Цель урока - познакомить учащихся с личными местоимениями.

Задачи:

Образовательные: формировать умения различать разряды местоимений; уметь правильно писать личные местоимения с предлогами;

Развивающие: развивать внимание и орфографическую зоркость на примере художественного произведения.

Воспитательные: воспитывать интерес к родному языку, через произведения русских писателей.

I. Орг. момент.

II. Повторение ранее изученного.

Фронтальный опрос.

Какую самостоятельную часть речи вы изучаете? (Местоимение)

Что это за часть речи? По соотношению с другими частями речи какие четыре группы местоимений выделяются? (Местоимения-существительные, местоимения- прилагательные, местоимения-числительные, местоимения-наречия)

III. Подготовка к восприятию нового материала.

- По значению и грамматическим особенностям выделяются несколько разрядов местоимений, об одном из них мы сегодня поговорим.

Текст с которым мы будем дальше работать предложен на раздаточном материале №1.

Моя “она”

Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой ее власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от нее, - связь, стало быть, крепкая, прочная... За ее привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом... По ее милости я хожу раздет, живу в дешевом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Все, все пожирает она, ненасытная! Я ненавижу ее, презираю... Давно пора развестись с ней, но не развелся я до сих пор потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи... Детей у нас пока нет... Хотите знать ее имя? Извольте... Оно поэтично и напоминает Лилию, Лелю, Нелли...

Ее зовут – Лень.

(А. П. Чехов)

Задания к тексту:

Прочитайте текст про себя. Понравился ли он вам? Что в тексте вам показалось необычным? (Нет имен, а только местоимения)

Прочитайте текст вслух. О чем этот текст? (О лени, которая живет в каждом из нас)

Совпало ли ваше предположение, при прочтении текста, с конечным выводом автора? (Нет, по ходу чтения, можно предположить, что автор рассказывает нам о женщине, возможно, своей жене).

Как автор ведет повествование в рассказе? (Чехов использует прием “ от первого лица” - один из самых распространенных в художественной литературе.

Какой стилистический прием автор использует в этом тексте? (А.П. Чехов не называет конкретное лицо, а только указывает на него при помощи местоимений; писатели и поэты создают разнообразные стилистические приемы, например, “обманутое ожидание”: только в конце текста открывается имя, которое до сих пор заменялось личными местоимениями.

Автор называет свое произведение “Моя “она”, а как бы вы озаглавили его? (“Она, “Лень” и др.)

Найдите в тексте местоимения, которые указывают лицо и изменяются по падежам. На что они указывают? (Она, ей, ее, от нее, с ней – указывают на лицо женского пола).

- Такие местоимения называются личными, т.к. они указывают на лица, которые участвуют в речи.

IV. Объяснение нового материала

Тема урока: “Личные местоимения”

Цель – познакомить с личными местоимениями.

- К личным местоимениям относятся: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они.

- Ребята, найдите в тексте местоимения, которые стоят в косвенных падежах. Обратите внимание на одну особенность их написания.

- Почему автор использует в одном случае местоимение ЕЁ, а в другом – НЕЁ? (Если местоимение 3-го лица употребляется в косвенном падеже и стоит после предлога, то к нему прибавляется Н).

- Найдите в тексте такие случаи. (Удрать от неё, развестись с ней)

- Давайте прочитаем теоритический материал в своем учебнике.

V. Первичное закрепление.

На раздаточном материале №2 предложены загадки. Прочитайте их. Употребляя нужную форму местоимения 3-го лица.

Когда к этим формам прибавляется Н? Запишите в тетради №1, №2, №5, №6.

1.

Сестра к брату в гости едет,
А брат от (она) прячется.

2.

Днем спит, ночью глядит,
Утром умирает, другой (он) сменяет.

3.

Стоит чудо в семи шубах:
Кто (он) раздевает, тот слезы проливает.

4.

Летит — пищит, сядет — молчит.
Кто (он) убьёт, тот свою кровь прольёт.

5.

Черна, мала крошка,
Да угодья много в (она).

6.

В воде (она) поварят,
Ребята съедят.

Раздаточный материал №3.

Прочитать вслух стихотворение

“Беседа о местоимении”

Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ
При НИХ на берегу
ЕГО ловили. Но увы:
Я плавать - не могу!

МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ
ВЫ ИМ, обратно, НАС
ОН с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,
А МЫ с НИМ — к НЕЙ от ВАС...

Хоть МНЕ известно, что ОНО
ИХ любит больше тех, -
Все это тайной быть должно
Для НАС и ВАС от Всех...

- Понравилось ли Вам стихотворение?

- О чем оно?

- Почему в нем ничего не понятно?

- Какие местоимения использованы в нем?

ЗАДАНИЕ написано на доске. Спишите, исправляя ошибки.

Я укорял себя за невнимательность.

Он обиделся на их.

Мы с ими давно дружим.

Они ждали него.

Я горжусь ним.

VI. Подведение итогов урока.

Какой разряд местоимений мы сегодня изучали на уроке?

Как личные местоимения пишутся с предлогами?

На что указывают личные местоимения?

Домашнее задание

Организационный момент.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика