Цель: углубить знания обучающихся о местоимении.

Задачи:

1. Обучающие:

научить распознавать местоимения в речи;

определять их грамматические признаки, роль в речи;

дать первоначальное представление об основных разрядах местоимений.

2. Развивающие:

вырабатывать умения детей самостоятельно получать знания по теме урока;

развивать мыслительные операции: анализ и синтез, а также память и внимание, логическое мышление при введение новых знаний; речевые способности и личностные качества: ответственность, самостоятельность; развивать речевые способности, орфографическую зоркость.

3. Воспитательные:

воспитывать интерес к родному языку, культуру ответа, коммуникативные отношения: ученик-учитель, ученик-ученик; бережное отношение к родной природе, традициям русского народа.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Основной метод: проблемно-поисковый, исследовательский.

Оборудование к уроку:

мультимедийная установка;

презентация к уроку «Дерево знаний»;

лист наблюдений для учащихся, учебники.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ребята, на слайде у меня написано слово настроение. А какое бывает настроение? Подберите эпитеты к слову настроение. Поделитесь своим настроением на данный момент.

Я вижу, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. И вы с таким же настроением подойдете к концу урока.

3. Актуализация знаний.

Этот урок будет для вас уроком открытий, и открытия эти вы будете делать сами. Вашими помощниками будут тексты известных писателей, учебник, а также листы наблюдений, куда вы будете записывать наблюдения и выводы.

Запишем в наших листах число.

Первое открытие, которое вы должны сделать – определить тему урока. Для этого я предлагаю вам ряд вопросов и текст:

- Попробуйте угадать, о ком или о чем идет речь?

Я [Луговской] только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клена. Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шел быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал ни на шаг, но на телефонную станцию не пошел... Я погладил его по спине, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было.

- Ваши предположения?

- Почему сложно было догадаться?

- А теперь прослушав текст еще раз. Ответьте о чем идет речь? (Лист клена.)

- А какие слова встречаются чаще всего? (Я, он.) Это слова какой части речи? Правильно, это местоимение. Действительно, сегодня мы будем говорить о местоимении. Сформулируйте тему урока. Давайте в рабочих листах запишем тему урока: «Местоимение как часть речи».

- Что необычного в теме? Звездочки. (В конце урока записать как по-другому может звучать тема урока. Вместо имени.)

Анализ текста.

- Скажите, пожалуйста, какое отношение у автора к листу клена? С помощью какого средства выразительности смог показать нам его отношение к листику клена? Какой вывод можем сделать?

С темой урока мы определились, попробуем поставить цели. У вас в рабочих листах есть таблица, вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу и, обсудив это с соседом по парте, запишите эти сведения в первой графе таблицы.

Что мы знаем

Что мы хотим узнать

Что мы узнали

1. Местоимение – самостоятельная часть речи.
2. Местоимения бывают личными: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.
3. Местоимения изменяются по числам и падежам.

1. Что обозначают местоимения?
2. Только личными бывают местоимения?
3. Всегда ли местоимения изменяются по числам и падежам?

1. Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
2. Местоимения бывают не только личными, имеют 9 разрядов.
3. Местоимения, как правило, изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам.
4. В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями.

Теперь давайте проанализируем выполненную вами работу.

А теперь поставьте вопросы к изучаемой теме и запишите в графу: хотим узнать.

4. Целеполагание.

- Итак, каковы цели нашего урока? (Учащиеся ставят цели урока.)

Сегодня на уроке мы с вами повторим, что знаем о местоимении, углубим знания об этой специфической части речи. А задачи вы уже сформулировали во второй графе таблицы и это будет являться планом нашего урока. (1. Значение, вопросы. 2. Морфологические признаки. 3. Синтаксическую функцию. 4. Употребление в речи.)

Итак, поставьте первый вопрос. (Значение местоимений.)

5. Давайте поработаем с термином. Ребята, проанализируйте термин «местоимение», он «говорящий»: местоимения употребляются вместо имени. Давайте это докажем с помощью морфемного разбора, выделите корни. (Мест- о- имение) или вместо имени.

Вывод 1.

- Итак, первое открытие. Местоимения – часть речи, которая  заменяет имена. Местоимение – часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

- Какие именные части речи вы знаете? что они обозначают? Вспомните текст, какую часть речи заменяло местоимение он в тексте? (Существительное.) А другие именные части речи может заменять? Проверим, так ли это с помощью следующего предложения.

Такая она пройдет через несколько недель.

- Понятен ли вам смысл этого предложения? Кто она такая? Когда она пройдет?

- Сможем ли мы ответить на вопросы, если сделаем следующие изменения? (Накладываются существительное, прилагательное, числительное на места местоимений.)

Широкая масленица пройдет через три недели.

- Вместо каких слов употреблялись местоимения такая, она, несколько? Что обозначают части речи, замещенные местоимениями?

- Но чем отличаются местоимения от существительных, прилагательных, числительных? (Указывают на предметы, признаки, количества, но не называют их.)

Вывод 2.

Местоимения употребляются вместо имен, указывая на предмет, признак, количество, но не называют их.

Местоимения-сущ-ые (я, ты, она).

Местоимения-прил-ые (такая, свой).

Местоимения-числительные (сколько, несколько).

Вывод 3. Общее значение местоимений особенное, обобщенное, абстрактное. Они только указывают на предметы, но не называют их.

Вывод о том, как изменяются местоимения, мы сделаем после следующих заданий.

Задание по группам: 1 группа – просклонять местоимение она, 2 группа – такая, 3 группа – изменить по родам и числам местоимение такая.

Вывод 4. Местоимения могут изменяться по падежам, числам и иметь род.

А теперь обратимся к предложению и определим синтаксическую роль местоимения.

Вывод 5. Местоимения в предложении чаще всего является подлежащим, дополнением, определением.

Выполняя задание, мы употребляли слово масленица. Кто знает, что такое масленица? Репродукция картины Б.Кустодиева «Масленичное гулянье».

Масленица – это веселые проводы весны, с хороводами, песнями, плясками и ярмарками. Я побывала на одной из таких ярмарок и приобрела матрёшку, состоящую из девяти штук. Как вы думаете, почему я выбрала именно эту матрёшку? Затрудняетесь ответить? А получить ответ на этот вопрос нам поможет следующее задание.

6. Физкультурная минутка.

(На своем рабочем месте у вас листочки с разрядами местоимений и их примерами, вам нужно попытаться соотнести разряд и местоимение.)

- Так ответьте, пожалуйста, почему я выбрала эту матрешку?

Вот мы и познакомились со всеми разрядами местоимений. Всего их 9.

Записать разряды в лист наблюдений.

- Сегодня на уроке мы очень много говорили о местоимении, но для чего они нам нужны? Ответим на этот вопрос, обратившись к тексту.

Выразительное чтение текста без местоимений. Всё ли нам понятно в тексте и красив ли он? Вставьте местоимения, используя слова для справок и постарайтесь определить их разряд.

Текст.

Вывод 6. Местоимения нашу речь делает красивее и богаче, помогают избегать повторов.

- Объясните орфограммы в выделенных словах. Почему в 3 предложении стоит двоеточие?

7. Подведение итогов.

Сегодня на уроке вы много отвечали, дополняли, творили. Теперь подошло время подвести итог нашему уроку. Заполните 3 графу таблицы. (Местоимения не называют предметы, признаки, количество, а только указывает на них. Существует девять разрядов местоимений. Местоимения изменяются по падежам, а некоторые и по родам и числам. В предложении местоимение выполняет роль подлежащего, дополнения или определения). Давайте проверим наши выводу, обратившись к учебнику.

- Какое бы свое название теме урока вы бы дали. Запишите вместо звездочек.

8. Тестовые задания (презентация).

Насколько вы были успешны, покажет тест.

9. Домашнее задание.

Параграф 68:

Записать 3 загадки, в которых есть местоимения, определить их род, число, падеж.

Упр. 392.

Карточка по новому материалу.

10. Рефлексия «Дерево знаний».

Вот и подошел к концу наш урок. А с какими знаниями мы подошли к концу урока покажет «Дерево знаний».

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика