Цели и задачи:

Учить сжатому изложению с преобразованием стиля текста.

Отрабатывать умение находить стилевые особенности текста.

Формировать умения и навыки кратко, в обобщенной форме передавать воспринятую информацию.

Развивать умение находить главное (существенное) в информации, сокращать текст.

Пробуждать интерес к новой информации.

Развивать навыки самостоятельной работы с научно-популярным текстом.

Развивать речь, логическое мышление учащихся.

Воспитывать любознательность, чувство коллективизма, умение работать в группах.

Оборудование: Фотографии кактусов, научно-популярный текст (см. Приложение), маркеры, ватманы.

Тип урока: Урок развития речи (по технологии развития критического мышления через письмо).

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Вызов.

Цель: актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации, постановка собственных целей учеников.

На доске (экране) фотографии кактусов

- Что вы знаете о кактусах?

- Где они могут расти?

- Какие свойства имеют?

III. Осмысление.

Цель: получение новой информации.

1. Чтение текста (см. Приложение) с маркировкой

+ информация известна

- информация новая

! это интересно

2. Беседа о стиле текста, признаках и особенностях.

(Основные признаки научного стиля:1)строгая логичность изложения, 2)смысловая точность, 3)для усиления выразительности используются “проблемные вопросы”, 4)использование цифровых данных. Особенности лексики научного стиля: а) употребление слов в прямом значении; б) отсутствие образных средств: эпитетов, метафор, сравнений и т.д.; в) широкое использование терминов. Для научного стиля характерны: частая повторяемость ключевых слов, преобладание имен существительных, прямой порядок слов, редкое использование восклицательных предложений, обилие сложных предложений, частое употребление причастных и деепричастных оборотов. Существует научно-популярный подстиль речи. Литература научно-популярного жанра рассчитана на широкий круг читателей, поэтому она отличается от строго научной более простым изложением научных понятий, специальных терминов.)

3.Осмысление текста при помощи таблицы. Работа по группам.

Образные средства выразительности

Особенности научного стиля

1. Сравнения

- кактусы, как ежи;

- похожи на столбы;

- шипами крепкими, словно костяными;

- большие кактусы похожи на гигантские многорожковые подсвечники и т.д.

2. Метафоры (олицетворения)

- плотная кожица;

- кактусовый корешок притаится, замрет;

- корни кактуса воспрянули;

- начинает жадно всасывать;

- корни раскинулись;

- кактусовое тело;

- они ощетинились шипами и т.д.

3. Эпитеты

- нежные листья;

- великолепным набором;

- немилосердное солнце и т.д.

1. Стилистически нейтральные слова:

Маленькие, большие, жизнь, выполняет, вода, кактус и т.д.

2. Общенаучные слова:

Разные виды, множество, колючки, влага и т.д.

3. Термины:

Устьица, зеленые зерна хлорофилла,кактусовый корешок и т.д.

4. Частая повторяемость ключевых слов:

Кактус, вода (влага), корни, растение

5. Преобладание существительных:

Набор, приспособление, жизнь, животные, листья и т.д.

6. Прямой порядок слов: Они поднимаются над сухими холмами...

Он плотно сомкнет устьица...и т.д.

7. Использование цифровых данных: 20-30 метров, до 6 тонн воды

8. “Проблемный вопрос”:

Как умудряется растение собирать здесь такое богатство?

9.Обилие сложных предложений:

Животные, чтобы утолить жажду,...

Трудно себе представить, что...

10.Употребление дееприч.оборотов:

...вбирая с воздухом необходимый углекислый газ...

4. Составление плана в виде кластера

5. Работа над сжатием текста (самостоятельно).

IV. Рефлексия

Написание изложения.

V. Итог урока, оценки

- Что нового узнали?

- Что понравилось? Показалось интересным?

VI. Д/з на выбор: 1) Найти информацию о кактусах в энциклопедиях, справочниках для сравнения с вашим текстом. 2) Написать синквейн о кактусе.

Приложение

Задание. Научную информацию, изложенную в этом тексте научно-популярным стилем с обилием ярких, образных выражений, передайте научным стилем в форме конкретного ответа на вопрос: Почему кактусы выживают в безводных, раскаленных почвах?

Все кактусы – а разных видов их имеется множество – обладают великолепным набором приспособлений к жизни. И маленькие, и большие, и круглые, как ежи, и те, что похожи на толстые зеленые столбы, - все они даже в самое сухое время до отказа наполнены водой. Животные, чтобы утолить жажду, разбивали бы, разгрызали эти растения-водоёмы, и, кто знает, сохранилось бы тогда хоть малое число их!

Да не так-то просто подступиться к кактусу: они ощетинились острыми и длинными шипами, крепкими, словно костяными. Трудно себе представить, что это грозное оружие – преображенные листья. Обязанности же листьев выполняет само кактусовое тело.

Глянцевитая плотная кожица его толстого стебля, как кожица листа, пронизана устьицами, и, как в листе, под ней залегают зеленые зерна хлорофилла. А совсем не нужные этому растению расточители влаги - нежные листья превратились в жесткие колючки-защитники.

Самые большие кактусы похожи на гигантские многорожковые подсвечники – канделябры.

Они поднимаются над сухими холмами на высоту трех-, а то и пятиэтажного дома и хранят в себе до шести тонн воды – две автомобильные цистерны!

Как умудряется растение собирать здесь такое богатство? Ведь и под землей в этих местах не просто добыть влагу: слишком тверда спекшаяся, сцементированная почва, слишком много в ней щебня.

Нет, кактус ищет воду не там. Его неглубокие, но длинные корни раскинулись вширь во все стороны на 20-30 метров. В сухие бездождевые сезоны каждый кактусовый корешок словно бы притаится, замрет, а кончик у него даже совсем отсохнет.

Но вот с громом, с молнией приходит пора дождей – зимних или летних, время стремительных, водопадных ливней, и смотри: корни кактуса воспрянули! Быстро, быстрее, чем хвост ящерицы, отрастают у них отсохшие кончики, и растение начинает жадно, неустанно всасывать свежую воду, пока полностью не зальет свои просторные емкости. А потом огнем гори земля и небо под немилосердным мексиканским солнцем!

Кактусу уже не страшно днем. Чтобы не отдавать ни капли из своих сбережений, он плотно сомкнет устьица. Только ночью он открывает их, вбирая с воздухом необходимый углекислый газ.

Таким способом и еще какими-то пока не совсем ясными науке ухищрениями растению удается необычайно долго сохранять накопленное в дожди богатство.

 

366 слов
Я.Марголин

Цели и задачи:

Учить сжатому изложению с преобразованием стиля текста.

Отрабатывать умение находить стилевые особенности текста.

Формировать умения и навыки кратко, в обобщенной форме передавать воспринятую информацию.

Развивать умение находить главное (существенное) в информации, сокращать текст.

Пробуждать интерес к новой информации.

Развивать навыки самостоятельной работы с научно-популярным текстом.

Развивать речь, логическое мышление учащихся.

Воспитывать любознательность, чувство коллективизма, умение работать в группах.

Оборудование: Фотографии кактусов, научно-популярный текст (см. Приложение), маркеры, ватманы.

Тип урока: Урок развития речи (по технологии развития критического мышления через письмо).

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Вызов.

Цель: актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации, постановка собственных целей учеников.

На доске (экране) фотографии кактусов

- Что вы знаете о кактусах?

- Где они могут расти?

- Какие свойства имеют?

III. Осмысление.

Цель: получение новой информации.

1. Чтение текста (см. Приложение) с маркировкой

+ информация известна

- информация новая

! это интересно

2. Беседа о стиле текста, признаках и особенностях.

(Основные признаки научного стиля:1)строгая логичность изложения, 2)смысловая точность, 3)для усиления выразительности используются “проблемные вопросы”, 4)использование цифровых данных. Особенности лексики научного стиля: а) употребление слов в прямом значении; б) отсутствие образных средств: эпитетов, метафор, сравнений и т.д.; в) широкое использование терминов. Для научного стиля характерны: частая повторяемость ключевых слов, преобладание имен существительных, прямой порядок слов, редкое использование восклицательных предложений, обилие сложных предложений, частое употребление причастных и деепричастных оборотов. Существует научно-популярный подстиль речи. Литература научно-популярного жанра рассчитана на широкий круг читателей, поэтому она отличается от строго научной более простым изложением научных понятий, специальных терминов.)

3.Осмысление текста при помощи таблицы. Работа по группам.

Образные средства выразительности

Особенности научного стиля

1. Сравнения

- кактусы, как ежи;

- похожи на столбы;

- шипами крепкими, словно костяными;

- большие кактусы похожи на гигантские многорожковые подсвечники и т.д.

2. Метафоры (олицетворения)

- плотная кожица;

- кактусовый корешок притаится, замрет;

- корни кактуса воспрянули;

- начинает жадно всасывать;

- корни раскинулись;

- кактусовое тело;

- они ощетинились шипами и т.д.

3. Эпитеты

- нежные листья;

- великолепным набором;

- немилосердное солнце и т.д.

1. Стилистически нейтральные слова:

Маленькие, большие, жизнь, выполняет, вода, кактус и т.д.

2. Общенаучные слова:

Разные виды, множество, колючки, влага и т.д.

3. Термины:

Устьица, зеленые зерна хлорофилла,кактусовый корешок и т.д.

4. Частая повторяемость ключевых слов:

Кактус, вода (влага), корни, растение

5. Преобладание существительных:

Набор, приспособление, жизнь, животные, листья и т.д.

6. Прямой порядок слов: Они поднимаются над сухими холмами...

Он плотно сомкнет устьица...и т.д.

7. Использование цифровых данных: 20-30 метров, до 6 тонн воды

8. “Проблемный вопрос”:

Как умудряется растение собирать здесь такое богатство?

9.Обилие сложных предложений:

Животные, чтобы утолить жажду,...

Трудно себе представить, что...

10.Употребление дееприч.оборотов:

...вбирая с воздухом необходимый углекислый газ...

4. Составление плана в виде кластера

ZZZZZZZZZZZZ

5. Работа над сжатием текста (самостоятельно).

IV. Рефлексия

Написание изложения.

V. Итог урока, оценки

- Что нового узнали?

- Что понравилось? Показалось интересным?

VI. Д/з на выбор: 1) Найти информацию о кактусах в энциклопедиях, справочниках для сравнения с вашим текстом. 2) Написать синквейн о кактусе.

Приложение

Задание. Научную информацию, изложенную в этом тексте научно-популярным стилем с обилием ярких, образных выражений, передайте научным стилем в форме конкретного ответа на вопрос: Почему кактусы выживают в безводных, раскаленных почвах?

Все кактусы – а разных видов их имеется множество – обладают великолепным набором приспособлений к жизни. И маленькие, и большие, и круглые, как ежи, и те, что похожи на толстые зеленые столбы, - все они даже в самое сухое время до отказа наполнены водой. Животные, чтобы утолить жажду, разбивали бы, разгрызали эти растения-водоёмы, и, кто знает, сохранилось бы тогда хоть малое число их!

Да не так-то просто подступиться к кактусу: они ощетинились острыми и длинными шипами, крепкими, словно костяными. Трудно себе представить, что это грозное оружие – преображенные листья. Обязанности же листьев выполняет само кактусовое тело.

Глянцевитая плотная кожица его толстого стебля, как кожица листа, пронизана устьицами, и, как в листе, под ней залегают зеленые зерна хлорофилла. А совсем не нужные этому растению расточители влаги - нежные листья превратились в жесткие колючки-защитники.

Самые большие кактусы похожи на гигантские многорожковые подсвечники – канделябры.

Они поднимаются над сухими холмами на высоту трех-, а то и пятиэтажного дома и хранят в себе до шести тонн воды – две автомобильные цистерны!

Как умудряется растение собирать здесь такое богатство? Ведь и под землей в этих местах не просто добыть влагу: слишком тверда спекшаяся, сцементированная почва, слишком много в ней щебня.

Нет, кактус ищет воду не там. Его неглубокие, но длинные корни раскинулись вширь во все стороны на 20-30 метров. В сухие бездождевые сезоны каждый кактусовый корешок словно бы притаится, замрет, а кончик у него даже совсем отсохнет.

Но вот с громом, с молнией приходит пора дождей – зимних или летних, время стремительных, водопадных ливней, и смотри: корни кактуса воспрянули! Быстро, быстрее, чем хвост ящерицы, отрастают у них отсохшие кончики, и растение начинает жадно, неустанно всасывать свежую воду, пока полностью не зальет свои просторные емкости. А потом огнем гори земля и небо под немилосердным мексиканским солнцем!

Кактусу уже не страшно днем. Чтобы не отдавать ни капли из своих сбережений, он плотно сомкнет устьица. Только ночью он открывает их, вбирая с воздухом необходимый углекислый газ.

Таким способом и еще какими-то пока не совсем ясными науке ухищрениями растению удается необычайно долго сохранять накопленное в дожди богатство.

366 слов
Я.Марголин

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика