Цели урока:

дать понятие об обособлении как о смысловом и интонационном выделении;

раскрыть роль обособленных членов в предложении;

формировать умение находить обособленные члены предложения и пунктуационно правильно оформлять их;

развивать мышление, речь, творческие способности учащихся.

ХОД УРОКА

1. Целеполагание

– Знакома ли вам тема урока?
– Какое место занимает она в разделе «синтаксис»?
– Сложная ли это тема?

2. Новая тема .

– Что означает слово «Обособление»?
Обособиться – как-то отделиться, выделиться. Они живут обособленно. В русском языке обособить – выделить по смыслу. (из «Толкового словаря» С. И. Ожегова).
Однокоренные слова: особа, особенный, обособленный.

Вывод: ОБОСОБЛЕНИЕ – это ВЫДЕЛЕНИЕ

3. Продолжение новой темы, теория.

– Впервые термин «обособление» начал использоваться в русском языке в 1914 году, и был введен лингвистом А. Пешковским.
Были выделены следующие признаки существования обособления в предложении:

Наличие слов, зависящих от обособления.

Инверсивный порядок слов.

Наличие дополняющих смысловых словесных оборотов.

Обособления выполняют следующие функции:

Предоставление дополнительной характеристики лица, предмета или действия. Предложение наполняется уточняющим смысловым наполнением, т. к. детально объясняет то, о чем говорится в основной его части.

Насыщает предложение экспрессивным характером.

– Какие же нам знакомы виды обособлений? Вспомним, разберем примеры и запишем их.

ОБОСОБЛЕННЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ.

Выделенные падежные формы с предлогами или предложными сочетаниями (кроме, вместо и др.), имеющие значение включения, исключения, замещения.

От сытного обеда все гости были веселые, кроме старой барыни. Многие из учеников, помимо лопаток, принесли еще и грабли.

ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА.

Члены предложения, выступающие в функции обстоятельств (деепричастия и деепричастные обороты, предложно-падежные формы существительных, наречия).

Лисица, вздрогнув, стала прислушиваться. Поэтому, ввиду недостатка времени, не будем отклоняться от темы. У дома, летом, рано утром всегда кричит молочник.

ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

Члены предложения, выступающие в функции определения (согласованные и несогласованные).

Петя, задумчивый, направился к отцу. Птицы, щебечущие рано утром, всегда раздражали его. Петр Ильич, без пальто, бежал впереди всех.

ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ.

Члены предложения, выступающие в функции приложения.

Нравилась мне одна девушка, полька. Маленький седой батюшка, в миру Макарий, отличался особенным красноречием.

4. Закрепление темы

– Объясните, какие члены предложения нужно обособить в данных предложениях.
Муж ее рабочий завода был на все руки мастер. Жасминовый куст пестревший белыми цветами виднелся издалека. Запершись в своей комнате он горько плакал. Настроение экипажа сверх обыкновения было приподнятое. Я ничего не мог различить кроме еле виднеющегося огонька вдали. Он выехал из дома надеясь что погода не испортиться. Качающийся от ветра он едва не упал. А немцы дурни думают что мы их боимся. Около леса на поляне росли грибы.

5. Творческое задание.

Напишите сочинение-миниатюру на тему «Зимний лес» с использованием 7-8 простых или сложных предложений с обособлениями.

6. Итоги урока

– Что нового вы узнали об обособленных членах предложения?

6. Домашнее задание: подготовить карточку: 10-12 предложений из художественных текстов с обособленными членами предложения (без знаков препинания).

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика