-теоретикам класса;

за правильный ответ вручается жетон;

на обдумывание ответа – до 5 секунд;

набравшие наибольшее количество жетонов становятся агонистами (3 ученика), остальные – болельщиками и имеют право отвечать на вопросы или выполнять задания, с которыми не справятся агонисты).

1. Какое русское слово состоит из 3 слогов, а вмещает 33 буквы? (Азбука.)

2. Какой частью речи – существительным или числительным – являются слова тысяча, миллион, миллиард? (Числительным, так как называют число предметов; отвечают на вопрос сколько?; могут быть записаны цифрами.)

3. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Твое имя.)

4. Можно ли смешливого человека назвать насмешливым? (Нет: насмешливый – любящий насмехаться; смешливый – такой, которого легко рассмешить.)

5. Как правильно сказать: «У рыб нет зуб»? «У рыбов нет зубов»? «У рыбей нет зубей»? (У рыб нет зубов.)

6. Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону? (Фонетика.)

7. Назовите слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. (Шалаш, Анна, тет-а-тет, топот и др.)

8. Можно ли у существительных соня, неряха, грязнуля определить род? (Это существительные общего рода.)

9. Какой корень в слове вынуть? (От корня осталось только -н-.)

10. Назовите слова, начинающиеся с 4 согласных. (Взгляд, всплеск, встреча.)

11. Какой бор никогда не имеет листвы и хвои? (Бор – сверло в зубоврачебном кабинете, химический элемент.)

12. Что вы делаете, когда доедете на автобусе до нужной вам остановки: выходите или сходите? (Выходим.)

13. Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? (Броненосец.)

14. Какую часть слова можно найти в земле? (Корень.)

15. С помощью какого суффикса ножи и ноги превращаются в одно слово? (С помощью суффикса -ищ-: ножищи.)

16. Родственны ли слова пот и потолок? (Нет: не имеют ничего общего в своих значениях, и корни у них не совпадают.)

17. Какое наречие пишется с двумя мягкими знаками? (Точь-в-точь.)

18. Какой падеж имени существительного никогда не употребляется с предлогами? (Именительный.)

19. Всегда ли сырое бывает мокрым, а мокрое – сырым? (Другое значение слова сырой: невареный, недоваренный.)

20. Как превратить слово но в местоимение? (Переставить буквы: он.)

21. У каких башмаков не бывает каблуков? (Приспособление для торможения вагонов – башмак.)

22. Как образовалось наречие сегодня? (Из местоимения сего (этого) и существительного дня.)

23. Какой ячмень нельзя молотить? (Ячмень на глазу.)

24. Какого цвета неопытная молодежь? (Зеленая.)

2. Состязание на дорожках

(Время на обдумывание – 1 минута.)
Выбор «дорожки» проводится по количеству выигранных жетонов в отборочном агоне. Получивший наибольшее количество жетонов имеет право выбора «дорожки» первым.
Ученик, проигравший на дорожке, снова становится теоретиком.

а) Красная дорожка: нельзя ни разу ошибиться.

1. В русском языке у некоторых слов чередуются полногласные сочетания -оро-, -ере-, -оло- с неполногласными -ра-, -ре-, -ла-.
Являются ли полногласными или неполногласными сочетания в словах среда, короткий, брань (сражение)? (Среда – середа; краткий – короткий; брань – бороться.)

2. Слышали рекламу чудо-йогурта, который всем полезен, всем хорош?
Что, по-вашему, означает слово всем в первом и во втором случае?
(Всем – каждому; всем – т.е. качеством.)

б) Желтая дорожка: допустима 1 ошибка.

1. Когда говорят грамотный человек, то всегда ли речь идет о человеке, умеющем читать и писать? (Нет. Слово многозначно, здесь – обладающий знаниями в какой-либо области (грамотный строитель).)

2. Какое местоимение стало суффиксом? (То: как-то.)

3. Объясните смысл крылатого выражения блоху подковать. (Так говорят, когда нужно выполнить мастерски очень тонкую и очень сложную работу; выражение возникло на основе повести Н.Лескова «Левша».)

в) Зеленая дорожка: можно ошибиться 2 раза.

1. Почему мы так говорим и что это означает: кричит во всю ивановскую? (Что есть мочи, очень громко. Указы в XVI–XVII веках в Москве зачитывались на Ивановской площади в Кремле, у колокольни Ивана Великого: было шумно, приходилось кричать.)

2. Одинаковы ли суффиксы в словах учительство и строительство? (Да:

3. Объясните лексическое значение слова пилигрим. (Книжное, устаревшее. Паломник, путешественник-богомолец.)

4. Однажды группа школьников с экскурсоводом остановилась у Зимнего дворца. Экскурсовод рассказал, что дворец построил зодчий Растрелли. –«Что такое зодчий
Экскурсовод пояснил: «Зодчий – по-русски архитектор».
Верно ли пояснил экскурсовод?
(Нет. Слово архитектор заимствовано из греческого («строитель»). Устаревшее слово зодчий – исконно русское, родственное ему слово – здание.)

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика