Организационный момент: нацелить учащихся на урок.

Индивидуальная работа по карточкам: проверить знания и умения по орфографии и пунктуации.

Синтаксическая разминка: актуализировать имеющиеся знания и синтаксические умения.

Изучение нового материала. Заполнение таблицы:

дать понятие об условиях постановки или отсутствие тире между подлежащим и сказуемым.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания (упр. 372, 374, Русский язык, 10-11 классы, Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин).

III. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка №1.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки; подчеркните грамматические основы предложений, указать типы сказуемых и способы их выражения.

Летний вечер тих и ясен.

Золотой метелью мчи(т, ть)ся ж...лтый лист.

Мес...ность равни(н, нн)а, и река (с, з)десь широка и дли(н, нн)а.

Мы медле(н, нн)о стали пр...ближа(т, ть)ся к вершине горы.

По Северному морскому пути в это лето сновал(о, и) великое множество судов.

Карточка №2.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки; подчеркните грамматические основы предложений, указать типы сказуемых и способы их выражения.

Ещё и холоден и сыр февральский воздух, но над садом уж... смотр...т небо ясным взглядом.

Трое в солдатских бушлатах летел(о, и) укр...щать Ангару.

В этом году осень тёплая.

Девочка была огорче(н, нн)а происшедшим.

Всё население посёлка вышл(о, и) встречать рыбаков.

Карточка №3.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки; подчеркните грамматические основы предложений, указать типы сказуемых и способы их выражения.

Солнца луч... промеж... туч... был и жгуч... и высок.

Фиалка казалась тёплой, пальцы ваши были холодными.

Юноша обл...дал феноменальной памятью.

Теперь всё было ясно.

Лож..., предотвратившая беду, лучше правды, се...щей вражду.

IV. Синтаксическая разминка.

Задание: записать предложения, найти грамматические основы, указать тип сказуемого и способ его выражения.

Простота есть необходимое условие прекрасного (К.Паустовский).

Хороший вкус – это прежде всего чувство меры (К.Паустовский).

V. Изучение нового материала.

Чтение §74 учебника.

Заполнение таблицы «Тире между подлежащим и сказуемым» примерами (раздаточный материал).

Условие постановки тире

Пример

Тире ставится

1. Сущ. И.п. – Сущ. И.п.

Великая радость – работа.

2. Подлежащее – это, это есть, вот, значит + сказуемое

Судьба изобретателя – это судьба его изобретений.

3. Инфинитив – инфинитив

Жизнь пройти – не поле перейти.

4. Сущ. И.п. – инфинитив. Инфинитив – Сущ. И.п.

Находить приметы или самим создавать их – очень увлекательное занятие.

5. Количественное числительное И.п. – количественное числительное И.п.

Семью восемь – пятьдесят шесть.

6. Количественное числительное И.п. – сущ. И.п. Сущ. И.п. – количественное числительное И.п.

Мощность двигателя мотоблока – пять лошадиных сил.

7. Внесение ясности в смысл предложения.

Отец – мой учитель.
Отец мой – учитель.

Тире не ставится

1. В простых предложениях разговорного стиля.

Моя мать учительница.

2. Подлежащее + как, словно, будто, точно, вроде как, все равно, что + сказуемое.

Каждый кленовый лист как дождевая тучка!

3. Подлежащее + Не + сказуемое.

Душа Печорина не каменистая почва.

4. Подлежащее + вводное слово, союз, частица, наречие, несогласованный второстепенный член предложения+ сказуемое

После школы печать, несомненно, первый учитель языка.

5. Сказуемое + подлежащее.

Какое большое удовольствие бродить в лесу!

6. Личное местоимение + сказуемое.

Он поэт, поэт народный, он поэт родной земли!

7. Подлежащее + имя прилагательное.

Я златострунный и пригожий.

VI. Закрепление материала.

1) Творческий диктант. Задание: закончить пословицы; объяснить постановку или отсутствие тире.

Учить – … (ум точить).

Жить – … (Родине служить).

Без дела жить – … (небо коптить).

Лишнее говорить – … (только делу вредить).

Чай пить – … (не дрова рубить).

2) Объяснительный диктант.

Задание: записать предложения под диктовку, объяснить постановку или отсутствие тире.

Единственное благо – это знание, единственное зло – невежество. (Диоген, древнегреческий философ.)

Сознавать, что вы невежественны, – огромный шаг к знаниям. (Бенджамин Дизраэли, XIX век, британский государственный деятель, премьер-министр, писатель.)

Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли. (Л.Н. Толстой.)

Благодарность не есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности – глупость, не быть благодарным – подлость. (В.Ключевский, XIX-XX вв., российский историк, академик.)

VII. Домашнее задание.

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика