Цели урока:

закрепить сведения о простом глагольном и составном глагольном сказуемом; познакомить с составным именным сказуемым; формировать умение различать виды сказуемых, сравнивать, анализировать похожие языковые явления;

развивать лингвистическую компетентность: умение анализировать текст, оперировать терминами, строить связное устное высказывание, развивать способность объединять изученные сведения в систему.

прививать эстетический вкус, воспитывать речевую культуру, формировать интерес к истории точных наук и учёным-физикам на материале биографии Абрама  Федоровича Иоффе.

Задачи:

активизировать творческий потенциал учеников;

развивать самостоятельность, активность;

продолжать расширение кругозора учащихся ;

воспитывать умение работать индивидуально и в коллективе.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы (разбор слова по составу, синтаксический разбор предложения): карточки-таблицы «Виды глаголов-связок»,  «Способы выражения именной части», карточки для групповой работы, презентация к уроку в формате Power Point.

Подготовительный период: подготовка одним учеником краткого сообщения об Абраме Фёдоровиче Иоффе

ХОД  УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

– Какие трудности возникли при выполнении домашнего упражнения?

III. Актуализация изученного материала

Эпиграфы к уроку:

Разве ты не заметил2, что способный к математике изощрен во всех науках в природе?

Платон

Следовать2 за мыслями великого человека есть наука самая занимательная.

А.С.Пушкин

2 ученика у доски выполняют морфемный и словообразовательный разбор выделенных слов: заметил2, следовать2

1. Словарная работа

– Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Из пропущенных букв составьте слово. (Элемент игры в Балду).

Д…ссертация, эф(ф)ективный, экспер…мент, часть гипоте(з,с), ак(к)уратно, (физик).

– Это слово получилось у нас неслучайно, т.к. для языкового материала урока подобраны предложения из области физики. Но прежде мы проведём теоретическую разминку.

2. Повторение сведений о предложении (Слайды 4-8)

Предложение.  Главные члены предложения.

Грамматическая основа предложения  – это … и …

По строению грамматической основы предложения делятся на … и ….

Грамматическая основа простых предложений состоит из ….

Грамматическая основа сложных предложений состоит из ….

Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из ….

Грамматическая основа односоставных предложений состоит из ….

Подлежащее –  это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или ….

Сказуемое  –  это … член предложения, который обозначает … и отвечает на вопросы …

Сказуемые бывают… и составные.

Составное глагольное сказуемое состоит из… и …

Грамматическое значение составного глагольного сказуемого выражается в …

Основное лексическое значение составного глагольного сказуемого заключено в …

Чаще всего в качестве вспомогательных глаголов употребляются фазовые глаголы стать,

В роли вспомогательных глаголов могут выступать сочетания некоторых … и …в форме одного из …

IV. Постановка темы и цели  урока.

–  Для  решения задач урока, реализации его целей мы будем  использовать языковой материал об Абраме Фёдоровиче Иоффе.

1. Сообщение  ученика

Иоффе – ученик Рентгена. Выполнил ряд солидных научных работ. Измерил заряд электрона. Его интересовали вопросы физики диэлектриков, физики полупроводников, ядерной физики и др. Иоффе первым предложил метод уравновешивания заряженных частиц в электрическом поле конденсатора.
Абрам Иоффе – создатель отечественной физической школы. Он стал первым, благодаря кому начали появляться русские физики, поэтому его вклад в мировую науку бесценен.

– Мы сегодня говорим об  Иоффе А.Ф., знакомясь с темой “Составное именное. Способы его  выражения”.

V. Формирование новых понятий

1. Работа с учебником. § 21, с.53.
2. Работа с интерактивной таблицей. СИС = связка + именная часть.
3. Работа с таблицей «Виды  глаголов-связок». (Приложение 1)
4. Работа с таблицей «Способы выражения именной части». (Приложение 2)

VI. Усвоение новых знаний

1. Записать  примеры предложений, проанализировать их. Обратить внимание на способ выражения сказуемого.

Иоффе А. Ф. родился в1880 г. на Полтавщине в семье интеллигентов. Абрам начал  читать уже в трехлетнем возрасте.
Иоффе был трудолюбивым.

2. Цифровой диктант с последующей самопроверкой. (Приложение 3)
Распределить сказуемые в соответствии с цифровыми обозначениями в три колонки: в первую – простое глагольное сказуемое, во вторую –  составное глагольное сказуемое, в третью – составное именное сказуемое. (ПГ, СГС, СИC):

Абрам в четыре года научился писать. (1) Познавать азы науки он стал(2) в реальном училище, где преподавание шло формально. (3) В 1897 году Иоффе начинает учиться(4) в Петербургском технологическом институте. Молодой Иоффе много читает.(5)В 18 лет  самостоятельно руководит (6) строительством железнодорожного моста на линии Полтава-Ростов. В конце 1902 года А.Ф.Иоффе продолжает учиться (7) в Германии.

VII. Закрепление новых знаний (Приложение 3)

1. Р.р Замените выделенные простые глагольные сказуемые  составными именными.

1. Иоффе учился в физической школе Рентгена.
2. Физик покорил научные вершины.

Примерные ответы: был учеником, покорены.

2. Р.р Замените простые глагольные сказуемые  составными глагольными сказуемыми.

Студент-Иоффе выдвинул идею магнитной фокусировки, которая сегодня нашла самое широкое применение в электронной оптике.

Примерные ответы: сумел выдвинуть, продолжает находить.

3. Выполните синтаксический разбор предложения:

Рентген был в…схищ…н успехами Иоффе. (Ученик выполняет задание на доске)

4. Выполните синтаксический разбор предложения:

Рентген и Иоффе  были увлечены работой над эл…ктрическими свойствами кристалл(л)ов  (в )течени… 10 лет.

5. Р.р. Подберите подходящее по смыслу составное именное сказуемое:

1. В годы учёбы Иоффе очень старался.
2. Физические опыты Иоффе в школе Рентгена удались. (Слайд 16)

VII. Проверка полученных знаний с последующей самопроверкой

Тест. Определите, чем выражено сказуемое.

1. В 1905 году Иоффе с «наивысшей похвалой» защитил в Мюнхенском университете докторскую диссертацию.
2. Действительно, сам Рентген предложил молодому ученому остаться в Мюнхене в должности профессора.
3. Иоффе считал, что гражданский долг не позволяет ему оставаться вне России.
4. Результаты опытов по измерению заряда  электрона Р.Милликена и Иоффе полностью совпадали.
5. Работа Р.Милликена была опубликована раньше.
6. По инициативе Иоффе в 1918 году  был открыт Государственный рентгенологический институт и радиологический институт, затем единственный в мире Агрофизический институт.

Взаимопроверка.

VIII. Рефлексия

Самоанализ деятельности на уроке.

1. Прочитайте цель урока:

– закрепить сведения о ПГС и СГС; познакомить с СИС; формировать умение различать виды сказуемых, сравнивать, анализировать похожие языковые явления;
– развивать умение анализировать текст, оперировать терминами, строить связное устное высказывание, развивать способность объединять изученные сведения в систему.
– воспитывать речевую культуру, формировать интерес к истории точных наук и учёным-физикам на материале биографии Абрама  Федоровича Иоффе.

2. Достигли ли вы целей урока?
3. В какой степени? Что помогло и что мешало вашей работе на уроке?
4. Оцените свою работу на уроке: «отлично», «хорошо», «плохо».

IX. Домашнее задание (размещено в электронном журнале школы).

X. Релаксация

В.С.Высоцкий. Утренняя гимнастика

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Вид связки по значению

Типичные глаголы

Примеры

1. Грамматическая связка – выражает только грамматическое значение (время, наклонение), лексического значения не имеет.

Глаголы быть, являться. В настоящем времени связка быть обычно стоит в нулевой форме («нулевая связка»): отсутствие связки указывает на настоящее время изъявительного наклонения.

Он был физиком.
Он будет физиком.
Он физик.
Он был умным.
Он будет умным.
Он умный
Он является ученым.
Лирика есть самое высокое проявление искусства.

2. Полузнаменательная связка – не только выражает грамматическое значение, но и вносит в лексическое значение сказуемого дополнительные оттенки, но быть самостоятельным сказуемым (в том значении) не может.

а) возникновение или развитие признака: стать, становиться, делаться, сделаться;
б) сохранение признака: остаться;
в) проявление, обнаружение признака: бывать, оказаться;
г) оценка признака с точки зрения реальности: показаться, казаться, представляться, считаться, слыть;
д) название признака: зваться, называться, почитаться.

Он стал известным.
Он остался знаменитым.
Он бывал больным каждую осень.
Он оказался больным.
Он считался умным.
Он казался умным.
Он является учёным.
Он слыл гениальным.
Их считали гениальными..

3. Знаменательная связка – глагол с полным лексическим значением (может один выступать в роли сказуемого).

а) Глаголы положения в пространстве: сидеть, лежать, стоять;
б) глаголы движения: идти, приехать, вернуться, бродить;
в) глаголы состояния: жить, работать, родиться, умереть.

Она сидела усталая.
Он ушёл сердитый.
Он вернулся расстроенный.
Он жил отшельником.
Он родился счастливым.
Он умер героем.

 

Виды глаголов-связок

 

 

 

 

                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Способы выражения именной части

Форма

Примеры

1. Имя существительное

1.1. Существительное в именительном или творительном падеже

Он мой брат.
Он был моим братом.

1.2. Существительное в косвенном падеже с предлогом или без предлога

Штурман был в забытьи.
Я без гроша.
Этот дом – Мешкова.

1.3. Цельное словосочетание с главным словом – существительным в родительном падеже (со значением качественной оценки)

Зять был молчаливой породы.
Эта девушка высокого роста.

2. Имя прилагательное

2.1. Краткое прилагательное

Он весел.
Он стал весел.

2.2. Полное прилагательное в именительном или в творительном падеже

Он весёлый.
Он стал весёлым.

2.3. Прилагательное в сравнительной или в превосходной степени

Здесь звуки музыки были слышнее.
Ты самый лучший.

3. Причастие

3.1. Краткое причастие

Он ранен.
Стекла были разбиты.

3.2. Полные причастия в именительном или творительном падеже

Стекла были разбитые.
Стекла были разбитыми.

4. Местоимение или цельное словосочетание с главным словом местоимением

Вся рыба – ваша.
Это что-то новенькое.

5. Числительное в именительном или творительном падеже

Их изба – третья с краю.
Их изба была третьей с краю.

6. Наречие

Я был настороже.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

2. Цифровой диктант

Распределить сказуемые в соответствии с цифровыми обозначениями в три колонки: в первую – простое глагольное сказуемое, во вторую –   составное глагольное сказуемое, в третью – составное именное сказуемое.(ПГ, СГС, СИC)

 

Абрам в четыре года научился писать.(1) Познавать азы науки он стал(2)в реальном училище, где преподавание шло формально.(3) В 1897 году Иоффе начинает учиться(4) в Петербургском технологическом институте. Молодой Иоффе много читает.(5)В 18 лет самостоятельно руководит (6) строительством железнодорожного моста на линии Полтава-Ростов. В конце 1902 года А.Ф.Иоффе продолжает учиться (7) в Германии.

1.Р.р Замените выделенные простые глагольные сказуемые составными именными.

 

1.Иоффе учился в физической школе Рентгена.

2.Физик покорил научные вершины.

Примерные ответы: стремился учиться, сумел выдвинуть, был учеником, покорены, продолжает находить.

2.Р.р Замените простые глагольные сказуемые составными.

 

1. Студент-Иоффе выдвинул идею магнитной фокусировки, которая сегодня нашла самое широкое применение в электронной оптике.

Примерные ответы: стремился учиться, сумел выдвинуть, был учеником, покорены, продолжает находить.

3.Выполните синтаксический разбор предложения:

Рентген был в…схищ…н успехами Иоффе.

 

4.Выполните синтаксический разбор предложения:

Рентген и Иоффе были увлечены работой над эл…ктрическими свойствами кристалл(л)ов (в )течени…10 лет.

5. Р.р Подберите подходящее по смыслу составное именное сказуемое:

1/В годы учёбы Иоффе очень старался.

2 Физические опыты Иоффе в школе Рентгена удались.

 

 

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика