Цель урока:

закрепить правило правописания Е-О после шипящих;

познакомить учащихся с правилом правописания Ы-И после Ц.

Оформление доски.

В нашей сем…е любят соленые огурц…,поэтому мама солит их каждый год.

К з…ме мы засолили и капусту.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ:

1) Петя размотал с клубка беч…вку и аккуратно разл…жил у ног.
2) Беч…вка – тонкая веревка.
3) Яма.

ХОД УРОКА

1. Индивидуальная работа у доски.

2. Проверка домашнего задания.

– Какую часть слова нужно знать, чтобы правильно выполнить домашнее упражнение?( Корень)

– Что такое корень?

– Что такое суффикс и окончание?

– Что такое антонимы?

3. Работа, подобная домашней. (Подобрать антонимы)

Мягкие волосы (жесткие), легкий день (тяжелый), мягкий хлеб (черствый).

4. Работа со связанным текстом.

Огурцы и капуста

Однажды к…чаны капусты и огурц… пошли вместе купат..ся на реку. Огурц… в воду бросились, а к..чаны капусты как стали на бережку раздеват…ся. Раздевались до самого вечера. Огурц… их дожидались, дожидались и от холода все покрылись пупырышками.

5. Переход к новой теме

– Как вы написали слово огурцы?

– В какой части слова орфограмма? (в окончании)

– Читаем правило по учебнику, делаем вывод.

– Запомните слова-исключения. Они даны в предложении: “Цыган подошел на цыпочках к цыпленку и цыкнул: “Цыц!”.

6. Закрепление нового материала.

Определи слово в нужный столбик.(1-й столбик: в корне,2-й – в суффиксе, 3-й: в окончании.4-й-:в словах на -ция.

Бойцы, птицын, панцирь станция, из больницы, пшеницын, пациент, редакция, птицы, лисицын, цинк, продукция, овцы, синицын, панцирь, делегация, гусеницы, куницын, операция, синицы, курицын.

7. Загадки.

1) Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но -ах!-
Удрала, а хвост в руках. (Ящерица – ящерицы).

2) Сговорились две ноги
Делать дуги и круги. (Циркуль)

3) Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот,
Он и режет и стрижет. (Ножницы)

4) Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете. (Цифры)

5) Явился в желтой шубке
Прощайте, две скорлупки. (Цыпленок)

6) Две стройные сестрицы
В руках у мастерицы.
Весь день ныряли в петельки…
И вот он шарф для Петеньки. (Спицы)

7) Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек.
Бегать все равно не может. (Гусеница -гусеницы).

8) На шесте дворец
Во дворце певец. (Скворец-скворцы).

8. Диктант-викторина.

Из какого произведения эти строчки? Кто автор?

1) Девицы-красавицы! – говорит он.

Которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.(Народная сказка “Крошечка-ховрошечка” ).

2) Вы ж ,голубушки– сестрицы, выбирайтесь из светлицы.( А.С.Пушкин “Сказка о царе Салтане” )

3) Плутовка к дереву на цыпочках подходит.( И А. Крылов “Ворона и лисица”).

4) “Стой, братцы, стой”,– кричит мартышка.(И.А.Крылов “Квартет”).

9. Игра "Переводчик".

– Подобрать синоним к каждому слову.

Доктор прописал пац…енту инъекц…и. (Врач назначил больному уколы.)

Ребята, у каждого на парте слова песенки про “Цы” и “Ци”

10. Песенка.

1) Цыган цыпленка увидал,
Заиграл на скрипочке.
А цыпленок услыхал,
Станцевал на цыпочках.

2) Цыц, ребята, не шуметь,
А то цыган собьется.
Перестанет скрипка петь.
Наш урок сорвется.

3) Прозвучал для вас, ребята,
Наш урок про “Цы” и “Ци”.
Кто не понял, тот цыплята.
Кто запомнил – молодцы.

11. Эта орфографическая игра называется “СОВЕЩАНИЕ ВРАЧЕЙ”

В царство русского языка пробрались ошибки и заразили корни слов.

Сейчас вы, как врачи, должны обследовать каждое слово, здоровых сразу выписать, больных излечить.

Первым смотрит Специалист по корням. Найдите слова, где прячутся ошибки, и не забывайте спросить согласия коллег.

Специалисту по проверочным словам записать слова рядом с больным словом и отдать на проверку главному врачу.

Цинга
Циплята
Циркуль
Цыган
Цыновка
Панцирь
Нарцысс

12. Домашнее задание. 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика