Устное народное творчество – это богатейший, интереснейший пласт национальной культуры, и пословицы занимают в нём очень важное место.
Пословицы и поговорки – выразительное образное средство русского языка. В них воплощена народная мудрость, жизненный опыт многих поколений.

Н.В.Гоголь писал о русских пословицах так: «Наши пословицы значительнее пословиц всех других народов… В них отразилось много свойств наших; в них всё есть: издёвка, насмешка, попрёк, – словом, всё шевелящее и задирающее за живое… Все великие люди, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами».
Предлагаю Вашему вниманию конспект урока на тему: «Пословицы и поговорки», который можно использовать в 9-11 классах в зависимости от уровня интеллектуального и речевого развития учащегося.

Оборудование:

раздаточный материал,

персональный компьютер,

презентация, выполненная в программе Power Point

Цель урока: научить детей понимать смысл поговорок и пословиц и уметь работать с текстом.

Задачи:

коррекция произношения;

развитие зрительного восприятия (чтение с губ);

умение ловко, чётко и быстро выговаривать трудносочетаемые и труднопроизносимые слова и звуки;

развитие умения правильно соблюдать ударение в словах;

дальнейшее знакомство с пословицами;

расширение словарного запаса;

развитие внимания, памяти.

Этапы урока:

I. Организация начала урока (2 мин.)

Приветствие и вопросы к уроку. (На доске число и тема урока «Пословицы и поговорки». Чтение с губ вопросов к уроку.

– Здравствуй!
– Какое сегодня число?
– Который по счёту урок?

II. Основная  часть (10-15 мин.)

1. Речевая разминка

a) Звуки К, Г.  Дифференциация К – Г. (Использование профилей на экране компьютера)

– Посмотрим на экран компьютера. Что здесь?
– Профили звуков К и Г.
– Чем звук К отличается от звука Г?
– Отсутствием голоса.

б) Работа у доски

– Вставь пропущенные буквы К и Г.

У...ол, ва...он, у…сус, по…ода, у…оль, лав…а, …амень, …усто, …усты, …рафин, я…ода, …аль…а, …ал…а, с…аз…а, я…од…а, …олуб…а, за…ад…а, …ро…одил.

в) Чтение чистоговорки  (на доске написана чистоговорка)

Купили Егорке салазки для горки.

Всю зиму, Егорка, катайся на горке.

2. Объявление темы урока

– Сегодняшняя тема урока «Пословицы и поговорки»

а) Работа с пословицами (повторение пройденного).

– Что такое пословица? (Сначала узнаём мнение учащейся, потом сравниваем ответ ребёнка с данными презентации)

б) Чтение информационного текста на экране компьютера. 

Пословица – это законченное предложение, краткое и всегда нравоучительное.

Сделал  дело – гуляй смело.
Ум хорошо, а два лучше.

В них отражаются чувства, свойства человека: насмешка, печаль, гнев, радость, труд, лень, болтливость, хвастовство и другие.

– Чем отличается пословица от поговорки?

Пословица – это краткое мудрое изречение, имеющее законченную мысль

Следует обратить внимание на то, что пословица – это целое предложение, она, как правило, состоит из двух частей. В первой сообщается какая-то мысль а во второй части делается вывод, дано заключение. Например: «Что написано пером, то не вырубишь топором», «Слово не воробей: вылетит – не поймаешь».

Поговорка – это лишь часть суждения, в ней нет вывода, заключения.
В поговорке скорее выражено отношение человека к чему-либо, его чувства. Например: «Чудеса в решете», «И нашим и вашим». Недаром говорится: «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка».

в) «Сборка» пословиц

– Сейчас будем собирать пословицы (слайд – разрезной материал, потом для проверки показываем другой слайд). У нас есть начало и конец пословиц, но они перепутались. Помоги мне их собрать. Потом проверим!

Волков бояться – в лес не ходить (о трусости).
Как сорока хвостом, так и болтун языком (о болтливости).
Не будь тороплив, но будь настойчив (о воле).
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью (о дружбе).
В одной руке двух арбузов не удержишь (о жадности).
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь (о жадности).
Чем меньше врётся, тем спокойней живётся (о лжи).
Век живи – век учись (об учебе).

г) Работа с текстами

У ученика (-цы) карточка с рассказами, в которых проставлены ударения.

д) Чтение первого текста

Саня и Алёша пошли в лес собирать сушняк. Саня ходит по лесу, под каждую берёзку заглядывает, в орешнике ищет сухие веточки. А Алёша ходит по лесу да песенки поёт. Вышли Саня и Алёша на опушку леса. У Сани большая охапка сушняка, а у Алёши – пустые руки.

е)  Словарная работа по тексту (выясняется смысл слов: охапка, орешник, опушка, сушняк) – на экране представлены толкование слов и рисунки). Слайд  (включена анимация постепенного показа толкования слов)

Сушняк – сухие деревья, хворост.
Орешник – ореховый кустарник.
Охапка – количество чего-нибудь, умещающееся в обхвате рук.
Опушка – край леса.

ж) Беседа по содержанию текста

– Какая из пословиц подходит к этому рассказу?

з) Чтение второго текста

Папа сказал Саше и Маше, что завтра они пойдут в театр смотреть интересную сказку. Надо пораньше встать, всё вовремя сделать, чтобы не опоздать к началу спектакля.
Маша встала рано, умылась, оделась, быстро покушала. Саша долго лежал в постели, плохо ел кашу, и у него совсем не оставалось времени. Спешит Саша, одевается. Наконец все вышли из дома. Посмотрела Маша на Сашу и засмеялась: на шапке у Саши нет кисточки. Он шапку надел наизнанку, а ботинки в разные стороны смотрят.
Вопрос. Почему Саша так оделся?

и) Словарная работа по тексту (выясняется смысл слов: вовремя, наизнанку, ботинки в разные стороны смотрят) – на экране представлены толкование слов и рисунки). (Слайд – включена анимация постепенного показа толкования слов)

Вовремя – своевременно, в назначенное время.
Наизнанку – изнанкой наружу, на левую сторону.
Ботинки в разные стороны смотрят.

к)  Беседа по содержанию текста.

– Какая из пословиц подходит к данному тексту?

л)  Чтение третьего текста.

Миша был у дедушки. У дедушки большой сад.
– Завтра у меня много работы в саду, – сказал дедушка, – надо собрать груши и накопать картошки…
–  Я всё сделаю сам: груши соберу, накопаю картошки полное лукошко,  – пообещал Миша.
Утром дедушка и Миша пошли в сад. Дедушка собирал груши. Миша сорвал несколько груш и съел их. Груши были душистые, сочные. Потом Миша рассматривал букашек на листьях, ловил шмеля.
–  Где же твои груши, где лукошко с картошкой? – спросил дедушка.

м) Словарная работа (выясняется смысл слова: лукошко, полное лукошко, сочные, душистые груши) на экране представлены толкование слов и рисунки). Слайд –(включена анимация постепенного показа толкования слов)

Лукошко – небольшая корзинка из прутьев, коробок.
Полное лукошко – целое лукошко.
Сочные груши – груши, обильные соком.
Душистые – с приятным сильным запахом.

н) Беседа по содержанию текста.

– Какая из пословиц подходит к этому рассказу?

3. Озаглавливание рассказов (Раздаточный материал 2)

– У рассказов нет названий. Надо озаглавить. (В качестве названия можно взять пословицы, которые подходят к тексту).

III. Организация конца урока (5 мин.)

1. Обобщение пройденного на этом уроке и повторение ранее пройденного материала. (компьютерный мини-тест).

– Какую тему мы сегодня прошли?
– Чем пословица отличается от поговорки? (надо определить, какое толкование относится к пословице, а какое к поговорке)
– Перед тобой «рассыпавшиеся» пословицы и поговорки. Собери их и прочти. (Повторение ранее пройденного материала).

В, дарёному, зубы, не, коню, смотрят.

Потехе, делу, час, время.

Беде, в, познаются, друзья.

Имей, сто, не, рублей, сто, а, друзей, имей.

Во, приходит, время, аппетит, еды.

Счастливый, а, не, родись, красивый, родись.

– Дарёному коню в зубы не смотрят.
– Что означает данная пословица? Приведи пример. (Аналогичная работа с остальными пословицами).

2. Окончание конца урока. Рефлексия.

–  Какую тему мы сегодня изучали?
– Какие цели были достигнуты на уроке? Выбери из представленных или предложи свой вариант.
– Оцени свою работу на уроке. Как ты работал(а)? Подбери к своему ответу подходящий смайлик.

Рефлексия учителя. Что я ожидала от проведения урока и что получилось? ….  У меня всё получилось!  Были достигнуты все цели, которые я поставила перед собой! Для меня было неожиданным в организации урока использование необычной (для нас) рефлексии и то, как ученица адекватно оценила свою работу на уроке. Я спросила её, почему она выбрала именно этот смайлик, а не другой. Она на это ответила так: «Я не всё время правильно отвечала, допускала ошибки, была неуверенна». Естественно я похвалила за такой ответ. Немногие ребята так адекватно оценивают себя. Наиболее удачным на уроке считаю использование разнообразных форм и методов для достижения цели и задач. Например, в коррекционной школе необходимо учить детей работать с текстом, с деформированными предложениями, поэтому в свой урок включила эти работы. Они позволяют детям расширить словарный запас, развивать грамотную, связную устную речь.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика