Метод обучения русскому языку средствами субъективизации повышает активность и осознанность действий школьников, улучшает качество знаний, развивает мышление и речь учащихся. Ученики непосредственно участвуют в планировании и проведении всех или большинства структурных этапов урока.

1. Мобилизующий этап.

Н

А

С

С

К

А

Ч

Ь

О

Л

Т

В

П

Р

Н

Ь

Ш

П

Е

Т

Е

О

А

Ч

Ь

С

Ж

В

Р

Ч

В

И

А

З

Ь

Е

П

Ь

З

Н

М

У

Ж

Н

Е

Ж

У

Ж

Учитель. Найдите наречия, которые спрятаны в прямоугольнике. Для этого соедините буквы с учетом хода шахматного коня. Запишите эти наречия.

(Вскачь, замуж, уж, навзничь, невтерпеж, прочь, настежь, сплошь.)

Ученик. Выполняет работу на доске.

Учитель. Что объединяет эти наречия?

Ученик. Эти наречия оканчиваются на шипящую согласную.

Учитель. Разделите эти слова на 2 группы, с учетом самостоятельно выделенного признака.

Ученик.

1-я группа слов – на конце наречий после шипящих пишется ь.

2-я группа слов – на конце наречий после шипящих не пишется ь.

2. Формулирование учащимися темы и цели урока.

Учитель. С учетом проведенных действий сформулируйте тему урока.

Ученик. Тема сегодняшнего урока: “Мягкий знак после шипящих на конце наречий”

Учитель. Учитывая тему урока, сформулируйте его цель. Используйте для этого опорные фразы.

Ученик.

Цель урока:

повторить… (правописание ь после шипящих в разных частях речи);

познакомиться… (с правилом написания ь после шипящих на конце наречий);

учиться… (правильно писать наречия с шипящими на конце).

3. Изучение нового материала.

Учитель. Посмотрите на доску. Можно ли сформировать правило написания ь на конце наречий?

Ученик.

(Разные точки зрения.)

1) На конце наречий после шипящих пишется ь.

Исключение: 3 слова (уж, замуж, невтерпеж).

2) После ч, ш пишется ь; после ж не пишется, исключение: настежь.

Учитель. Сравните свои выводы с материалом учебника.

4. Закрепление изученного материала.

Упражнение № 1.

Учитель. Посмотрите на таблицу и материал для справки. Сформулируйте задание к упражнению.

 

Пишется Ь

Не пишется Ь

Имя существительное

 

 

?

 

 

?

 

 

Наречие

 

 

Справка:

Много груш…, печ… пироги, пишеш… письмо, бежать проч…, русская печ…, отреж…пирог, очень горяч…, свалиться с плеч…, тяжелый меч…, ударить наотмаш…, ждать невтерпеж…

Ученик. Нужно заполнить таблицу, используя слова из справки.

Учащиеся заполняют таблицу.

Проверка задания.

Учитель. Найдите слова, которые одинаково пишутся, но имеют разное лексическое значение. Вспомните, как называются эти слова?

Ученик. Это слова: печь (глагол), печь (существительное). Эти слова называются омонимы (омоформы).

5. Словарно-орфографическая работа.

Учитель. На основе данного упражнения познакомимся с новым словарным словом.
Для этого к слову печь прибавьте приставку, которая состоит из одной буквы, является неизменяемой, одно из значений которой – движение вниз.
Вставьте в корень звонкую непарную согласную, а букву, не обозначающую звук в этом слове, замените на букву, которая в древнерусском алфавите называлась “аз”.
Запишите это слово.

Ученик. Это слово “сплеча”.

Учитель. Сравните это слово с однокоренным, которое встретилось в нашем упражнении, и объясните разницу в написании в первом и во втором случае.

с_плеч – сплеча

(Существительное с предлогом пишется раздельно, между предлогом и существительным можно поставить прилагательное или часть речи, заменяющую его.
Наречие связано с глаголом, зависит от него.)

6. Закрепление изученного материала.

Упражнение № 2.

Учитель. Прочитайте стихи А.Толстого.

Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж …

Какое слово нужно дополнить в данном стихотворении?

Ученик. Это слово “сплеча”.

Учитель. Есть ли в этом стихотворении слово, которое соответствует теме урока?

Ученик. Это слово “уж”.

Учитель. Какой частью речи является это слово в данном контексте? Докажите.

Ученик. Это слово похоже на наречие, относится к глаголу рубнуть, но нельзя задать вопрос к этому слову.

Учитель. Для чего использует это слово автор?

Ученик. Это слово автор использует, чтобы выделить наречие “сплеча”.

Учитель. Какой же частью речи является слово “уж”?

Ученик. “Уж” – это частица усилительная.

Упражнение № 3.

Учитель. Прочитайте предложение.

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало.

Какое значение слово “уж” имеет в данном предложении?

Ученик. Слово имеет временное значение.

Учитель. К какому слову оно относится?

Ученик. Это слово относится к глаголу.

Учитель. Таким образом, сделаем вывод о данной части речи.

Ученик. Слово “уж” является в данном предложении наречием.

Упражнение № 4.

1. Кидает в жар =

5. Сжигать мосты =

2. Отлегло от сердца =

6. Как две капли воды =

3. Взять на заметку =

7. Кругом и всюду =

4. Что правда, то правда=

 

Справка:

Точ…-в-точ…, бросает в дрож…, сплош…и рядом, жеч… корабли, ничего не скажеш…, взять на карандаш…, гора с плеч…

Учитель. Прочитайте фразеологические обороты (словосочетания) и справку.
Сформулируйте задание к упражнению.

Ученик. К каждому фразеологическому обороту, в составе которого нет слов с шипящими на конце, надо подобрать подходящий по смыслу фразеологический оборот, в котором есть слово с шипящими на конце.

Учитель. Запишите пары.

Учащиеся выполняют работу.

Учитель. Назовите орфограммы, которые в словах данных фразеологических оборотов встречаются 1 раз.

Ученик. Сжигать (корень с чередованием “жиг”).

7. Итог урока.

Учитель. Запишите свои впечатления от урока, используя наречия, соответствующие теме.

Учащиеся читают ответы.

Учитель. Оценивает деятельность учащихся на уроке и комментирует домашнее задание.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru