Цель: развитие умения определять морфологические признаки имени существительного.

Задачи:

Образовательная: повторение морфологических признаков им. существительного.

Коррекционная: развитие логики, развитие умения осознанно применять опорные таблицы, воспитание самостоятельности.

Воспитательная: воспитание любви к родному языку.

Оборудование: таблицы, карточки, доска, мел.

Ход урока

I. Орг. Момент.

Проверка подготовки к уроку. Раздача таблиц, карточек, стихотворения.

II. Запись темы и цели урока.

III. Проверка дом. задания. Работа с опорными таблицами.

Учитель:

– Дайте определение им. существительного.

– Какой первый признак вы можете назвать? (собственное или нарицательное.)

– Какие им. существительные относятся к им. собственным? (Ф.О. людей, клички животных, географические названия, названия газет и журналов, пишутся с большой буквы).

– Какой второй признак им. Существительного вы можете назвать? (Одушевленность – неодушевленность.)

– Как мы определяем, какие слова можно назвать одушевленными, а какие нет? (кто-что?)

– Назовите следующий признак им. существительного. (РОД)

– К какому роду может относиться им. существительное? (м.р. ж.р., ср.р.)

– Какие слова являются помощниками в определении рода им. существительного? (он ,оно, она)

– Четвертый признак. (Склонение)

– Сколько склонений вы можете назвать?

– Какие существительные мы можем отнести к 1 склонению?

– Ко 2 скл.?

– К 3 скл.?

– Каков следующий признак им. Существительного? (Падеж)

– Давайте хором назовем падежи с вопросами.

Дети вместе с учителем называют падежи с вопросами.

Последний признак - число. Имя существительное может быть ед. числа и множественного.

IV. Работа по теме урока.

Учитель: С домашним заданием вы справились хорошо. Прежде чем мы перейдем к теме сегодняшнего урока, давайте вспомним, какие времена года вы можете назвать?

А сейчас какое время года? А назовите месяцы, которые входят в осенние месяцы?

Какие признаки осени вы наблюдаете? (Меняют цвет листья, короче день, холодней. Люди собирают урожай Краски природы ярки и разнообразны. В это время люди ходят в лес, любуясь красотой природы)

А теперь послушайте стихотворение об осени.(У каждого ученика на столе текст с читаемым стихотворение м).

Кружат листья над дорожкой.
Лес прозрачен и багрян…
Хорошо бродить с лукошком
Вдоль опушек и полян.

И за дымкою туманной
Вдалеке блестит река.
Расстелила на полянах
Осень желтые шелка.

Через хвою луч веселый
В чащу ельника проник.
Хорошо у влажных елок
Снять упругий боровик.

По лесам гуляет осень,
Краше этой нет поры…
И в лукошках мы уносим
Леса щедрые дары.
(Балонский)

Словарная работа:

НА ДОСКЕ

 

Багрян – темно-красный

 

Лукошко – корзинка плетеная для грибов и ягод

 

Чаща – густой лес

Вопросы учителя.

Какое время года описывает автор?

Как вы определили?

Как вы думаете, нравится ли автору осень?

А в каких строчках он говорит об этом?

А теперь взгляните на предложенные вам картины осени.. То, что автор сказал словами, фотограф запечатлел в кадре. Найдите в тексте стихотворения слова, которые можно использовать при описании фотографий? О каких желтых шелках говорит автор?

А вам нравится осень? А что вам нравится в осени? (Учащиеся отвечают на поставленные вопросы)

V. Запись под диктовку 1 столбика стихотворения.

Читает учитель.

Ученики проверяют сами по текстам.

Продолжаем работу.

Возьмите в руки тексты и подчеркните в 1 столбике существительные.

Затем учащиеся зачитывают эти слова.

Над дорожкой, с лукошком, на поляне, за дымкою.

Луч, осень, река, опушка

Учитель: Определите падеж существительных с предлогом. Определите склонение слов, употребленных в начальной форме.

VI. Физ. минутка.

Упр. Для глаз

Упр. Для кистей рук

Дыхательное упражнение

VII. Вставь пропущенные слова.

Красив русский лес …! Тихо падают с деревьев … От дерева к дереву тянутся … паутины. Шуршит под … сухая листва.

Задание. Определить число вставленных имен существительных.

Проверка выполненной работы.

Итог урока.

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru