Цели урока:

обучение написанию сжатого изложения; повторение орфографических и пунктуационных правил,

обогащение словаря учащихся, развитие умения кратко излагать текст, отбирать и систематизировать материал,

воспитание уважительного отношения к русскому языку, к российской истории.

Целевой план действия.

Организационный момент.

Чтение текста.

Составление плана изложения.

Работа по орфографии и пунктуации.

Составление рабочих материалов.

Второе прочтение текста.

Написание изложения.

Ход урока

В начале урока учитель организует класс, сообщает тему и цели урока. При сообщении темы урока учитель обращает внимание на то, что вид работы, над которым они сегодня будут работать, – сжатое изложение, что потребует от учащихся умения систематизировать материал, выбирать самое главное в тексте.

Учителем также сообщаются сведения об авторе текста – Сергее Петровиче Алексееве, писателе, большинство произведений которого посвящено исторической тематике – “Грозный всадник”, “Птица-слова”, “Декабристы”. Текст, о котором сегодня пойдет речь, посвящен Отечественной войне 1812 года. Учащимся предлагается вспомнить, когда началась и когда закончилась эта война.

Выслушав ответы учеников, учитель сообщает, что одним из значительных сражений Отечественной войны 1812 года было сражение под Витебском. Этому и будет посвящено наше изложение.

- Внимательно прослушайте текст, определите тему и его основную мысль.

Солдат гренадерской роты

Солдаты бились у Витебска. Гренадер Федор Беда сражался вместе со всеми. Рядом с ним офицер Ардатов, рядом боевые товарищи.

И вдруг споткнулся, упал солдат. Ударила гренадера французская пуля в бок. Обожгла, вырвала клок тела, ушла от ребра рикошетом в поле.

Подобрали санитары солдата. Отвели к лекарям в палату. Наложили Беде повязку на грудь, послали в команду для раненых. Только в команду солдат не прибыл. Свернул он с пути – и опять в свою гренадерскую роту.

Бьются гренадеры. Бьется Ардатов. Видят: рядом опять Беда. Продолжается страшенный бой. Не щадят живота своего гренадеры. Прошел час, и снова французская пуля достала солдата.

Вскрикнул, повалился на землю солдат. Кровь из виска на землю закапала.

Очнулся Беда в санитарной палатке. Промыли ему рану, перевязали бинтом, послали в команду для раненых. Только не прибыл в команду солдат. Свернул он с пути – и опять в свою гренадерскую роту.

Бьются гренадеры с противником. Промокли рубахи от пота. Во рту пересохло. Синяки на плечах от ружейной отдачи. В ушах колокольных звон.

Смотрят солдаты: снова Беда тут же рядом в бою.

Заулыбались солдаты. Еще дружнее ударили по врагу.

К исходу дня гренадера ранило в третий раз. Пуля попала в ногу.

В третий раз попал солдат к докторам в палатку. В третий раз получил приказ он: немедля в команду для раненых. Только не выполнил приказа солдат. Свернул он с пути – и опять в свою гренадерскую роту.

Явился и вместе со всеми пали?т по французам. Разинули рты солдаты. Подивился геройству Ардатов:

– Откуда ты родом такой? Не из железа случайно выкован?

Засмущался со – произнес. – Из-под Полтавы, с Ворсклы-реки.

Потом подумал и словно поправился:

– Из государства, выходит, Российского.

(С.П. Алексеев)

– Какова тема и основная мысль текста?

Тема текста – сражение русских войск у Витебска. Основная мысль: Российская земля рождает отважных героев, которые готовы стоять за нее до конца в годы тяжелых испытаний.

– Запишем в тетрадь трудные и незнакомые слова.

Гренадер – в царской и в некоторых иностранных армиях солдат или офицер отборных пехотных или кавалерийских частей.

Ушла рикошетом (пуля) – после удара о какую-то поверхность изменила направление полета.

Не щадят живота – не щадят жизни (фразеологизм).

- Определим стиль и тип речи.

Стиль – художественный, тип речи – повествование с элементами описания.

– Для какого стиля речи характерно использование такого фразеологизма, как “разинули рты”? (для разговорного).

– Для чего их использует автор? (Федор Беда – солдат из народа. Поэтому для описания его подвига он использует слова не книжной лексики, а простые, понятные слова).

– Составим план для подробного изложения (сначала заполняется левая колонка таблицы).

План для подробного изложения

План для сжатого изложения

1. Сражение русских с французами у Витебска

1. Сражение русских с французами у Витебска.

2. Первое ранение Федора Беды.
3. Второе ранение Федора Беды.
4. Третье ранение Федора Беды.

2. Три ранения Федора Беды.

5. Как сражались русские солдаты. Как на них повлиял подвиг их товарища.

3. Как сражались русские солдаты. Как на них повлиял подвиг их товарища.

6. Разговор с Ардатовым.
7. Ф.Беда – горячий патриот государства Российского

4. Ф.Беда – горячий патриот государства Российского

– Какие части плана можно сократить? (Часть, в которой говорится, как гренадер Федор Беда был трижды ранен и как он трижды возвращается на поле боя. Сократить можно и разговор офицера с Федором Бедой).

(Cоставляется план для сжатого изложения – вторая колонка таблицы).

Работа по орфографии

Французский, гренадерский, команда для раненых, ружейная отдача, наложили повязку, немедля (нареч.).

Работа над пунктуацией

Свернул он с пути – и опять в свою гренадерскую роту (пропущено сказуемое “направился”).

Видят: рядом опять Беда (в первой части предложения есть глагол видеть).

Составление рабочих материалов для изложения

Пункты
плана

Рабочие материалы

1.

Витебск, гренадер Федор Беда, офицер Ардатов

2.

Три ранения Федора Беды: в бок, в висок и в ногу.
Санитары, раненый, палатка, команда

3.

Страшный бой, не щадят живота, синяки на плече от ружейных отдач

4.

Подивился геройству Ардатов и спросил Беду, откуда он родом.
Бесстрашный солдат ответил, что он из государства Российского.

Урок завершается прочтением текста и написанием чернового варианта изложения.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика