Цель урока:

1) Создавать условия для усвоения понятия о грамматическом значении причастий; для развития у обучающихся умения находить пути решения поставленной проблемы; обеспечить создание у школьников образа изучения новой темы;
2) Обеспечивать условия для развития устной и письменной речи обучающихся, способствовать развитию стремления к творческому самовыражению;

3) Воспитывать внимательность, аккуратность, ответственность, положительное отношение к процессу учения.

Тип урока: вводное занятие.

Форма организации урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

№ этапа

Название этапа урока и его задачи

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Организационный момент (подготовка обучающихся к работе на уроке, установка положительной мотивации на урок).

Приветствие.

– Здравствуйте, ребята. Садитесь. Надеюсь, вы все сегодня в хорошем настроении. Прошу вас показать его при помощи картинки “солнышко” или “облачко”. Повернитесь, пожалуйста, к соседу по парте, подарите ему или ей свою улыбку. Теперь улыбнитесь мне.

Обучающиеся садятся и показывают учителю “настроение”

2

Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала (организовать и направить к цели познавательную деятельность обучающихся).

Учитель:

– Для того, чтобы мы достигли сегодня успеха, нам нужна опора на ваши прочные знания. Посмотрите на предложение, представленное на слайде.

“Я люблю смотреть в окно и наблюдать за поведением каких-то шумных маленьких птиц, садящихся на ветку дикой яблони”.

Есть ли в этом тексте прилагательные? Есть ли в нем глаголы? Пусть 1 вариант выпишет все глаголы, а 2 – прилагательные.

Дети внимательно слушают задание, читают предложение про себя, выписывают глаголы и прилагательные.

 

 

 

 

 

– Проводим взаимопроверку.

Обмениваются тетрадями, сверяют написанное на слайде: 1) глаголы: люблю, смотреть, наблюдать. 2)прилагательные: шумных, маленьких, дикой.

3

Этап усвоения новых знаний. Постановка проблемы (активизировать мыслительную деятельность).

– Скажите, какое слово вызвало затруднение? Почему? К какой части речи вы его отнесли?

Обучающиеся называют слово “садящихся”, делают предположения (выдвигают гипотезу), к какой части речи следует отнести данное слово и почему.

4

Целеполагание (повышение мотивации изучения темы).

Ребята, некоторые из вас посчитали, что слово “садящихся” является глаголом, некоторые – прилагательным. Но оно не является ни прилагательным, ни глаголом. Это слово – причастие. Скажите, что бы вы хотели извлечь полезного для себя из сегодняшнего урока? Чему научиться? Какие знания открыть?

Обучающиеся формулируют задачи урока для себя:

1) понять, что такое причастие; на какие вопросы оно отвечает?

2) узнать, как конструируются причастия;

3) научиться видеть причастия в предложении;

4) учиться употреблять их в своей речи.

Запишите тему урока.

– Скажите, у вас есть гипотеза, почему причастие так называется?

Обучающиеся записывают тему.

Делают предположения о происхождении термина.

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап открытия нового знания.

1. Наблюдение (добиться восприятия, осознания, первичного обобщения, усвоения путей и средств, которые привели к данному обобщению).

 

 

 

 

 

 

– Итак, начинаем решать поставленные задачи. Перед вами на слайде то слово, которое я назвала причастием. Какие особенности вы заметили в его строении?

Чем это слово похоже на глагол?

Обучающиеся наблюдают, делают предположения.

“Садящихся” похоже на глагол “садиться”.

У этих слов общий корень –сад-; оба слова содержат в себе значение действия.

– Но все-таки некоторые из вас подумали, что это прилагательное? Почему?

У этого слова окончание, как у прилагательного.

– Можно ли образовать причастие из корня глагола и окончания прилагательного? Почему?

 

Обучающиеся высказывают предположения и приходят к выводу, что для образования причастий необходим еще особый причастный суффикс

2. Открытие знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

– Скажите, а какой вопрос вы бы задали к этому слову?

Обучающиеся стараются сформулировать вопрос: какой? Что делающий?

Кто может сформулировать, что же такое причастие? Что оно может обозначать?

Учитель корректирует, если необходимо, (причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопрос: какой?

что делающий?). Ребята, мы ответили на первый вопрос, который вас интересовал в начале урока. Давайте повторим еще раз. Какие у вас есть вопросы, что неясно?

Обучающиеся пытаются дать определение причастия

 

 

 

Обучающиеся отвечают.

 

3. Физкультминутка (работа по сбережению здоровья обучающихся).

Учитель включает фонограмму

Обучающиеся выполняют несколько танцевальных движений

Этап понимания обучающимися нового знания и формирования умений (проверить, усвоили ли обучающиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные проблемы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как звучал ваш второй вопрос?(вторая задача).

– Предлагаю сконструировать несколько причастий. Возьмите нужный материал на столах, сконструируйте столько причастий, сколько у вас получится

 

 

 

 

 

Обучающиеся берут карточки с глаголами, прилагательными, ножницы, клей, бумагу и в течение 5–7 минут составляют причастия из предложенного материала. Зачитывают результат.

(глаголы: прыгать, смеяться, танцевать, выполнять, помогать; прилагательное “ “синий” “белая” “милое”, суффиксы: -ущ-, -ющ-.)

Зачитывают полученные причастия. Важно, чтобы все обучающиеся составили хотя бы одно причастие. Это будет обозначать, что они поняли принцип образования причастий.

Учитель слушает, выражает одобрение.

– Скажите теперь, как можно образовать причастие?

Обучающиеся отвечают.

– Следующая наша задача – научиться видеть причастия в тексте. Перед вами на (Слайде 8) есть причастия. Кто усвоил тему хорошо, выписывайте причастия из более объемного текста. Кто чувствует сложности, возьмите короткий текст.

– Итак, мы ответили на три вопроса, поставленные в начале урока.

Обучающиеся выбирают и записывают причастия, затем следует проверка записей.

 

 

 

– Завершаем открытие знания этапом творчества. На слайде предложены причастия, которые нуждаются в предложениях. Прошу вас придумать 2–5 предложений с данными причастиями. У кого получится, составьте связный текст.

 

Обучающиеся придумывают и записывают предложения. Дифференциация количества заданий.

 

 

7

Этап подведения итогов (проанализировать учебное занятие, дать оценку успешности достижения задач урока, наметить перспективу на будущее).

– Скажите, выполнили ли мы задачи, поставленные в начале урока? Какие новые знания для себя открыли? Чему учились? Какие затруднения встретились? Над чем предстоит поработать?

Обучающиеся формулируют выводы.

8

Этап информирования обучающихся о домашнем задании (сообщить обучающимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы).

– Я предлагаю домашнее задание разной степени сложности.

1) Выписать из п. 61 10 примеров причастий.

2) написать 5 предложений с причастиями из упражнения 498.

3) Написать миниатюру-описание с употреблением причастий. Выбирайте задание, которое вам больше нравится, а те, кто чувствует достаточные знания, могут сделать сразу 2 или 3 задания

Ребята, какие вопросы у вас возникли в связи с заданием? Есть ли вопросы по теме урока?

Обучающиеся записывают задание на дом.

9

Этап оценивания работы(самооценка и оценка работы класса и отдельных обучающихся. Аргументация выставленных оценок).

– Прошу выбрать на парте оценку, которую вы ставите себе сами за работу на уроке. Учитель оперативно комментирует оценки.

Обучающиеся выбирают и поднимают цифры-оценки.

10

Этап рефлексии (проследить настроение каждого ребенка после урока, уделить внимание каждому).

– Мы начинали наш урок с определения настроения. Давайте завершим его тем же. Кто уходит сегодня с солнечным настроением, поднимите солнышко. Кто недоволен чем-либо, поднимите облачко.

Обучающиеся поднимают карточки-настроения

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика