Цель урока: изучить материал по теме “Склонение порядковых числительных”.
Задачи урока:
Образовательные:
формировать умение образовывать падежные формы простых, сложных и составных порядковых числительных;
формировать умение правильно употреблять числительные в речи.
Развивающие:
совершенствовать кругозор и словарный запас учащихся;
развивать познавательный интерес к предмету.
Воспитательные:
воспитывать интерес к истории родного города.
Тип урока: изучение нового материала
Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная
Ход урока
1. Организационный
2. Формулировка темы, целей урока
- О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
- Чему должны научиться?
Итак, сегодня мы рассмотрим склонение порядковых числительных.
3. Актуализация знаний
Фронтальный опрос:
Что такое имя числительное?
Назовите разряды числительных.
Что обозначает количественное числительное?
На какие группы делятся количественные числительные?
Что мы знаем о порядковых числительных?
(обозначает порядок предмета при счете, отв. на ? - с который?)
Сегодня мы рассмотрим не только склонение порядковых числительных, но и перелистаем страницы истории нашего города.
Чтение текста.
Город Орлов – один из древних городов России. Впервые под этим названием он упоминается в 1459 году в летописи в связи с походом войск русского царя Василия II для захвата вятских земель и присоединения их к Московскому государству.
На месте современного города поселение появилось на рубеже XII-XIII веков. Удобное расположение города еще в XIII веке сделало его одним из центров торговли на вятской земле. Сюда приезжали купцы из многих городов европейской части России и Сибири.
В 1780 году было образовано Вятское наместничество, в состав которого вошло 13 округов, среди них был и Орловский с центром в городе Орлове. В 1837 году Орлов посетил цесаревич Александр, будущий император Александр II в сопровождении поэта В.А.Жуковского и историка К.И.Арсеньева. Орлов был типичным уездным городом царской России. К концу XIX века в городе насчитывалось 5 величественных религиозных зданий. Это целый архитектурный ансамбль, включающий в себя Спасо-Орловский мужской монастырь, Рождественско-Богородицкую церковь, Казанско-Богородицкий собор, церковь Благовещения, Троицкую церковь. Все вместе они представляли собой красивый законченный комплекс, определявший лицо города.
С 1923 года город носил название Халтурин по имени земляка Степана Николаевича Халтурина. 21 сентября 1992 года Указом Президиума Верховного Совета Российской Федерации городу возвращено его историческое название.
В 2009 году городу Орлову исполнилось 550 лет.
Докажите, что это текст. О чем он?
Чем примечателен наш город? (множеством старинных купеческих домов и церквей)
Выписать из текста количественные числительные.
Просклонять 550.
В чем особенность склонения составных количественных числительных?
4. Изучение нового материала
Что обозначают порядковые числительные?
Назовите порядковые числительные в тексте.
Какие это числительные по строению? (составные)
Приведите примеры простых порядковых числительных. (Третий урок, первый снег, вторая роль.
Укажите в с/с главное слово, выделите окончание.
С какой частью речи схожи порядковые числительные? (с прилагательными)
А как же склоняются порядковые числительные? стр. 127 (правило) читаем самостоятельно
Как склоняются простые и сложные порядковые числительные?
В чем особенность склонения простых порядковых числительных?
Просклонять письменно с/с.
Вторая главная роль.
Две тысячи двенадцатый год.
Сделайте вывод о склонении порядковых числительных.
стр. 128 (правило) читаем самостоятельно
Как пишутся числительные на – сотый, - тысячный, - миллионный?
упр. 764 (Прочитайте правильно. Запишите, заменяя цифры словами.)
300-й выпуск, 10 000-го экземпляра, 5 000 000-й снаряд, 2000-й год, 2 000 000-й пассажир метро, 800-й километр.
5. Закрепление
а) Читаем текст
По развитию просвещения и культуры в XIX веке Орлов считался одним из лучших в Вятской губернии. По переписи 1886 года в нем проживало 1826 человек, грамотных было 1119, то есть 62,9 %. В уездном небольшом городке находилось 7 учебных заведений.
23 августа 1831 года было открыто двухклассное уездное училищ. По итогам проверки в 1907 году оно было признано лучшим в губернии. Некоторые выпускники городского училища впоследствии стали известными людьми: архитектор Иван Аполлонович Чарушин, врач Николай Михайлович Трофимов, художник Филипп Федорович Двинянинов и другие.
После Октябрьской революции в 1918 году высшее начальное училище было преобразовано в единую трудовую школу. В 1934 году образовалась неполная средняя школа. С 1939 года школа стала именоваться средней школой № 2 города Халтурина.
Сколько лет исполнилось нашей школе? (180)
Какова роль числительного в тексте? (указывает на дату)
Выписать из текста словосочетания “порядковые числ.+сущ.”, определить падеж.
Б) Чтение текста.
Город Орлов существенно изменился за последние десятилетия. Он растет. Появились новые жилые дома и административные здания.
Сегодня город Орлов - небольшой районный центр Кировской области. На 1 января 2009 года население составляло 7700 человек. Площадь города составляет 429 га, расположен вдоль реки Вятки на 3,5 км, ширина – 1,5 км, 57 улиц и переулков.
- Записать текст, цифры заменить словами.
6. Итоги урока.
- О чем говорили на уроке?
- Чему учились?
- Как склоняются порядковые числительные?
7. Домашнее задание
Выберете одно из предложенных заданий:
1 уровень упр. 766 (письменно ответить на вопросы)
2 уровень – составить небольшой рассказ, используя числительные “Дом, в котором я живу”
3 уровень – сочинение-миниатюра. Опишите архитектурный памятник города Орлова. Используйте числительные.
Завершаю урок стихотворением А.Чикишевой “Любимый край, орловская земля!” (сборник стихов “Здесь оставлено сердце мое…” Орлов, 2009 г.)