Цели:
Образовательные: систематизация знаний о главных членах предложения, ознакомление с разными способами выражения подлежащего.
Формировать:
– интерес к письму, к созданию собственных текстов; оценивать простые ситуации и однозначные поступки как “хорошие” или “плохие” (личностные результаты);
– умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель и тему на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; находить и исправлять ошибки самостоятельно; определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД);
– умение совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре (коммуникативные УУД);
– умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; представлять информацию в сжатом виде (познавательные УУД).
Основные понятия |
Члены предложения, части речи, способы выражения членов предложения |
Ресурсы: |
– Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. Учебник для 5-го класса общеобразовательной школы. С. 65–66. |
Организация пространства |
Фронтальная работа, групповая, индивидуальная работа |
Этапы урока |
Задания, выполнение которых учащимися приведёт к достижению запланированных результатов |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
|
предметные |
личностные, метапредметные |
||||
I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин.). Цели: |
Проговорить о правилах поведения на уроке. Проговорить девиз урока: Знаешь – говори, не знаешь – слушай Определить тип урока. Назвать шаги учебной деятельности. |
– Что мы сейчас повторили? |
– Правила поведения на уроке. |
|
Совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД). Проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД). |
– Для чего нам нужно соблюдать эти правила? |
– Чтобы не терять время. Чтобы всё запланированное сделать. |
||||
– Девизом нашего урока будут слова… (Слайд 1.) |
– …знаешь – говори, не знаешь – слушай. |
||||
– Значит, чему будет посвящён наш урок? |
– Открытию нового знания. |
||||
– А когда мы открываем новое знание, какие мы делаем шаги? (Слайд 2.) – Сегодня мы начнём сразу со второго шага. |
– Вспоминаем то, что важно для урока; определяем основной вопрос урока; открываем новые знания, применяем новые знания. |
||||
II. Введение в тему урока (определяем основной вопрос урока) (5 мин.). Цель: организовать постановку учебной проблемы, используя побуждающий от проблемной ситуации диалог. |
Определить, какая из данных конструкций будет являться подлежащим, а какая не будет. |
Слайд 3. – Прочитайте предложение и определите, где здесь подлежащее. И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных. Почему вы не смогли ответить на вопрос о предложении? |
Мы знаем, что подлежащее отвечает на вопросы кто? или что? и выражается именем существительным или местоимением. Здесь нет таких слов. |
|
Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (регулятивные УУД). Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания (познавательные УУД). Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД). |
Определить основной вопрос урока. |
– Какой возникает вопрос? Слайд 4. Записывает вопрос на доске. |
– Как найти подлежащее в предложении, различить, когда подлежащее выражено не существительным или местоимением? |
|||
III. Формулирование темы, целей урока (2 мин.). Цель: организовать формулировку темы, цели урока с помощью учителя. |
Сформулировать тему, цель урока. |
– Значит, какая тема урока сегодня? Уточняет тему урока. Слайд 5. – Какую цель ставим? |
Пробуют формулировать тему урока. – Найти ответ на вопрос: Как найти подлежащее в предложении? |
|
Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (регулятивные УУД). Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД). |
IV. Открытие нового знания (15 мин.). Цель: организовать поиск решения учебной проблемы с использованием побуждающего к выдвижению и проверке гипотез диалога. |
Составить алгоритм определения подлежащего. |
– Попробуем составить алгоритм определения подлежащего в предложениях. Слайд 6. – Работать будем в группах. Вспомним правила общения. |
– Говори вежливо, называй собеседника по имени. – Говори громко, внятно, понятно. – Если не понял, переспроси. |
Ставить к словам вопросы кто? что? Связываем подлежащее со сказуемым. Смотрим, чем выражается подлежащее. Отличаем подлежащее от прямого дополнения. |
Высказывать свою версию (регулятивные УУД). Совместно договариваться о правилах общения и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе (коммуникативные УУД). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; представлять информацию в сжатом виде (познавательные УУД). |
Поставить вопрос к слову тридцать витязей. |
Во время работы подходит к группам. – Какая есть гипотеза? Если нужно, предлагает подсказку к решающей гипотезе: – Что обозначает слово, когда отвечает на вопрос что? (кто?). – Может быть верным этот алгоритм? – Проверим. Слайды 7, 8. – Ещё раз проговорим алгоритм и определим, на какой вопрос отвечает слово тридцать витязей. |
Составляют в группах (по 4 человека) алгоритм (5 мин.). По одному представителю от группы представляют составленный алгоритм. Под руководством учителя выбирают удобный алгоритм. Выполняют задание. |
|||
V. Применение нового знания (15 мин.). Цели: |
С. 66, упр. 157. С. 66, упр. 158. |
– Прочитайте задание. – Используя алгоритм, выполните задание. – Прочитайте задание. – Самостоятельно выполните задание по образцу, данному на с. 66. |
Читают самостоятельно задание. Проговаривают алгоритм, ставят вопросы к словам, связывают со сказуемым. Фронтальная работа. Читают самостоятельно задание. По образцу оформляют задание. |
Ставить к словам вопросы кто? что? Разграничивать подлежащее и прямое дополнение, связывать подлежащее со сказуемым. Определять, чем выражено подлежащее. |
Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД). Находить и исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД). Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (регулятивные УУД). |
Самопроверка. |
Слайд 9. – Проверьте по образцу свою работу. |
Проверяют по образцу, исправляют ошибки. |
|||
Самооценка. |
– Используя алгоритм самооценки и критерии оценки (Слайд 10), оцените свою работу. |
Используя алгоритм самооценки, оценивают свою работу. По желанию 2–3 человека оценивают свою работу по алгоритму вслух. |
|||
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин.). Цели: |
Определить, какое новое знание открыли. |
– Какой вопрос задали в начале урока? – Какое новое знание открыли? |
– Как найти подлежащее в предложении? – Алгоритм определения подлежащего в предложении различить, какой вопрос задать к слову: кто? или что? |
|
Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД). Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД). |
Рефлексия. |
– Расскажите по схеме (Слайд 11), чему научились на уроке. |
– Отличать подлежащее от прямого дополнения. Несколько человек оценивают свою работу на уроке вслух. |
|||
VII. Домашнее задание (2 мин.). Цель: организовать выполнение д/з. |
С. 65, упр. 156. |
Организует выполнение д/з (инструктаж). |
Слушают инструктаж. |
Ставить к словам вопросы кто? что? Связывать со сказуемым, отличать от прямого дополнения. Определять, чем выражается подлежащее. |
Слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД). |
Цели:
Образовательные: систематизация знаний о главных членах предложения, ознакомление с разными способами выражения подлежащего.
Формировать:
– интерес к письму, к созданию собственных текстов; оценивать простые ситуации и однозначные поступки как “хорошие” или “плохие” (личностные результаты);
– умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель и тему на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; находить и исправлять ошибки самостоятельно; определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД);
– умение совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре (коммуникативные УУД);
– умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; представлять информацию в сжатом виде (познавательные УУД).
Основные понятия |
Члены предложения, части речи, способы выражения членов предложения |
Ресурсы: |
– Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. Учебник для 5-го класса общеобразовательной школы. С. 65–66. |
Организация пространства |
Фронтальная работа, групповая, индивидуальная работа |
Этапы урока |
Задания, выполнение которых учащимися приведёт к достижению запланированных результатов |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
|
предметные |
личностные, метапредметные |
||||
I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин.). Цели: |
Проговорить о правилах поведения на уроке. Проговорить девиз урока: Знаешь – говори, не знаешь – слушай Определить тип урока. Назвать шаги учебнойдеятельности. |
– Что мы сейчас повторили? |
– Правила поведения на уроке. |
|
Совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД). Проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД). |
– Для чего нам нужно соблюдать эти правила? |
– Чтобы не терять время. Чтобы всё запланированное сделать. |
||||
– Девизом нашего урока будут слова… (Слайд 1.) |
– …знаешь – говори, не знаешь – слушай. |
||||
– Значит, чему будет посвящён наш урок? |
– Открытию нового знания. |
||||
– А когда мы открываем новое знание, какие мы делаем шаги? (Слайд 2.) – Сегодня мы начнём сразу со второго шага. |
– Вспоминаем то, что важно для урока; определяем основной вопрос урока; открываем новые знания, применяем новые знания. |
||||
II. Введение в тему урока (определяем основной вопрос урока) (5 мин.). Цель: организовать постановку учебной проблемы, используя побуждающий от проблемной ситуации диалог. |
Определить, какая из данных конструкций будет являться подлежащим, а какая не будет. |
Слайд 3. – Прочитайте предложение и определите, где здесь подлежащее. И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных. Почему вы не смогли ответить на вопрос о предложении? |
Мы знаем, что подлежащее отвечает на вопросы кто? или что? и выражается именем существительным или местоимением. Здесь нет таких слов. |
|
Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (регулятивные УУД). Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания (познавательные УУД). Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД). |
Определить основной вопрос урока. |
– Какой возникает вопрос? Слайд 4. Записывает вопрос на доске. |
– Как найти подлежащее в предложении, различить, когда подлежащее выражено не существительным или местоимением? |
|||
III. Формулирование темы, целей урока (2 мин.). Цель: организовать формулировку темы, цели урока с помощью учителя. |
Сформулировать тему, цель урока. |
– Значит, какая тема урока сегодня? Уточняет тему урока. Слайд 5. – Какую цель ставим? |
Пробуют формулировать тему урока. – Найти ответ на вопрос: Как найти подлежащее в предложении? |
|
Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (регулятивные УУД). Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД). |
IV. Открытие нового знания (15 мин.). Цель: организовать поиск решения учебной проблемы с использованием побуждающего к выдвижению и проверке гипотез диалога. |
Составить алгоритм определения подлежащего. |
– Попробуем составить алгоритм определения подлежащего в предложениях. Слайд 6. – Работать будем в группах. Вспомним правила общения. |
– Говори вежливо, называй собеседника по имени. – Говори громко, внятно, понятно. – Если не понял, переспроси. |
Ставить к словам вопросы кто? что? Связываем подлежащее со сказуемым. Смотрим, чем выражается подлежащее. Отличаем подлежащее от прямого дополнения. |
Высказывать свою версию (регулятивные УУД). Совместно договариваться о правилах общения и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе (коммуникативные УУД). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; представлять информацию в сжатом виде (познавательные УУД). |
Поставить вопрос к слову тридцать витязей. |
Во время работы подходит к группам. – Какая есть гипотеза? Если нужно, предлагает подсказку к решающей гипотезе: – Что обозначает слово, когда отвечает на вопрос что? (кто?). – Может быть верным этот алгоритм? – Проверим. Слайды 7, 8. – Ещё раз проговорим алгоритм и определим, на какой вопрос отвечает слово тридцать витязей. |
Составляют в группах (по 4 человека) алгоритм (5 мин.). По одному представителю от группы представляют составленный алгоритм. Под руководством учителя выбирают удобный алгоритм. Выполняют задание. |
|||
V. Применение нового знания (15 мин.). Цели: |
С. 66, упр. 157. С. 66, упр. 158. |
– Прочитайте задание. – Используя алгоритм, выполните задание. – Прочитайте задание. – Самостоятельно выполните задание по образцу, данному на с. 66. |
Читают самостоятельно задание. Проговаривают алгоритм, ставят вопросы к словам, связывают со сказуемым. Фронтальная работа. Читают самостоятельно задание. По образцу оформляют задание. |
Ставить к словам вопросы кто? что? Разграничивать подлежащее и прямое дополнение, связывать подлежащее со сказуемым. Определять, чем выражено подлежащее. |
Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД). Находить и исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД). Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (регулятивные УУД). |
Самопроверка. |
Слайд 9. – Проверьте по образцу свою работу. |
Проверяют по образцу, исправляют ошибки. |
|||
Самооценка. |
– Используя алгоритм самооценки и критерии оценки (Слайд 10), оцените свою работу. |
Используя алгоритм самооценки, оценивают свою работу. По желанию 2–3 человека оценивают свою работу по алгоритму вслух. |
|||
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин.). Цели: |
Определить, какое новое знание открыли. |
– Какой вопрос задали в начале урока? – Какое новое знание открыли? |
– Как найти подлежащее в предложении? – Алгоритм определения подлежащего в предложении различить, какой вопрос задать к слову: кто? или что? |
|
Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД). Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД). |
Рефлексия. |
– Расскажите по схеме (Слайд 11), чему научились на уроке. |
– Отличать подлежащее от прямого дополнения. Несколько человек оценивают свою работу на уроке вслух. |
|||
VII. Домашнее задание (2 мин.). Цель: организовать выполнение д/з. |
С. 65, упр. 156. |
Организует выполнение д/з (инструктаж). |
Слушают инструктаж. |
Ставить к словам вопросы кто? что? Связывать со сказуемым, отличать от прямого дополнения. Определять, чем выражается подлежащее. |
Слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД). |