Цели урока:

Закрепление умений в распознавании и написании имен существительных.

Повторить морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль и научиться правильно выполнять письменный морфологический разбор имени существительного.

 

Ход урока

1. Орг.момент.

- приветствие.

- проверка всего необходимого на уроке. Показать учебник, тетрадь, ручку, карандаши, дневник.

2.

- Сегодня мы с вами станем настоящими детективами. Майор Томин с Петровки,38 отправил с лучшимиспецагентами важную сверхсекретную бандероль Шерлоку Холмсу. Но профессор Мориарти не дремал, и трое его бандитовзахватили суперагентов и завладели ценным грузом. Нам предстоит решить несколько головоломок, разоблачить похитителя и выполнить ответственное поручение майора Томина: помочь его спецагентам доставить секретную бандероль.

- Как же мы будем искать злодеев? Чем отличаются иностранцы? (Акцентом)

- Совершенно верно, иностранцы говорят по-русски неправильно.

А) Орфоэпическая разминка.

- Найдите ошибки в произношении и исправьте их.

алфАвит, воротА, звонИт, инженЕры, килОметр, нАчать, полОжил, столЯр, углубИть, цЕмент.

Проговорить правильный вариант хором.

Б) Орфографическая разминка.

- Писать правильно они тоже не умеют.Выберите проверочное слово, подчеркните его, обозначьте орфограммы.

Уд_вительно (диво, дева), м_нять (мина, замена), л_пить (липко, лепка), подч_щать (честь, чисто), л_нивый (лень, линька), скр_пучий (скрепка, скрипка), м_стерить (мост, мастер).

- Нам дали только одну подсказку: главарь похитителей – Имя существительное. Как же его узнать? Сегодня мы составим фоторобот бандита, чтобы безошибочно его опознавать.

- Для начала мы должны одеться как спецагенты.

Заполнить таблицу Одеть-надеть (устно)

ШЛЯПА, БРАТ, ПАЛЬТОСПРИПОДНЯТЫМВОРОТНИКОМ, ПЕРЧАТКИ, КУКЛА, СЕСТРЕНКА, ТЕМНЫЕОЧКИ

- какая грамматическая категория имени существительного помогла нам правильно выполнить это задание и одеться как настоящиеспецагенты? (Категория одушевленности-неодушевленности)

- Дальше мы должны отправиться туда, где последний раз видели похищенных.

Суперагенты майора Томина договорились встретиться в кафе снежинка неподалеку от гостиницы космос. Один в руках должен был держать газету правда, другой – газету труд.

- Найдите и исправьте допущенные ошибки. В чем они заключаются? Что нужно знать, чтобы эти ошибки исправить? (Собственные-нарицательные существительные)

- Нам открылась следующая примета главаря похитителей – нарицательное-собственное.

- Спецагентов видели в гостинице “Космос”. Смотрите, в гостиничном номере запертый шкаф, из которого доносится шум. Надо добраться до ключа.

(устно, по цепочке) Плющ?, рож?, трудных задач?, много туч?, смерч?, меч?, полноч?, ключ?.

Что нам нужно сделать в этом задании? (Определить, где Ь пишется, а где – нет.)

С помощью какой приметы мы смогли добраться до ключа? Склонение

В шкафу связанные суперагенты, поможем им.

Бандиты снова от нас ускользнули, но оставили надписанную упаковку для бандероли. Какой коварный план: неправильно подписать бандероль, чтобы она не дошла по назначению. Подпишем правильно, заодно и вспомним правила оформления корреспонденции.

1 вариант

Куда: Бейкер-стрит, 221-б Лондон, Англия,

Кому: мистер Шерлокхолмс

2 вариант

Откуда: Петровка, 38, москва, россия

От кого: майор Томин

Кто быстрее, оба варианта.

Итак, суперагентов мы спасли, адрес исправили, теперь нужно перехватить бандитов и забрать у них бандероль. Мы потеряли много времени. Займемся делом! Посмотрите, как изменяется слово “дело”, какие признаки существительного открываются в этом задании? (падеж, число)

Дело шуток не любит. (И.п.)

Дело знай, а правду помни. (В.п.)

И умен, и крепок, и в деле гож. (П.п.)

Всех дел не переделаешь. (Р.п.)

По твоим делам о тебе судят. (Д.п.)

Языком не спеши, а делами не смеши. (Т.п.)

Умен на словах, да глуп на делах. (П.п.)

Спецагенты, пока были в плену, подслушали коварный план похитителей, на границе они разделятся, настоящая бандероль будет в руках у злого Имени существительного, двое других злодеев будут просто отвлекать.

Подозрительные личности пытаются проникнуть за границу в составе туристических групп.

1. Зло не остается безнаказанным.

2. Его лицо зло.

3. Он посмотрел зло.Записать в тетради

Во-первых, определим, какое грамматическое значение имеет слово зло в каждом предложении.

1. (Что?) Зло не остается безнаказанным. (Предмет)

2. Лицо (каково?) зло. (Признак предмета)

3. Он посмотрел (как?) зло. (Признак действия)

Во-вторых, определим, какие морфологические признаки оно имеет, как изменяется?

1. что? злО, чего? злА, чему? злУ

Слово среднего рода, 2 склонения, изменяется по падежам.

2. Лицо злО. Улыбка злА. Лица злЫ.

Слово изменяется по родам и числам.

3. посмотрел злО; посмотрела злО; посмотрелизлО.

Неизменяемое слово, окончания не имеет. –О – суффикс.

В-третьих, определим его роль в предложении.

1. Подлежащее.

2. Сказуемое.

3. Обстоятельство.

Вывод:

1. Зло – имя существительное.

2. Зло – имя прилагательное (краткое)

3. Зло – наречие.

Посмотрите на слайд, полный ли это фоторобот существительного? О чем мы еще сказали в рассуждении? Каким образом мы можем объединить признаки существительного?

Поймали бандитов, но бандероль у них в кейсе с шифром. Чтобы открыть, надо списать предложения, раскрыв скобки, и указать, какой частью речи являются однокоренные слова.

Он сделал это (на)зло мне.

(На)зло нельзя отвечать злом.

Итак, для каждого слова в нашем языке мы можем составить фоторобот, по которому точно установим, какой частью речи слово является.

ПЛАН МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

I. ЧАСТЬ РЕЧИ. ВОПРОС. ОГЗ.

II. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ: начальная форма (И.п., ед.ч.); собственное или нарицательное; одушевленное или неодушевленное; род, склонение; падеж, число.

III. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ

1. Зло – сущ. (что?)

2. Н.ф. – зло; нариц., неодуш., ср.р., 2-е скл., ед.ч., в вин.п.

3. Отвечать (на что?) на зло.

Индивидуальные задания на карточках.

Рефлексия. Оцените свои знания по теме “Морфологический разбор существительного”. Заполните лист самоконтроля, если вы умеете определять перечисленные признаки существительного поставьте “+”, если иногда возникают затруднения – “+-“ , не умеете определять признак “-“.

Кстати, вы хотите узнать, что же было в бандероли, которую мы помогли доставить? Праздничный торт! 125 лет назад английский писатель Артур Конан Дойль написал свой рассказ “Этюд в багровых тонах”, в котором впервые появился знаменитый детектив. Поздравляем знаменитого детектива с Днем рождения!

Домашнее задание.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика